Татьяна Чеснякова
Музыкально-литературная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Казачий край — земля кубанская»
▼ Скачать + Заказать документы
Татьяна Чеснякова – музыкальный
руководитель МБДОУ д/с№24
ст. Медведовс кая
Предварительная работа.
1. Чтение краеведческой литературы.
2. Изучение казачьих костюмов.
3. Слушание и разучивание казачьих песен, частушек, пословиц о казаках и о Кубани.
4. Знакомство с прикладным искусством Кубани.
Публикация «Музыкально-литературная гостиная для детей старшего дошкольного возраста „Казачий край — земля кубанская“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Кубань
- Литературные сценарии
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2020
5. Знакомство с народными кубанскими обычаями.
Программное содержание.
1. Воспитывать устойчивый интерес к родному краю, прошлому и настоящему Кубани.
2. Расширить представление о кубанском фольклоре, жизни и быте казаков.
3. Воспитывать любовь к краю, его культурным традициям.
4. Развивать стремление исполнять кубанские песни, пляски, хороводы.
5. Продолжать воспитывать у детей эстетический вкус.
6. Обобщить имеющиеся знания о настоящем и прошлом Кубани, о нравах, обычаях.
7. Развивать осознание своей связи с давно ушедшими поколениями, сопричастности с духовными традициями предков.
8. Воспитывать чувство гордости за кубанский народ и его историю.
Зал оформлен под кубанскую избу. Детей встречает хозяйка – воспитатель в народном костюме и мальчик-казачонок.
Звучит в записи фрагмент песни «Здравствуй, наша Кубань», муз. В. Захарченко.
ХОЗЯЙКА: Проходите, дорогие! Милости просим!
«Красному» гостю, красное место.
КАЗАЧОНОК : Если мы хотим кого-то встретить,
Щедро от души, с уважением большим.
Мы гостей своих встречаем круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Заходите, гости, просим! (Кланяются)
Ребенок (из гостей) : «Хлеб-соль на рушнике.
Солнце в небе, мир на земле». (гости отведывают хлеб-соль)
ХОЗЯЙКА: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли места хватило?
ГОСТЬ : Гостям то, известное дело, хватило места.
Да не тесновато ли хозяевам?
ХОЗ-КА: В тесноте, да не в обиде.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
ГОЛОС: А о чем говорить будем?
ХОЗЯЙКА: А поговорим мы о дорогом нашему сердцу кусочке земли.
Среди просторов нашей Родины, есть край, где мы живем.
Это наша Родина! Малая Родина, которая начинается у порога отчего дома. Это земля, где ты родился, где жили твои дедушка и бабушка, это земля, где твои корни. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, будешь всегда тосковать по этому милому сердцу краю, имя которому – Кубань.
Звучит мелодия, на экране чередуются слайды природы, местные достопримечательности. Под мелодию читаются стихи.
Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где речки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишнёвых рощах тонут хутора.
Земля моя, любовь моя, земля –
Твоих полей шершавые ладони
Теплы, как руки матери моей,
И сладко пахнет на закате донник,
Он как воспоминанье давних дней,
И нет тебя желанней и родней,
Кубань моя! (В. Саакова)
ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ:
Над тихою речкой колышутся ивы,
Станицы Кубани певучи, красивы,
А лучше станицы Медвёдовской нашей
Нигде я не встречу красивей и краше.
Есть много станиц на Кубани родной,
В них добрые люди живут,
Но отдано сердце лишь только одной,
Что Родиной нежно зовут.
Посмотрите вокруг: зачарует краса.
Нет края прекраснее нашего.
Золотятся хлеба, золотеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
А какие сады на Кубани у нас!
А какие девчата-красавицы!
Кубань – это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится.
Исполняется песня «Казачки-невелички», сл. Ж. Цикало, муз. Т. Чесняковой
ХОЗЯЙКА: Богат наш край трудовыми людьми, они возделывают поля, выращивают пшеницу и другие культуры, занимаются животноводством. Издавна у нас на Кубани после трудового дня, с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть. А какой отдых без задорных частушек, весёлых плясок и народных игр?
РЕБЕНОК: Во станицу погулять вышли казачата,
Веселятся от души парни и девчата!
Инсценируется песня «Кубанские казаки»
ХОЗЯЙКА (поднимает с пола подкову) :
Расскажу вам одно старинное казачье поверье. В старину на Кубани считалось : кто найдёт подкову, тому она счастье принесёт. Проверим, кому же повезет?
Проводится игра «Передай подкову».
(дети стоят по кругу и под кубанскую мелодию «Ой, во поле травушка» передают подкову из рук в руки, при остановке мелодии у кого в руках окажется подкова, то выходит в круг и танцует под общие аплодисменты)
ХОЗЯЙКА: А какая интересная игра «Панас» (выбирает водящего и завязывает ему глаза).
Проводится игра «Панас»
Водящего ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают:
-Панас, панас, на чём стоишь?
-На камешке.
-Что продаёшь?
-Квас.
-Ну, лови три года нас, да под лавочки не лазь!
После слов участники расходятся по площадке, жмурка идёт их искать. Дети пока их ищет Панас, не сходят со своих мест, но они могут присесть, встать на четвереньки, на колени. Найденный игрок становится «Панасом» только в том случае, если он его узнает и назовёт по имени.
Ребенок: Встанем дружно мы рядком,
Да частушки пропоём! (Группа детей исполняет частушки)
Эх, сторонушка родная,
Вы, родимые края.
Здесь повсюду нас встречает
Эх, кубанская земля!
Мы – кубанские ребята,
По – кубански говорим.
Хорошо живём, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
Ой ты, ива-ивушка,
Раскудря-кудрявая,
Хороша ты, Кирпили,
Речка величавая!
Я люблю свою станицу
И скажу вам не тая:
Не найти такой станицы,
Как Медвёдовка моя!
Мы вам пели и плясали,
Постарались от души.
Хороши наши частушки,
Да и сами хороши!
ХОЗЯЙКА: В нашей станице есть казачество, которое помогает поддерживать порядок и старинные обычаи.
Дети исполняют песню «У Кубань-реки»
Ребенок: Много станиц на Кубани родной,
Но наша, поверьте, красива!
Река, словно пояс её обвила,
Постой, полюбуйся на диво!
Звучит веселая кубанская мелодия, в зал, пританцовывая, входит корова.
КОРОВА: Му-у-у-у! Здравствуйте, всем говорю!
ХОЗЯЙКА: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел…
КОРОВА: Я – Кубанская Бурёнка!
ХОЗЯЙКА: Ты уж с пастбища пришла?
КОРОВА: Молочка вам принесла.
Ведь кубанская Бурёнка качеством своим горда.
Кто моё молочко пьёт, тот здоровеньким растёт!
Кто хочет отведать моего молочка?
Проводится игра-соревнование «Кто быстрее выпьет молоко»
(соревнуется несколько участников).
ХОЗЯЙКА: Ой, какое вкусное молочко у нашей Кубанской Бурёнки! Спасибо тебе, коровка! Всё выпили. Похлопайте, ребята, нашим богатырям.
КОРОВА: Вот это да! За старание- награда! Только снять с рогов её надо.
Ведущий снимает с рогов коровы медали и вручает детям.
КОРОВА: За веселье всем спасибо, детвора! Ну, а мне уже домой к себе пора! Му-у-у!
ХОЗЯЙКА: Ну-ка, хлопцы, казаки,
На подъем вы все легки.
Выходите в круг сейчас
На казачий перепляс!
Исполняется «Кадриль»
ХОЗЯЙКА: Вот какой народ кубанский хлебосольный!
Много в нём душевной теплоты.
Славься, край певучий и раздольный,
Красота родимой стороны.
РЕБЕНОК: Если вы не бывали в станице у нас,
Приезжайте к нам в гости, мы ждём.
По станице родной в светлый утренний час,
Красотою любуясь, пройдём.
РЕБЕНОК: Как прекрасны сады, и цветы, и поля!
А какие здесь люди живут!
Так стройны и красивы стоят тополя!
А какие здесь песни поют!
Ты цвети, моя Кубань, становись все краше.
Не уронит честь казачью поколенье наше!