Получи документы

Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения у детей

Ольга Алексеевна Писарева
Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года- до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить запас слов, научить произносить все звуки.

Публикация «Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения у детей» размещена в разделах

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Использование музыки на логопедических занятиях способствует развитию слуховых функций речевой функциональной системы, памяти, внимания, творческих способностей, а также помогает формировать личность ребенка.

Одним из эффективных видов работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Э. Жак-Далькроз, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.). В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н. А. Берштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.

Данная тема имеет особую актуальность в настоящее время, когда во всех педагогических направлениях работы происходит взаимопроникновение и взаимообогащение между образовательными технологиями и методами.

Логоритмика (логопедическая ритмика) – одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения.

1. Музыкально-ритмическое воздействие на детей

Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.

На значение музыки в эстетическом воспитании детей уже раннего возраста указывал В. М. Бехтерев. Дети задолго до развития экспрессивной речи реагируют на музыку, звуки песни. С возрастом на ребенка действует то или иное изменение высоты тонов или мелодии звуков, ибо ребенок на одни мелодии реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие — плачем. Еще позднее начинает влиять на ребенка тембр или музыкальная окраска, так как в это время он различает тон речи. Но недостаточно руководствоваться одним сосредоточением ребенка на музыкальные пьесы. Следует учитывать саму реакцию ребенка, вызываемую музыкой. У одних маленьких детей музыка вызывает плач и раздражение, у других – радостную эмоцию и успокоение.

У детей необходимо развивать слух, тщательно подбирая для прослушивания музыкальные произведения, детские и народные песни. В. М. Бехтерев утверждал, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а, следовательно, и нравственное развитие человеческой личности.

Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной МУЗЫКИ учит делать первые обобщения и сравнения.

О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. И. Зоткина и др.

Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение — основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение.

Ритмический рисунок музыкальных произведений способствует выполнению движений разного объема и разной продолжительности. Его можно передать хлопками, шагами, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и другими движениями.

2. Средства логоритмики

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.

Слово может быть введено в самых разнообразных формах. Это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировка на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

3. Комплекс упражнений, способствующих повышению уровня речевого и музыкального развития

Упражнение «Улыбка»

Музыкальный материал: песня «Улыбка»,музыка В Шаинского.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

1-4 такты: «улыбка»- губы улыбаются, слегка обнажая зубы.

5-8 такты: «забор»- улыбнуться, показав сомкнутые зубы.

9-12 такты: «трубочка»- вытянуть губы вперед.

13-16 такты: «орешек»- узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щеку.

17-24 такты: «наказать непослушный язык», пошлепывая его губами 5-6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт.

25-28 такты: «грибок»- рот открыт, прижать широкий язык к небу.

29-32 такты: «лошадка»- рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.

Упражнение «Попутный ветер»

Музыкальный материал: вальс И. Штрауса.

Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.

Оборудование: пособия для поддувания (бумажные кораблики).

Выполнение: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на кораблик.

На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими-либо яркими музыкальными образами. Такие ассоциативные связи помогают детям отличать друг от друга и дают возможность их обыгрывать.

Упражнение «Самолеты»

Музыкальный материал: «Вальс» А Жилина.

Цель: автоматизация звуков «р» и «л».

Выполнение:

1-8 такты: дети изображают самолеты и «разогревают моторы». При этом стоят на месте, произнося звук «р».

1-8 такты (повторение): дети «заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося «р».

9-16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося «л».

9-16 такты (повторение): дети разворачиваются и бегут в противоположном направлении, произнося «л».

С окончанием музыки «полет» заканчивается.

После проведения автоматизации изолированного звука необходимо переходить к автоматизации его в слогах, фразах, тексте. Эта утомительная для ребенка работа может быть облегчена, если к ней подключить вокализацию и движение

«Заяц-Егорка»

(движение-представление)

Цель: автоматизация «р» в ходе пения потешки «Заяц-Егорка».

Заяц Егорка

Свалился в озерко (покачать головой,

держась за голову руками)

Бегите под горку, (шаг вправо, хлопок)

Спасайте, Егорку! (шаг влево, хлопок)

Звери прибегали, (два шага вперед)

В озеро ныряли, (сесть на корточки)

Тащили Егорку (изображают тянущие движения

руками, постепенно вставая)

Из речки на горку! (сделать два шага назад, продолжая

выполнять руками тянущие движения).

«Жук».

Музыка и слова Е. Макшанцевой.

Цель: автоматизация звука «ж».

Жук, жук, пожужжи,

что увидел – расскажи,

Жу-жу-жу! Жи-жи-жи!

Пожужжи и расскажи! (2 раза)

Жук:

1. Я вам песню прожужжу,

В ней о лете расскажу,

Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

В ней о лете расскажу.

2. Я вам песню прожужжу,

В ней о речке расскажу.

3. Я вам песню прожужжу,

В ней о травке расскажу.

4. Я вам песню прожужжу,

В ней о солнце расскажу.

"Ленивый жук"

Цель: автоматизация звуков «ж» и «c».

Звуко-речевая игра по стихотворению В. Фишкина.

1. Я немного пожужжу – жж (трепещут разведенными в стороны пальцами рук – «полет жука»).

2. На ромашке полежу – жж (глазами прочерчивают в воздухе траекторию полета мухи).

3. Муха в воздухе летает – вз (головой повторяют траекторию мухи)

4. Я на муху погляжу – жж (поглаживают животик)

5. Поглядел и есть пора – жж - - - ням жж - - - ням жж - - - ням

6. На обед у нас кора – ням ням (поют трезвучие в ре мажоре вниз и вверх)

7. Пожую, спою жужжалку жу-жу-жу (поют гамму в ре мажоре)

8. И улягусь до утра – а – а… (зевают).

9. Потому, что спать пора – тс – с – с – с (ложатся на ковер и засыпают).

Заключение

Организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Таким образом, использование музыки на логопедических занятиях позволяет создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развивать творческие способности детей.

Успешность работы зависит, в первую очередь, от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Публикации по теме:

Развитие детской речевой активности через пальчиковые игрыРазвитие детской речевой активности через пальчиковые игры «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский. Раннее детство считают стартовым периодом развития нравственности, духовности,.

С праздником, коллегиС праздником, коллеги 14 ноября отмечается Всемирный день логопеда. Никому из участников клуба не надо объяснять, как важна и отвественна эта работа. Да это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения у детей
Опубликовано: 4 марта 2015 в 16:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения у детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алексеевна Писарева (УИ 321638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД