Получи документы

Музыкотерапия на страже здоровья

Любовь Неплюева
Музыкотерапия на страже здоровья

Музыкотерапия на страже здоровья

В современном мире, наполненном фильмами ужасов, насилия, продуктами псевдоискусства, которые открываются нам с экрана телевизоров, Интернета, способных разрушить психику человека, как чистый ручеёк рождается истинное, проникнутое добротой и любовью искусство.

Публикация «Музыкотерапия на страже здоровья» размещена в разделах

О целебных свойствах музыки было известно ещё в Древнем Китае (в III-II в до н. э.). Гомер, Платон и Аристотель считали музыку средством лечения и очищения души. Пифагор рекомендовал использовать музыку как панацею для души и тела. Авиценна использовал музыку при лечении психически больных пациентов, Гиппократ при помощи музыки лечил бессонницу и эпилепсию. Древние рецепты были утеряны и музыкотерапия и только в XIX веке французский психиатр Эскироль начал применять музыкотерапию при лечении больных в психиатрических заведениях.

Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоравливающим воздействием. Согласно проведенным исследованиям каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение. Целебной силой обладают и музыкальные произведения В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. С. Баха, А. Вивальди, П. И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения – ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.

Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством, основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как :

• Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний[

• Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства

• Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

История развития

В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Направления музыкальной терапии

В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.

• Шведская школа (основоположник — А. Понтвик) — выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.

• Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

• Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг, исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств

В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева,И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует известные древние методики и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.

Формы музыкальной терапии

Различают три вида музыкотерапии :

1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического занятия не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

1. Пассивная музыкотерапия - терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющийся в виде:

- музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки);

- музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса);

- музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).

2. Активная музыкотерапия - основана на активной работе с музыкальным материалом :

вокалотерапия: пение, обучение основам диафрагмального дыхания

кинезитерапия: танцетерапия, логоритмика

инструментальная музыкотерапия : игра на музыкальных инструментах : ложки, бубен, барабан, маракасы, металлофон, синтезатор

3. Интегративная музыкотерапия (синтез музыкального и зрительного восприятия)

Музыкоизотерапия – восприятие произведений изоискусства под музыку. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:

– умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.

– умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя.

Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности.

В рамках комплексной программы Тамбовской области «Право быть равным» на базе подразделения школы-интерната в июле 2013 года создан арт - кружок «Радуга».

Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель – развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем.

Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Форма проведения занятий:

индивидуальные и групповые

Общая продолжительность занятия составляет от 30 минут до 40 минут. Проводится занятие 1 раза в неделю в течение 9 месяцев с сентября по май включительно.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Ритмическая разминка.

3. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.

4. Пение.

5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

6. Танцы, хороводы.

7. Игры.

8. Прощание.

Использование методик М. Монтессори и К. Орфа оказывают эффективное коррекционно-развивающее воздействие. Суть педагогики М. Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:

• речевые упражнения;

• поэтическое музицирование;

музыкально-двигательные упражнения;

• игры с инструментами К. Орфа

• элементарный музыкальный театр.

Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей, а также в зависимости от тяжести дефекта. Также в работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, воздействующих на различные функции организма.

При слабой мелкой моторике пальцев рекомендуется использовать клавишные инструменты (фортепиано, аккордеон, синтезатор);

для координации движений – металлофон, треугольник, маракасы, румбу;

для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы, пение птиц, звуки дельфинов и др.).

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Танцетерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация или современный детский или народный танец (элементы движений испанского, узбекского, русского, индийского танцев и т. д.). В занятия могут быть включены также элементы ритмики, формирующие правильную осанку тела, а также логоритмические упражнения.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Практика применения музыкотерапии в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», где педагоги работают с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др., подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка. На занятиях было замечено, что мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться.

В рамках реализации программы «Право быть равным» проводится работа с родителями: анкетирование, тестирование, беседы: «Лечебные свойства музыки», «Влияние арт-терапии на детей с ОВЗ», Арт-терапия на страже здоровья ребёнка», «Что такое арт-терапия», «Музыка и настроение ребёнка», «Как увлечь ребёнка искусством», «Гармония души».

Родители получают рекомендации по применению логоритмических упражнений, упражнений на дыхание, знакомятся с динамикой развития своего ребёнка в кружке «Радуга». С помощью компьютерных технологий создана база фото и видео-материалов воспитанников арт-кружка, которая постоянно пополняется. Регулярно родители знакомятся с выставкой работ по изотерапии. Традицией стало привлечение родителей к подготовке номеров художественной самодеятельности на школьных праздниках и выступлении на них вместе с детьми.

Опыт работы по реализации программы «Право быть равным» распространяется в средствах массовой информации, на сайтах Интернета и в выступлениях перед коллегами.

Литература

1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004

2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. — М., 1985

3. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г. -Г. Декер-Фойгт. — СПб. : Питер, 2003

4. Музыка в детской душе К., 2007

5. Л. С. Старчеус. Музыкотерапия // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. / под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.

6. 6. В. И. Петрушин. Связь музыкальной терапии с концепциями ведущих психотерапевтических школ. // Психотерапия № 2, 2006.

Публикации по теме:

Минутки здоровья как средство профилактики и сохранения здоровья воспитанников Предлагаю начать с валеологического приветствия «Доброе утро». Доброе утро, улыбнись скорее, И сегодня весь день будет веселее. Мы погладим.

Презентация «Музыкотерапия в работе с дошкольниками» Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья. (В. М. Бехтерев) Музыкальное воспитание включает в себя.

Конспект занятия «Службы 01,02,03 всегда на страже» Цель: познакомить детей со службами спасения 01, 02, 03. Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного.

Игра-беседа «Службы 01,02,03 всегда на страже» Цели: 1. Познакомить со службами спасения "01", "02", "03"; 2. Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного.

Конспект образовательной деятельности по ФКЦМ «На страже Родины» Цель: Воспитывать у детей чувство гордости за российскую армию, уверенность в ее непобедимости, за своих родных, которые служили в армии.

Консультация «Музыкотерапия» Музыкотерапия (дословно- «исцеление музыкой») — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыкотерапия.

Музыкотерапия и дошкольники МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ДОШКОЛЬНИКИ. Музыка – составная часть нашей жизни и она также разнообразна как и окружающий нас мир. Мощное положительное.

Музыкотерапия. Какую музыку нужно слушать с ребенком? Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает.

Сценарий праздника здоровья «Страна здоровья» для детей старшего дошкольного возраста ООО ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «ШАГ ЗА ШАГОМ» c использованием здоровьесберегающих технологий Сценарий праздника здоровья для детей старшего.

Тематическая неделя «На страже здоровья воспитанников» В рамках работы методического объединения педагогов в детском саду № 4 «Ласточка» с 12 по 16 ноября проведена тематическая неделя под девизом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия на страже здоровья
Опубликовано: 12 января 2019 в 11:57
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД