наталья лукьяненко
Музыкальное воспитание как часть системы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Учитывая работу с детьми ТНР и ЗПР, назову общие проблемы в музыкальной деятельности :
- слабое слуховое восприятие музыки;
- несогласованность движений и музыки;
- трудности в выполнении танцевальных движений;
Публикация «Музыкальное воспитание как часть системы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
- плохая ориентировка, недоразвитие мелкой моторики;
- недостаточно развито чувство ритма;
- слабый артикуляционный аппарат, плохая дикция, речевые нарушения, трудно запоминают текст песен;
- ограниченный словарный запас, затрудняются в определении характера музыки;
- замкнутость, неактивность, неустойчивое внимание.
Главной целью музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ считаю помочь им активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки, с помощью музыки совершенствовать и корректировать различные отклонения. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности и посредством различных форм музыкальной деятельности.
Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. Организованная образовательная деятельность - основная форма организации музыкального воспитания детей, а так же коррекции отклонений в развитии детей. Она основывается на программных требованиях, составленных с учетом психологических, возрастных особенностей детей. При проведении её учитываются возможности и потребности здоровых детей и детей с ОВЗ посредством разных видов музыкальной деятельности.
Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Для осуществления музыкального обучения с детьми ОВЗ, принимая во внимание характерные особенности детей и учитывая стоящие коррекционные задачи, появилась необходимость использования нетрадиционных эффективных методик. Особое внимание обратила на программу Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», которая, по моему мнению, имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ, а главное – творческого развития детей, что необходимо по ФГОС. Основой методики Т. Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Музыкальная основа методики : различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная музыка.
Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соеденены музыка, речь и движение на основе импровизационного подхода. Это активное исполнение музыки. Элементарное – простое, доступное всем, от слова «элемент». Простые элементы: мелодия, ритм, тембр. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая). Элементарное музицирование – это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат. Особенность такой методики – она может применятся в разных сферах, в том числе и в коррекционной деятельности ребёнка с ОВЗ.
Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
Музицирование - одно из самых доступных форм ознакомления с миром музыки.
Значение музицирования:
1. развивает ритмический слух, вокально – слуховую координацию;
2. оказывает воздействие на формирование речевой функции детей;
3. формируются все компоненты музыкального слуха : тембровый, динамический, ритмический, мелодический;
4. развивает мышечный аппарат, развивает голосовые данные;
5. побуждает мысль и фантазию;
6. совершенствует координацию движений, повышает жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение.
Представляю вашему вниманию совместную музыкальную деятельность с детьми комбинированной группы с использованием представленной технологии.
Описание упражнений и игр:
1. Приветствие с помощью звучащих жестов.
2. Ритмодекламация с ритмическими палочками. Потешка «Божья коровка».
Дети сидят на коленях по кругу.
Божья коровка, улети на небо, (Стучат палочка о палочку один раз и два раза стучат по полу)
Там твои детки, кушают конфетки, (стучат палочка о палочку по кругу)
Всем по одной, а тебе ни одной (стучат по коленям и по полу)
3. Речевая игра. Музыка «Полька» А. Филиппенко.
Спросить у детей, любят ли они фруктовый салат. Назвать фрукты, из которых можно приготовить фруктовый салат. Составить ритмическую цепочку, например:
Ба-нан, яб-ло-ко, гру-ша, а-пель-син.
Прохлопать ритмическую цепочку под музыку 1ч. На вторую часть музыки предлагается поиграть звучащими жестами кто как хочет («заправляем наш салат взбитыми сливками»)
4. Поэтическое музицирование. «Зимнее рондо»
Спросить у детей, на чем можно поехать в лес. Сказать, что в лесу зимой можно увидеть много интересного. Игра проводится сидя на полу. Рассказывая сказку, постепенно раздаются инструменты, на которых дети сопровождают звучанием то, о чем рассказывается.
Едем, едем, на лошадке, по дороге зимней, гладкой,
• скок, скок (2 раза) коробочка
Санки скрипят, рубель
Бубенчики звенят, бубенцы
Дятел стучит, кастаньеты
Вьюга свистит, дудочка
Белка на елке орешки все грызет: цок, цок, цок, тон блок
Рыжая лисичка зайчика все стережет, маракас
Холод, холод, дуем в бутылочку
Стужа, стужа, треугольник
Снег пушистый кружит, кружит металлофон
Ехали мы, ехали, наконец, доехали
В ямку – бух, хлопушка
С горки – ух! ксилофон
Приехали! Все инструменты одновременно
5. Активное слушание и музицирование Д. Шостакович «Вальс – шутка».
Дети берут предложенные инструменты: колокольчики, треугольник, металлофон. Педагог рассказывает сказку.
Жили-были два друга: большой и маленький колокольчик. Вот однажды: на улице была хорошая погода, и маленький колокольчик решил пригласить своего друга на прогулку. Он позвонил ему по телефону. Большой колокольчик еще спал, он услышал звонок и сказал: кто, ну кто, ну кто же там? И не ответил. Тогда маленький колокольчик позвонил ему снова, а потом еще раз, но большой колокольчик ему не отвечал. Тогда на помощь маленькому колокольчику пришел дедушка металлофон. Он жил по соседству с большим колокольчиком. Он провел палочкой у него прямо возле уха: вжик, вжик. И тогда большой колокольчик проснулся и вместе со своим другом отправился на прогулку.
Дети слушают сказку, одновременно музицируют на музыкальных инструментах, повторяя ритм музыки, под аккомпанемент педагога.
6. Музыкально – ритмическая композиция с музыкальными инструментами. Музыка с диска Т. Э. Тютюнниковой La - La Bastringue
1 вариант: дети стоят в кругу
1 часть : бегут в круг дети с бубенцами и обратно, затем дети с колотушками.
2 часть : стучат по правой ноге, одновременно ритмично играя на своих инструментах, затем дети с бубенцами перебегают по кругу, меняясь местами.
2 вариант: дети стоят парами по кругу, в руках инструменты
1 часть : ритмично играют по очереди на своих инструментах
2 часть : стучат по правой ноге, одновременно встряхивая инструментом, затем внешний круг перебегает вправо на другое место, а дети во внутреннем круге одновременно кружатся на месте.
7. Игра на детских музыкальных инструментах. Оркестр В. А. Моцарт «Турецкое рондо»