МААМ-картинки

«Тайна деревянной шкатулки». Музыкальное занятие с использованием элементов «Орф-педагогики» (старший дошкольный возраст)

Тюфякова Юлия
«Тайна деревянной шкатулки». Музыкальное занятие с использованием элементов «Орф-педагогики» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Тайна деревянной шкатулки»

Задачи:

•познакомить детей с богатством и разнообразием мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;

•развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве;

•ассоциативное мышление и воображение;

•учить выразительно, использовать «деревянные» звуки, соотносить образ и исполнительский прием.

Публикация «„Тайна деревянной шкатулки“, Музыкальное занятие с использованием элементов „Орф-педагогики“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Музыкальный материал :

«Детская симфония», Й. Гайдн;

«Камаринская», П. И. Чайковский;

«Вальс» и «Марш марионеток», С. М. Майкапар;

«Сказка о попе и работнике его Балде», Д. Д. Шостакович.

Оборудование: игрушка матрешка

Музыкальные инструменты : трещотки, коробочка, рубель, клавесы, ксилофон

Шумовые инструменты: деревянные кубики, карандаши, шкатулки, деревянная посуда, расчески.

Ход занятия

1-я часть занятия. Вводная

Музыкальный

руководитель:

Ребята, нас окружает удивительный мир звуков. Их много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка.

Почти все, что окружает нас – звучит. Каждый звук может быть музыкой, надо только постараться услышать.

Вопрос: Ребята, представьте, что произойдет, если все звуки исчезнут, и наступит тишина?

Ответы детей

Музыкальный

руководитель:

Ребята, в нашей повседневной жизни живут деревянные предметы :

- стол, за которым вы сидите,

- стул, на котором вы сидите,

- корпус фортепиано,

- карандаши, которыми вы каждый день рисуете

(стучу по этим предметам деревянной палочкой, рукой)

А теперь попробуйте сами изучить звуковые возможности дерева, какой интересный и необычный звук может быть у этих предметов.

(дети извлекают звуки их деревянных предметов, с помощью деревянных палочек)

2-я часть занятия. Игра с инструментами

Музыкальный

руководитель:

Ребята, со временем, обыкновенные деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты : ложки, рубель, коробочки, клавесы.

Все эти инструменты вначале были обыкновенными бытовыми вещами: ложками ели, рубель в старину был предназначен для глажки белья, клавесы – палочками, коробочки – шкатулками.

Послушайте стихотворение А. Усачева:

Шкатулка – это штукалка

Для всяких разных штук.

Она побольше коробка,

Но меньше, чем сундук.

Штукалка – это стукалка

Для всяких разных штук.

И, если потрясти ее,

Услышишь тук-тук-тук.

деревянную шкатулку заранее положены несколько бусинок.

Музыкальный руководитель трясет ее, чтобы дети услышали звук.)

Музыкальный

руководитель:

Давайте попробуем наполнить коробочки чем-нибудь другим (бисер, крупа). Послушайте, как изменяется звук.

(музыкальный руководитель меняет содержимое коробочки и извлекает звук).

А самое замечательное превращение бытового предмета в инструмент произошло с деревянными поленьями - они стали клавишами изящного и красивого ксилофона.

(Звучит музыка Д. Д. Шостаковича «Сказка о попе и работнике его Балде».)

Музыкальный

руководитель:

Ребята, обратите внимание, как негромко и красиво звучит ксилофон.

(Далее дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя по-разному на них играть, стараясь «найти» звуки, которые в них живут. Музыкальный руководитель направляет их фантазию на поиск и извлечение звуков самыми неожиданными способами. (Можно потереть два карандаша между ладонями, постучать по столу ногтем, подушечкой пальца, ладошкой, ребром ладони, деревянной или металлической палочкой.)

Музыкальный

руководитель:

Как еще можно поиграть на этом инструменте?

(Ребята творчески исследуют темброво-динамические возможности деревянных инструментов и приемы игры на них. В процессе игры, они свободно обмениваются по своему желанию. Когда дети пробуют поиграть на разных деревянных инструментах, музыкальный руководитель предлагает им взять по две деревянные палочки. Затем все вместе садятся в круг на полу. Педагог спрашивает детей, как можно поиграть на палочках и что этот звук мог бы значить (стучать по-разному, потереть между ладонями, покатать по полу, бросать на пол, «чиркать» палочкой о палочку.)

3-я часть занятия. Речевая модель «Палочка-стукалочка»

Ритмичное декламирование текста и сопровождение его различными движениями палочек (удары по полу перед собой, по полу вертикальными палочками, скрещенными палочками, по своим коленям, по коленям соседей справа и слева и т. п.

Музыкальный

руководитель:

Чики-чичикалочки, поиграем в палочки?

В палочки стукалочки, в палочки-игралочки.

Тук-тук-тук-тук – это что за звук?

Деревянный это звук : тук-тук-тук-тук.

Тук-тук-тук-тук – это что за звук?

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Тук-тук-тук-тук – это что за звук?

Деревянный молоточек

Подбивает ваш каблук – тук-тук!

Тук-тук-тук-тук – это что за звук?

В дверь к нам кто-то постучался –

Вот откуда этот стук.

(Читая это стихотворение, музыкальный руководитель исполняет его ритм на палочках. После первой строчки необходимо сделать небольшую вопросительную паузу, создавая тем самым игровую ситуацию. При повторном чтении текста сопровождать его несложной последовательностью движений. Например: удар скрещенными палочками перед собой плюс удар по полу двумя палочками сразу.)

4-я часть занятия. Озвучиваем стихи

Музыкальный

руководитель:

Послушайте стихотворение «Игрушки» В. Степанова:

Есть игрушки хохотушки,

Есть игрушки тарахтушки,

Хохотушки все хохочут,

Тарахтушки тарахтят,

Вместе весело им очень,

Расставаться не хотят.

Тарахтушки-хохотушки

Заразили всех,

Отовсюду, отовсюду,

Отовсюду смех!

(Педагог предлагает воспитанникам подобрать деревянные инструменты для того, чтобы озвучить это стихотворение. Дети выбирают подходящие.)

Музыкальный

руководитель:

Вы должны подумать, как первые будут «хохотать», а вторые «тарахтеть» и какие инструменты позже к ним присоединятся ксилофоны, рубель, трещотки, колотушки и т. д.).

А теперь поиграем все вместе под веселую музыку.

(Звучит «Детская симфония» Й. Гайдна.)

5-я часть занятия. Фантазируем и импровизируем

Игра «Деревянные разговоры» (работа в парах)

Музыкальный

руководитель:

Ребята, возьмите по инструменту (например, ложки и ксилофон, рубель и коробочку, две разных по звуку коробочки) и попробуйте «поговорить» друг с другом. Представьте, что это разговор лошадки и кузнечика или разговор двух дятлов (две коробочки).

(Чтобы разговор приобрел для детей жизненную конкретность, воспитателю следует спросить их, о чем могла бы белочка говорить с собакой, сидя высоко на ветке, так, чтобы собака могла ей отвечать.)

Деревянные узоры (на ксилофоне)

(Педагог показывает детям иллюстрацию деревянной резьбы на инструменте.)

Музыкальный

руководитель:

Посмотрите, какими затейливыми и необычными могут быть узоры. Сейчас я попробую «сыграть» деревянный узор на ксилофоне.

(Педагог играет палочкой любую последовательность звуков, движением рук показывая, что это узор.)

Музыкальный

руководитель:

А теперь сыграйте свой узор. (Дети играют.)

Попробуем цветными фломастерами нарисовать то, что мы только что сыграли, предыдущий юный музыкант рисует, следующий играет). В конце импровизаций положите листки с рисунками на полу в том порядке, в каком играли. Посмотрите, это именно те деревянные узоры, которые вы только что сыграли на ксилофоне. Каждый может на память забрать свой узор.

Деревянные танцы

(Звучит «Камаринская» П. И. Чайковского.)

Музыкальный

руководитель:

Сейчас мы будем аккомпанировать этой музыке. Но используем для этого бытовые вещи: карандаши, кубики, стулья, деревянную посуду. Я превращаю вас в деревянных кукол - марионеток. Потанцуйте! (Дети импровизируют.)

(Звучат пьесы С. М. Майкапара: «Вальс» и «Марш марионеток».)

Публикации по теме:

Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Сказка-шумелка «Мышиная история». Дидактическое пособие-комплект: мультимедийная презентация и текст Дидактическое пособиеСказка-шумелка "МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ"Цель: учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Тайна деревянной шкатулки». Музыкальное занятие с использованием элементов «Орф-педагогики» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 29 октября 2013 в 19:34
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Тайна деревянной шкатулки». Музыкальное занятие с использованием элементов «Орф-педагогики» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Тюфякова Юлия (УИ 141727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД