Музыкотерапия на страже здоровья

Любовь Неплюева
Музыкотерапия на страже здоровья

Музыкотерапия на страже здоровья

В современном мире, наполненном фильмами ужасов, насилия, продуктами псевдоискусства, которые открываются нам с экрана телевизоров, Интернета, способных разрушить психику человека, как чистый ручеёк рождается истинное, проникнутое добротой и любовью искусство.

О целебных свойствах музыки было известно ещё в Древнем Китае (в III-II в до н. э.). Гомер, Платон и Аристотель считали музыку средством лечения и очищения души. Пифагор рекомендовал использовать музыку как панацею для души и тела. Авиценна использовал музыку при лечении психически больных пациентов, Гиппократ при помощи музыки лечил бессонницу и эпилепсию. Древние рецепты были утеряны и музыкотерапия и только в XIX веке французский психиатр Эскироль начал применять музыкотерапию при лечении больных в психиатрических заведениях.

Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоравливающим воздействием. Согласно проведенным исследованиям каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение. Целебной силой обладают и музыкальные произведения В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. С. Баха, А. Вивальди, П. И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения – ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.

Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством, основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

• Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний[

• Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства

• Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

История развития

В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Направления музыкальной терапии

В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.

• Шведская школа (основоположник — А. Понтвик) — выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.

• Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

• Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг, исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств

В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева,И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует известные древние методики и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.

Формы музыкальной терапии

Различают три вида музыкотерапии:

1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического занятия не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

1. Пассивная музыкотерапия - терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющийся в виде:

- музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки);

- музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса);

- музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).

2. Активная музыкотерапия - основана на активной работе с музыкальным материалом:

вокалотерапия: пение, обучение основам диафрагмального дыхания

кинезитерапия: танцетерапия, логоритмика

инструментальная музыкотерапия: игра на музыкальных инструментах: ложки, бубен, барабан, маракасы, металлофон, синтезатор

3. Интегративная музыкотерапия (синтез музыкального и зрительного восприятия)

Музыкоизотерапия – восприятие произведений изоискусства под музыку. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:

– умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.

– умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя.

Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности.

В рамках комплексной программы Тамбовской области «Право быть равным» на базе подразделения школы-интерната в июле 2013 года создан арт - кружок «Радуга».

Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель – развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем.

Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Форма проведения занятий:

индивидуальные и групповые

Общая продолжительность занятия составляет от 30 минут до 40 минут. Проводится занятие 1 раза в неделю в течение 9 месяцев с сентября по май включительно.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Ритмическая разминка.

3. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.

4. Пение.

5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

6. Танцы, хороводы.

7. Игры.

8. Прощание.

Использование методик М. Монтессори и К. Орфа оказывают эффективное коррекционно-развивающее воздействие. Суть педагогики М. Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:

• речевые упражнения;

• поэтическое музицирование;

музыкально-двигательные упражнения;

• игры с инструментами К. Орфа

• элементарный музыкальный театр.

Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей, а также в зависимости от тяжести дефекта. Также в работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, воздействующих на различные функции организма.

При слабой мелкой моторике пальцев рекомендуется использовать клавишные инструменты (фортепиано, аккордеон, синтезатор);

для координации движений – металлофон, треугольник, маракасы, румбу;

для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы, пение птиц, звуки дельфинов и др.).

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Танцетерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация или современный детский или народный танец (элементы движений испанского, узбекского, русского, индийского танцев и т. д.). В занятия могут быть включены также элементы ритмики, формирующие правильную осанку тела, а также логоритмические упражнения.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Практика применения музыкотерапии в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», где педагоги работают с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др., подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка. На занятиях было замечено, что мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться.

В рамках реализации программы «Право быть равным» проводится работа с родителями: анкетирование, тестирование, беседы: «Лечебные свойства музыки», «Влияние арт-терапии на детей с ОВЗ», Арт-терапия на страже здоровья ребёнка», «Что такое арт-терапия», «Музыка и настроение ребёнка», «Как увлечь ребёнка искусством», «Гармония души».

Родители получают рекомендации по применению логоритмических упражнений, упражнений на дыхание, знакомятся с динамикой развития своего ребёнка в кружке «Радуга». С помощью компьютерных технологий создана база фото и видео-материалов воспитанников арт-кружка, которая постоянно пополняется. Регулярно родители знакомятся с выставкой работ по изотерапии. Традицией стало привлечение родителей к подготовке номеров художественной самодеятельности на школьных праздниках и выступлении на них вместе с детьми.

Опыт работы по реализации программы «Право быть равным» распространяется в средствах массовой информации, на сайтах Интернета и в выступлениях перед коллегами.

Литература

1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004

2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. — М., 1985

3. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г. -Г. Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003

4. Музыка в детской душе К., 2007

5. Л. С. Старчеус. Музыкотерапия // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. / под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.

6. 6. В. И. Петрушин. Связь музыкальной терапии с концепциями ведущих психотерапевтических школ. // Психотерапия № 2, 2006.

Публикации по теме:

Минутки здоровья как средство профилактики и сохранения здоровья воспитанников Предлагаю начать с валеологического приветствия «Доброе утро». Доброе утро, улыбнись скорее, И сегодня весь день будет веселее. Мы погладим.

Презентация «Музыкотерапия в работе с дошкольниками» Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья. (В. М. Бехтерев) Музыкальное воспитание включает в себя.

Конспект занятия «Службы 01,02,03 всегда на страже» Цель: познакомить детей со службами спасения 01, 02, 03. Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Музыкотерапия на страже здоровья
Опубликовано: 12 января 2019 в 11:57
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Букет для мамы!
Я работаю воспитателем в детском саду Огонек. Разнообразные конкурсы уже традиция в нашем дошкольном учреждении. Вот и в преддверии праздника, в детском саду...
Развлечение «Новогодняя игротека»
Тема: «Зимние забавы» Цель: Обобщить знания детей по теме: «Зима. Зимние забавы» Программное содержание: Образовательные задачи: - уточнить знания детей о...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Город веселых человечков»
Цель: Развитие познавательной активности. Коррекционно-развивающие задачи: - развивать высшие психические функции ( зрительное и слуховое восприятие,...
Консультация «Плоские стопы нам не нужны»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского муниципального образования Мостовский район...
Конспект НОД по математике в средней группе с использованием инновационных технологий...
Цель: внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательный процесс детей среднего...