Пахомова Надежда
Музыкально-образовательная деятельность в подготовительной группе «В гости к Митрошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма НОД: коммуникативная (беседа и ситуативный разговор,
игровая (игра – путешествие, музыкально – художественная (слушание, исполнение, познавательная (решение проблемных ситуаций.
Форма организации: подгруппа.
Цель:
- обобщать знания детей о русском фольклоре: пословицах, народных песнях, русских народных инструментах, частушках – небылицах.
Задачи:
Образовательная область «Музыка»
Публикация «Музыкально-образовательная деятельность в подготовительной группе „В гости к Митрошке“» размещена в разделах
- обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;
- способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- разучить движения русского народного танца «Лошкари»;
-закреплять умение петь самостоятельно индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением;
- продолжить учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Образовательная область «Социально-коммуникативная»
-продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Образовательная область «Речевое развитие»
- развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания.
-пополнять литературный багаж пословицами, небылицами.
Образовательная область «Познавательная»
-продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с русской народной культурой.
- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству;
Образовательная область «Физическое развитие»
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Словарная работа:
- обогащение словарного запаса - традиции, касатушки
Атрибуты:
1 Письмо в конверте;
2 Матрёшка;
3 Инструменты по количеству детей;
4 Расписной самовар;
5 Избушка;
6 Картинки с изображением инструментов;
7 Баранки по количеству детей
8 Стульчики по количеству детей;
Музыкальный репертуар.
1. «Вологодские кружева» Р. н. м.
2. Валеологическая песенка - распевка «Добрый день»
3. Коммуникативная игра «Ты шагай»
4. По куплету из русских народных песен:
«Как пошли наши подружки»;
«Ах, вы сени»;
«Я на горку шла»;
5. Записи голосов инструментов: балалайка, свистулька, гармонь, рожок, колокольчики.
6. «Лошкари». народная мелодия
7. Частушки – небылицы
8. Песня-танец «Пых, пых самовар»
Предварительная работа:
Оформление зала в народном стиле, разучивание с детьми пословиц и поговорок о русской песне, русских народных песен, частушки – небылицы, беседы о народных инструментах.
(Под русскую народную мелодию «Вологодские кружева» дети заходят в зал).
(Музыкальный руководитель встречает детей в зале).
Здравствуйте дети. Наша встреча не случайно началась со слова «здравствуйте». Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, желаем добра, благополучия. А ещё вот как можно поздороваться:
День добрый детушки – касатушки!
Проходите, не стесняйтесь.
Удобненько располагайтесь.
Много у меня ребят и для каждого ласковое слово найдётся!
Наши деточки в дому, что оладушки в меду,
Что малиночки в саду, сладки яблочки в саду.
М. р: Ребята, а теперь вы поздоровайтесь друг с другом
Речевая игра «Ты шагай»
Ты шагай, ты шагай
И смотри не прозевай,
Ты шагай, ты шагай
Себе пару выбирай.
Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой,
Пальчиком и локотком
И. конечно, язычком
М. р: Посмотрите, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с нашими дорогими гостями.
Дети: Добрый, добрый, добрый день,
Нам здороваться не лень,
Здравствуйте! (сделать рукой поклон)
М. р: Вот и хорошо я вижу, что у вас хорошее настроение.
(Предлагаю пройти сесть на стульчики).
(раздается стук в дверь, влетает воздушный шарик, на котором прикреплено письмо)
М. р: Ой, смотрите, с шариком летит письмо, что – тот скажет нам оно
Мы его сейчас поймаем, что написано узнаем. (ловим шарик)
(открываю, читаю)
«Дорогие ребята! Я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю вам совершить путешествие в страну фольклора. Ваш дедушка Фольклор»
М. р: Ребята, ответьте мне на вопрос, что такое фольклор? (ответ детей)
Тогда совершим сегодня путешествие по стране фольклора?
(Голос в записи)
Здравствуйте, детишки,
Озорники и шалунишки!
Я – самовар Митрошка
Из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке
Возле леса на опушке.
Приготовил я ребятки интересную загадку.
Загадка:
Ростом разные подружки
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка. (Матрёшка)
(Матрёшка стоит на столике накрыта салфеткой. Снимаю салфетку и говорю) :
М. р: Стоит самовар – Митрошка
А с ним рядышком матрёшка.
М. р. : Как вы думаете, дети, почему именно матрёшка, а не другая игрушка, (например, робот, или фиксик, или смешарие).
(Дети отвечают)
(В каждой, из них находятся картинки с изображением вида путешествия)
М. р: Вот они, матрёшки, славненькие крошки! Посмотрим, какая подсказка в них находится. (Открываю матрёшку, достаю картинку с изображением поющих детей).
(М. р. показываю детям картинку поющих детей, и определяем задание, которое надо выполнить)
Ну что, ребята, отправимся в гости к новому другу - самовару Митрошке? (да)
Путешествие, ребята,
Не дается без труда.
Отвечайте дружно, хором,
Вы к труду готовы?
Дети: да!
Тогда подойдём к матрёшке
Народная пословица гласит: «Песню запеваем – дорогу коротаем». Девочки поют начало песни, допевать же будем вместе!
Варя: Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять
Дети: Дело, дело, дело, да
В лес по ягоды гулять
Лариса: Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои
Дети: Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Маша: Я на горку шла,
Тяжело несла
Дети: Уморилась, уморилась,
Уморилася
М. Р: Чтобы нам продолжить наше путешествие, подойдём к другой матёшке и прочитаем следующее задание. (Читаю) Назовите пословицы про песню?
1 реб Беседа дорогу коротает,
А песня – работу.
3 реб. Не всяк весел, кто поёт.
М. Р: А нам, ребята, весело? Тогда продолжим наше путешествие.
М. р Видите, стоит избушка
В ней живет наш друг Митрошка
Вы к избушке подойдите
И тихонько постучите.
В этот домик я войду
Кто живёт там, посмотрю. (Захожу в домик покрываю на голову цветной платок. надеваю дидактическую юбку с кармашками разного цвета)
Я –сеструшка-Веселушка
И Митрошкина подружка
Вместе в домике живем
И гостей к себе зовем
Самовар уж закипает
И баранки поспевают
Мы к матрёшечки пройдём
Там задание найдём. (Вынимаем картинку с русскими народными инструментами. На обратной стороне – игра «Угадай, что звучит»).
Нужно определить по звучанию русский народный инструмент и рассказать для каких целей их использовали в старину. При правильном ответе берёте картинку и прикрепляете на юбку.
1. Колокольчики (привязывали на шею коровам, козочкам чтоб не потерялись.)
2. Свистульки (Чтобы забавлять детей)
М. р: А из чего их делали? (из глины, дерева)
3. Рожок (из рогов коровы. Чтобы пастух быстрей собрал коров в стадо. Они шли на звук рожка).
4. Балалайка. (из сухого дерева, потом натягивали 3 струны расписывали и играли).
5. Гармошка. (это народный инструмент, под нее пели и плясали)
Веселушка: Посмотрите, какая картинка еще осталась, что там изображено?
Дети. Ложки
Веселушка: Почему ложки считаются музыкальным инструментом, ведь ими едят кашу, щи?
Дети: на них можно играть.
Веселушка: А сейчас мы с вами потанцуем. Русский народный танец «Лошкари» (Разучивание танца без ложек, затем с ложками).
Веселушка. Если инструменты звучат одновременно, что это такое? (Оркестр). Какие оркестры вы знаете? (оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, симфонический оркестр. Идёт показ слайдов).
Веселушка. (предлагаю подойти к матрёшки, чтобы посмотреть следующее задание)
А вот еще одна хитрая загадка: Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой? (голос).
Веселушка: Голосок наш так хорош, он частушки нам споет
Частушки – небылицы
Варя: Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
Артё м: На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Лариса: Под овином две сороки
Жарили варенье.
Куры съели петуха
В это воскресенье!
Маша: У козла в бороде
Жили две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
Оля: Дед кудрявый, без волос
Тоненький, как бочка
У него детишек нет,
Только сын да дочка!
Веселушка: Ребята, это какая – то чепуха у вас получилась, а не частушки! Разве так бывает: куры съели петуха, корова сапоги надевает, у козла в бороде живут лягушки…
Конечно, это смешно, но ведь так не бывает! Как же это называется?
Дети: Небылицы!
Сесетрушка-Веселушка: Самовар-Митрошка, мы выполнили все ваши задания. (Обращается к самовару)
(голос самовара) :
Вы, ребята, молодцы справились с заданием
А теперь я говорю всем вам до свидания!
Веселушка: Ребята, вам понравилось путешествие?
Дети: Да.
(на столе лежат смайлики весёлые и грустные)
Веселушка: Тогда я вас попрошу подойти к столу, взять смайлик, который будет выражать ваше настроение и вложить его в конверт на мольберте. (на конвертах приклеены картинки сегодняшнего путешествия)
Веселушка: Вот и подошло к концу наше музыкальное занятие. Мы были с вами одним целым, дружным, сплоченным коллективом. Спасибо вам, ребята. (выношу из домика баранки).
А теперь, за самоваром да с ладком
С вами мы чайку попьём. (Уходим в группу).
Список используемой литературы:
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. –Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013
Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением/ авт. И. Каплунова, И. Новоскольцева. – Издательство «Композитор». –Санкт-Петербург, 2008
Народные игры и традиции в России. / авт. В. Григорьев. – М. ,1991
Интернет-ресурсы: