Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации

Мухина Евгения Юрьевна
Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации

Музыкальное воспитание в ДОУ

Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его таланты, идет активное развитие личности.

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к их содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания:

Область «Музыка» входит в совокупность образовательных областей программы. Реализация её содержания направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, приобщение к музыкальному искусству.

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, способствует гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру.

Основные задачи музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО:

• Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

• Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

• Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: Образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках и музыка в семье.

Образовательная деятельность - основная форма работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Образовательная деятельность включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Объединяет детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учит культуре поведения, требует определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее, на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на непосредственно образовательной деятельности. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

Цель и задача образовательной деятельности заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса.

Образовательная деятельность, является основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения. В быту же, приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей. Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности: праздники, развлечения, утренняя гимнастика.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. Взаимодействие всего педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации воспитательно – образовательного процесса. Музыкальный руководитель создаёт условия для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, а воспитатель способствует их закреплению.

Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с коллективом педагогов, но и родителями. Для этого с родителями проводится определённая работа, в процессе которой необходимо добиться, чтобы они стали проводниками культурного становления ребёнка. Дети и взрослые любят общие формы взаимодействия, а это праздники, развлечения, конкурсы, викторины.

Кружковая работа также способствует возникновению самостоятельной музыкальной деятельности детей как в группе, так и дома вместе с родителями. Накопленный музыкальный опыт ребёнок переносит в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

— обучение — средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

музыкальные занятия — основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;

— содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху, в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках.

Публикации по теме:

Формы организации труда в ДОУ «Дежурство» Понятие и значение трудового воспитания дошкольников. Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: задачи и методы Нравственно-патриотическое воспитание детей «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу.

Формы организации обучения дошкольников Формы организации обучения дошкольников В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?.

Использование ИКТ в ДОУ: цели и задачи Использование ИКТ в ДОУ Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного.

Музыкальное занятие в старшей группе «Основные формы музыкальных произведений» Цель: Расширить знания детей о ОМФ (песня, марш, танец) через танцевальные движения, демонстрацию картин, исполнение музыкальных произведений.

Патриотическое воспитание дошкольников: цели и задачи Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего.

Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения Ритмическая гимнастика - это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей.

Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.

Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы Взаимодействие ДОУ с родителями Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является.

Задачи и развернутое содержание работы «Формы организации образовательной деятельности» Задачи и развернутое содержание работы Формы организации образовательной деятельности Тема недели 8 марта 1 неделя с 05.03 по 09.03 Дать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации
Опубликовано: 23 января 2018 в 14:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....
Педагогический проект «Мы растем здоровыми»
Информационная карта проекта Продолжительность проекта краткосрочный, 1 месяц ( июль) Вид проекта информационно-творческий Тип проекта познавательно-игровой...