Папки-передвижки

Музыкально-познавательный проект воспитательной направленности для детей подготовительной группы «Дошкольник — патриот»

Евгения Капитонова
Музыкально-познавательный проект воспитательной направленности для детей подготовительной группы «Дошкольник — патриот»
▼ Скачать + Заказать документы

музыкально-познавательный проект воспитательной направленности для детей подготовительной группы «Дошкольник - патриот»

Идея проекта:

музыкальный руководитель – Капитонова Е. А.

1. Актуальность проблемы

Публикация «Музыкально-познавательный проект воспитательной направленности для детей подготовительной группы „Дошкольник — патриот“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание дошкольников является основой для формирования будущего гражданина России. Любовь в своему Отечеству, уважение к её истории и культуре возникают не сами по себе, - это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса. 5-6 лет – переходный возраст между выпуском из детского сада и поступлением в начальную школу. В этом возрасте личность ребёнка способна воспринять такие сложные понятия, как: Родина, президент, музыкальное искусство, народное творчество, независимость, символ, защитник Отечества и др. Таким образом, на занятиях в группе с воспитателями, на музыкальных занятиях, а также в семье можно использовать этот возраст для формирования в ребёнке основ патриотической личности.

Для ребёнка Родина начинается с родного дома, природы вокруг, с семейных традиций и праздников, с фотографий; знакомство с историей своей Родины и её героями начитается с образовательной деятельности, которая включает в себя различные методы: наблюдения, беседы, экскурсии, вечера досугов, праздничные концерты…

Понятие патриотизм весьма обширное. Проект «Дошкольник – патриот» включает в себя «музыкально-познавательную» сторону и воспитательную направленность. Всю эстетику русской национальной культуры можно отобразить через примеры народной музыки (народные песни, танцы, народные игры, а также через фрагменты сочинений русских композиторов, и то и другое присутствует в материалах программы по музыкальному воспитанию в ДОУ. На музыкальных занятиях дети с удовольствием слушают произведения Даргомыжского А. С., Глинки М. И., Мусоргского М. П., Бородина А. П., Римского-Корсакого Н. А, Чайковского П. И., Рахманинова С. В. и др., творчество которых основано на фольклоре.

Тема «Победы» в Великой Отечественной Войне – одна из основополагающих в нашей реальности. Здесь ярко прослеживается связь поколений: дедов – победителей и внуков – будущего нашей страны. Воспитательный процесс должен способствовать передаче этой преемственности. «Песни Победы» - не только обширная тема для обсуждения с детьми, но и хороший педагогический ход: через музыку военного времени вызвать у детей эмоциональный отклик и уважение к героическим вехам истории нашей страны.

Современное общество весьма требовательно к подрастающему поколению. Дети должны быть хорошо воспитаны, эрудированны, социально активны, конкурентоспособны, мобильны, политически грамотны. Дошкольник находится в самом начале пути овладения этими «качествами успешности». Говоря на занятиях о государстве, государственных символах России и пр., необходимо вызвать у детей понимание «серьёзности», поднимаемых вопросов, желание в будущем участвовать в судьбе родной страны.

2. Описание проекта

Технологическая карта проекта

Тип проекта:музыкально-познавательный проект воспитательной направленности;

Срок реализации: апрель – июнь 2021 г;

Идея проекта: музыкальный руководитель – Капитонова Е. А. ;

Реализация проекта: музыкальный руководитель – Капитонова Е. А., воспитатели – Заболотняя Л. Н., Орлова Е. В. ;

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители;

Возраст детей: 5-6 лет;

Методы и формы работы:

- беседы;

- события, презентации;

- тематические занятия, досуги;

- интегрированные занятия;

- совместная деятельность детей и родителей;

Краткое описание проекта

- Идея проекта возникла во время подготовки подготовительной группы к весеннему празднику («Встреча Весны», сценарий которого был полностью построен на русских народных темах (приметы, пословицы-поговорки, песни-заклички Весны, хороводы и пр.). Детям с удовольствием разучивали народные танцы, особенно полюбилась песня «Самовар». На занятиях дети задавали вопросы, интересовались «почему в песнях так необычно произносятся слова» (народный слог, просили рассказать про народные традиции встречи весны, с азартом играли в народные игры. На этом этапе возник запрос со стороны детей к патриотической проблематике;

- Затем, в связи с праздником «9 мая» возник следующий этап – Событие с показом презентации: «Песни Победы. Катюша», в результате выстроилась относительно чёткая схема проекта по форме и содержанию;

- Событие с показом презентации: «12 июня – День России»;

- Разучивание и on-line показ для родителей зримой песни «Бескозырка» (из реп. Р. Газманова);

- Стенгазета детей и родителей «Прогулка по району «Металлострой»»;

- Последним итоговым мероприятием проекта явилось запланированное на конец июня интегрированное занятие «У России синие глаза». Которое включает в себя две составляющие: 1. Разучивание на музыкальных занятиях песен о России; 2. Пленэр на территории детского сада – «Берёзка – символ России»;

3. Этапы проекта. Цели и задачи

Три этапа проекта

I. Подготовительный этап

Цели и задачи:

1. Разработать план реализации проекта

2. Создать условия для формирования интереса родителей и детей к участию в проекте.

3. Подготовить музыкальный и тематический материал для познавательной и творческой деятельности;

II. Основной этап

Цели и задачи:

1. Приобщить детей к традициям русского народа, познакомить с народными танцами, песнями, играми;

2. Познакомить детей с военными песнями, историей возникновения песни «Катюша» и её популярностью; разучить ряд военных песен;

3. Познакомить детей с содержанием праздника «12 июня - День России», с государственными символами, а также с музыкой русских композиторов в народном стиле;

4. Подготовить с детьми зримую песню «Бескозырка»;

III. Заключительный этап

Цели и задачи:

1. Обобщить знания полученные на проекте знания детей;

2. Организовать итоговое мероприятие и выставку продуктов реализации проекта;

Основная задача проекта:

Воспитать в детях патриотическое чувство; вызвать любовь к истории, к музыкальной культуре, основанной на фольклоре; обогатить музыкальный опыт детей; расширить знания о ВОВ и России;

4. Ожидаемые результаты

для детей: эмоциональный отклик и интерес к событиям и содержанию проекта; повышение интереса к истории и народной культуре России; образование основ патриотизма в детях;

для педагогов: повышение собственной компетенции в вопросах формирования патриотического воспитания дошкольников; создание музыкально-познавательной и воспитательной среды для детей; реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала детей;привлечение родителей для совместной работы;

для родителей: сформированная активная родительская позиция; повышение компетенции родителей в вопросах патриотического воспитания; активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ; заинтересованность родителей в дальнейшем проведении совместных мероприятий;

Ресурсное обеспечение: ноутбук, интерактивная доска, методическая и познавательная литература, интернет ресурсы, продукты проекта (семейные и творческие работы);

В процессе выполнения проекта использовались следующие технологии: ИКТ, планирование деятельности (метод отбора материала) методы и приёмы поддержки инициативы и самостоятельности детей, выражении своих чувств и мыслей.

5. Реализация проекта

В течение периода апрель – июнь были подготовлены и проведены четыре из пяти запланированных мероприятия проекта. Итоговый Пленэр «Берёзка – символ России» назначен на последнюю неделю июня. Финальной точкой станет выставка детских рисунков.

Каждое из событий сопровождалось информационной базой, музыкальным оснащение, практическими творческими работами детей и участием и поддержкой родителей, а также их домашней работой с детьми (разучивание стихов по теме ВОВ, о России, тексты песен, рисунки, фотографии).

Воспитатели на протяжении всего проекта корректировали ход мероприятий в контексте возникающих интересов со стороны детей, их интеллектуальных запросов и творческих возможностей.

В событии «Песни Победы. Катюша» мальчики увлечённо рассматривали слайды с военной техникой, особый резонанс вызвал слайд «Знамя победы над Рейхстагом». Касаясь вопросов войны с детьми педагоги должны стремиться заложить идею «Мира». Война – страшное явление, которое уносит жизни мирных людей со стороны всех участников военных действий. Мальчики по своему предназначению – защитники, полные отваги, героических устремлений. Такое содержание требует реализации. Педагоги должны понимать характер каждого ребёнка и находить нужные способы реализации.

Девочки с удовольствием музицировали – пели военные песни, читали стихи. Для них в презентации были близки темы «Женщины на фронте», «История песни Катюша», «Салют Победы» и др.

Событие «12 июня – День России» визуальный ряд презентации сопровождалсяподборкой музыкальных фрагментов из сочинений русских композиторов («Богатырская симфония» А. П. Бородина, «Первая симфония» В. В. Калинникова, «Камаринская» и «Русский танец» П. И. Чайковского и др.). Дети внимательно слушали историю возникновения праздника, отвечали на наводящие вопросы. Особенно близкими для детей оказались темы символов России: «Российскийтриколор», «Богатыри», «Матрёшка». Неожиданно возникла интересная беседа с детьми: «не все сказки являются русскими народными». Дети с удовольствием начали вспоминать все известные им названия и эмоционально реагировали, когда узнавали автора сказки.

В работе над зримой песней детям понравилось чувствовать себя участниками «танцевальной группы», выполнять энергичные движения под современную музыку. Предварительно была проведена воспитателями беседа о службе в армии на флоте, разобраны сложные термины, проведена игра-викторина.

Пленэр обещает явиться для детей и преподавателей новым ярким событием. Поскольку к этому моменту уже накоплен соответствующий потенциал, есть результаты, на которых можно строить дальнейшую работу с детьми в направлении патриотического воспитания.

6. Фактические результаты проекта

Проект почти полностью реализован. У детей имеются знания и опыт по всем событиям проекта. Пополнен словарный запас и кругозор детей.

Получен положительный отзыв родителей на тему и события проекта. Собраны материалы для стенгазеты «Прогулка по району «Металлострой»».

Дети познакомились с большим пластом русской музыкальной культуры на примерах народной музыки и фрагментов произведений русских композиторов. Дети узнают произведения, называют композитора. Разучено большое количество русских народных танцев, проработаны элементы движений, соответственно дети получили хорошую пластическую подготовку, научились выразительно танцевать. С удовольствием поются детьми, теперь ставшие знакомыми военные песни, эмоционально, с чувством гордости и уважения.

Дети знают много русских народных пословиц и поговорок, примет. Продолжается интерес на занятиях к народным костюмам, традициям.

Педагоги сумели во время реализации проекта объединить разные по тематизму события (ВОВ, Победа, «День России», русский фольклор) в достижение одной главной цели: патриотическое воспитание детей в БДОУ и успешно провели намеченный план до итогового мероприятия.

7. Список литературы

1. Гамаль Е. В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по изучению государственной символики/ Е. В. Гамаль – СПб. : Полиграфуслуги. 2006. – 64 с.

2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду/ под ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва: Сфера. 2010. – 158 с.

3. Зеленова Н. Г. Мы живём в России: гражданско–патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа/ Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. – Москва: Издательство Скрипторий 2010. – 109 с.

4. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе: песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции/ Г. М. Науменко. – Москва: ЛИНКА – ПРЕСС. 2000. – 222 с.

5. Дом, в котором я живу: методическое пособие по использованию краеведческих материалов о социокультурном пространстве малой Родины/ Творческое объединение педагогов Колпинского района Санкт-Петербурга «Моя малая Родина». СПб. 2021. -132 с.

6. https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

7. https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200801213

8.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/06/02/detskiy-tvorcheskiy-proekt-pesni-s-kotorymi-my-pobedili

9. http://io.nios.ru/articles2/88/5/pedagogicheskiy-proekt-ya-pomnyu-ya-gorzhus

10. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-my-risuem-muzyku.html

11. http://zanimatika.narod.ru/RF7.htm

8. Приложения

«Песни Победы. «Катюша»»

19 слайдов презентации

1. «Священная война»; 2. Нападение Германии. Оборона Брестской крепости; 3. «Вставай, страна огромная!»; 4. Окопы; 5.6. «Подростки на военном заводе»; 7. «Женщины на фронте»; 8. «Солдаты; 9 «Моряки»; 10. «Война на суше»; 11. «Лётчики»; 12. «Партизаны»; 13.14. «Минуты отдыха»; 15.16. «Песни, с которыми мы победили»; 17.18. «День Победы»; 19. «Праздничный салют»;

История возникновение песни «Катюша» и её популярность

Песня «Катюша» была написана ещё до Великой Отечественной войны в 1938 г. поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером. Исаковский написал несколько строф о девушке Катюше, которая, выйдя на берег реки, запела нежную песню о своём возлюбленном. Однако, дальше у поэта сочинять не получалось. Работа продолжилась после знакомства с композитором, который включил ещё не законченную песню в программу своего концерта в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Идея песни всем очень нравилась, решили остановиться на развитии сюжета, в котором девушка Катюша передаёт привет пограничнику, стоящему на страже Родины. 38-39 гг – это было тревожное время. На границе японские самураи устраивали провокационные вылазки; Испания полыхала в пламени войны…

Песню исполнили, записали на пластинку. «Катюша» приобрела, необыкновенную популярность. Она распевалась в городах и селах, на праздничных семейных застольях…

Когда в 1941 г началась Великая Отечественная война, ласковым именем «Катюша» назвали боевую машину залпового огня БМ-13, которая своей мощью наводила панический ужас на фашистов. Во время войны песня продолжала звучать и стала символом периода тяжёлых испытаний для нашей и страны.

Текст песни переделывали. После Победы, в мирное время исследователи собрали более ста вариантов переделок.

«Катюшу» полюбили и иностранцы. Существую: испанская, немецкая, французская, японская, монгольская, вьетнамская, болгарская, чешская, венгерская, китайская, еврейская и английская версии песни «Катюша».

В г. Смоленске благодаря усилиям поэта Михаила Исаковского в 1985 г. был открыт Музей песни «Катюша».

Дети разучивают песню «Катюша» в сопровождении М. Р.

2. Зримая песня «Бескозырка белая»

Проигрыш.

(8 (10) детей стоят двумя колоннами друг за другом. Маршируют под музыку. Остальные дети образуют хор. Стоят отдельно от танцующих.

Одна из колонн начинает движение и выстраивается в линию. Вторая колонна к началу пения завершает движение, выстраиваясь в линию второго ряда.)

1. Бескозырка белая, полоской воротник,

Пионеры смелые спросили напрямик:

«С какого парень года,

С какого парохода

И на каких морях

Ты побывал, моряк?»

Припев:

У матросов нет вопросов,

У матросов не проблем!

Никогда матрос не бросит

Бескозырку насовсем!

2. Ленты за плечами, как флаги за кормой

Смело отвечает парень молодой

«Эх, мы друзья со флота,

Недавно из похода.

Одиннадцать недель

Гостили на воде!»

(Руки на плечи друг другу, качаемся, как волны, каждая линия в противоположную сторону

Отставляем на пятку правую ногу, приставляем

Отставляем на пятку левую ногу, приставляем

Кружимся 1 раз, руки за головой)

3. С водопада падали, стояли на мели…

А сколько мы товарищей хороших намели.

«Ах, сколько песен спели,

А сколько рыбы съели!

Одних пятнистых щук

Поймали сорок штук

4. Бескозырки белые, как чайки за кармой.

Парни загорелые, каюта – дом родной.

Нам завтра снов в море,

Качаться на просторе.

Увидим много стран

И синий океан.

Припев.

(Дети маршируют по кругу. Повторяют движения припева.)

Публикации по теме:

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта: «Весенние изменения в природе». Проблемное.

Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы «Наши домашние питомцы»Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы «Наши домашние питомцы» Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы «Наши домашние питомцы». Автор проекта: воспитатель МАДОУ детский сад № 7.

Музыкально-познавательный праздник в подготовительной к школе группе «Апрельский полет» к Дню Космонавтики Сценарий музыкально-познавательного праздника в подготовительной к школе группе «Апрельский полет», посвящённый дню Космонавтики Цель: расширять.

Познавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группыПознавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группы Познавательный проект на тему: «Занимательная математика» для детей старшей группы. Актуальность. Математика – один из наиболее сложных.

Проект «Обыкновенный гений — С. Я. Маршак» подготовительной группы компенсирующей направленностиПроект «Обыкновенный гений — С. Я. Маршак» подготовительной группы компенсирующей направленности Проект «Обыкновенный гений - С. Я. Маршак» подготовительной группы компенсирующей направленности. 1. Проект на тему: «Обыкновенный.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Семейные праздники. Продукты питания»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Семейные праздники. Продукты питания» 2. Проблемное поле проекта: проект направлен на формирование представлений о ценности семейных праздников. 3. Цель: расширить знания детей.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Страна Светофория»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Страна Светофория» 1. Проект подготовительной группы компенсирующей направленности "Страна Светофория" 2. Проблемное поле проекта: элементарные правила дорожного.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «В солнечном царстве, в космическом государстве»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «В солнечном царстве, в космическом государстве» 1. Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «В солнечном царстве, в космическом государстве» 2. Проблемное поле проекта:.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Зимние забавы»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Зимние забавы» 1. Проект подготовительной группы компенсирующей направленности "Зимние забавы" 2. Проблемное поле проекта: проект направлен на формирование.

Проект «Зимующие птицы» подготовительной группы компенсирующей направленностиПроект «Зимующие птицы» подготовительной группы компенсирующей направленности 1. Проект "Зима. Зимующие птицы" подготовительной группы компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: проект направлен на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-познавательный проект воспитательной направленности для детей подготовительной группы «Дошкольник — патриот»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 22:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-познавательный проект воспитательной направленности для детей подготовительной группы «Дошкольник — патриот»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Капитонова (УИ 2632829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД