Папки-передвижки

НОД «Мы друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста

Баранник Светлана Анатальевна
НОД «Мы друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Цель: Обобщить знания воспитанников о внимательном и бережном отношении к природе.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

- Продолжать учить детей понимать роль человека в нарушении и сохранении природы;

- Закрепить знания о правилах поведения в лесу;

Публикация «НОД „Мы друзья природы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- Совершенствовать умения детей, красиво и выразительно двигаться;

Развивающие задачи:

- Совершенствовать коммуникативные навыки;

- Развивать умение логически мыслить, делать выводы;

Воспитывающие задачи:

- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, животному и растительному миру;

- Доставить детям радость, удовольствие от совместных действий, желание помочь.

Оборудование и материал для проведения НОД:

Аудиозапись «Звуки природы»;

Интерактивная доска для показа слайдов;

слайды «Зеленый лес»;

слайды «Пожар в лесу»;

картинки «Деревья»;

березовый сок, пластмассовые стаканчики украшенные под кору березы;

одноразовые пакеты для сбора мусора;

различный мусор: коробки из под молока, пластмассовые бутылки из под сока, обрывки газет;

костюм Лесовичка;

терем Лесовичка: печка, стол с расписной скатертью, скамейки; самовар; угощения: чай, орехи, мед, брусника, земляничное варенье.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о природе «Лес во все времена года»;

просмотр документального фильма экологической направленности «Путешествие в лесное царство»;

беседы с детьми на темы «Красота и многообразие деревьев»; «Зачем деревья сбрасывают листья?»; «Как ведут себя звери зимой?» (весной); «Мир растений»; «Дары леса»;

рисование на тему: «Как прекрасен летний лес»;

загадывание загадок по темам: «Грибы»; «Ягоды»;

придумывание рассказов по плану на тему «В лесу»;

разучивание стихов: И. Токмаковой «Береза»; А. Прокофьева: «Осинка», «Рябина», «Ели», «Пихты»;

разучивание музыкальной композиции «Бабочки» и «Жуки»;

создание альбома «Кто живет в лесу?»;

просмотр презентации «Что опасно для природы»;

Создание гербария «Лекарственные растения».

Ход НОД:

Дети входят в зал, становятся в полукруг. Показ слайдов о природе лес, речка, зеленый луг, насекомые, птицы, животные.

Учитель-логопед читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг -

Тут речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря, -

Всё называется Земля!

Звучит запись «Звуки природы» : голосов птиц, шум деревьев, шелест листьев.

Релаксационный аутотренинг.

Учитель-логопед:

- Ребята, закройте глаза и представьте, что мы стоим в траве, а трава мягкая и шелковистая, вдыхаем прекрасный аромат цветов, слышим стрекот кузнечиков, шуршание жучков. Щебет, звон и свист птиц, нам хорошо, спокойно. Мы хотим быть друзьями всем, всем, всем…

Подул легкий ветерок, мы вдыхаем чистый, свежий воздух, набираемся силы, бодрости, открываем глаза. Нам хорошо и приятно! У нас хорошее настроение!

Учитель-логопед:

- Наверное, каждый из вас представил, что он на природе? Вам знакомо это слово?

Дети:

- Да! Знакомо.

Учитель-логопед: - А что означает слово «природа»?

Дети: - Лес, растения, цветы, луга, поляны, птицы, насекомые, животные.

Учитель-логопед: - Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Необходимо заботится о ней, научиться беречь природу и быть ее другом. Потому что природа, нуждается в нашей помощи. А ведь многие не задумываются над этим. И сегодня ребята, нам предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону – зону леса.

Учитель-логопед: - Что такое лес?

Дети: - Это участок земли, где растет много деревьев.

Учитель-логопед: - Кто живет в лесу?

Дети: - В лесу живут звери, птицы, ящерицы, бабочки, кузнечики, жуки.

Учитель-логопед: - Без чего не бывает леса?

Дети: - Леса не бывает без деревьев, кустарников, травы, цветов.

Учитель-логопед: - Что дает лес человеку, животным, птицам?

Дети: - Людям лес дает чистый и свежий воздух, дарит грибы и ягоды, шишки, лекарственные растения, а животным и птицам жилище и корм.

Учитель-логопед: - Вы хотите быть друзьями природы?

Дети: - Да, мы будем, заботится о ней.

Учитель-логопед: - Заботясь о природе, мы с вами будем добрыми волшебниками, где каждое волшебство – это конкретное полезное дело, которое улучшает окружающий мир, приносит радость людям, животным, растениям, насекомым.

Учитель-логопед: - С насекомыми мы дружим,

Полетаем и покружим!

Выходите на лужок

Начинай играть дружок!

Звучит музыкальная композиция «Жуки» и «Бабочки». Девочки – «бабочки», мальчики «жуки». Под легкую, нежную музыку девочки бегут на носочках, машут руками – «крылышками» как бабочки, под громкую, ритмичную музыку, мальчики медленно двигаются как большие жуки.

Учитель-логопед: - Какими вы оказались дружными «насекомыми», все движения выполняли правильно, не сорились, были вежливы. Молодцы!

Учитель-логопед: - Два слова «лес» и «человек» взаимосвязаны между собой. Если объединить их в одно слово, то получится слово «Лесовичок».

Учитель-логопед: - Жил-был в лесу Лесовичок. Как-то раз услышал он шепот стонущего леса о том, что совсем перестали люди беречь природу : деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают, и решил: обидеть может всякий, а защитить не каждый! С тех пор он живет в дремучем лесу. Птицы и звери, бабочки и жуки, комары и мошки, деревья и цветы – надежные его друзья.

Учитель-логопед: - А вы хотите увидеть того, кто оберегает лес?

Дети: - Да, хотим!

Учитель-логопед: - Тогда приготовьтесь к встрече, внимательно слушайте и запоминайте советы Лесовичка.

Входит «Лесовичок»

Лесовичок: - Здравствуйте дети! Я открою вам несколько полезных секретов. Но вы узнаете о них, если верно выполните все задания. А я узнаю, умеете ли вы бережно относиться к природе, умеете ли беречь лес? Я приглашаю вас в свое лесное царство:

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Манит своей листвой.

Звучит музыка «Звуки леса»

Слайд «Лес».

Лесовичок: - Ребята, мы попали с вами на опушку леса. Кругом раскинулось цветущее разнотравье, над цветами кружатся насекомые. Вам очень хочется набрать букет цветов и подарить их маме. Как вы поступите?

1. Полюбуетесь цветами, вдохнете их запах, но рвать не станете, а когда вернетесь домой, расскажете маме о красивых цветах и нарисуете их;

2. Соберете букет для мамы; ведь цветов вокруг так много.

Дети: - Полюбуемся цветами. Цветы рвать нельзя, потому что бабочки, шмели и пчелы останутся без пищи. Насекомых станет меньше, они не смогут опылить все цветы, и цветов тоже вырастет меньше.

Лесовичок: - Молодцы ребята! Ваша мама не только не обидится, что вы не принесли цветы ей из леса, но и похвалит вас за бережное отношение к нашему зеленому другу.

Учитель-логопед: - Почему ты стал таким грустным? Что с тобой случилось, Лесовичок?

Лесовичок: - Эх! Не усмотрел, не уследил я. Вон как туристы мою любимую полянку замусорили.

(на «полянке» разбросаны пластмассовые бутылки, пакеты из- под молока и соков, обрывки газет)

Учитель-логопед: - Ребята, а вы хотите помочь Лесовичку?

Дети: - Давайте поможем. Все вместе быстро очистим полянку, сложим мусор в большой мешок и на обратном пути отнесем его в мусорный бак.

Дети помогают Лесовичку собрать мусор.

Лесовичок: - Ой! Спасибо ребята, что помогли мне. Нельзя мусорить в лесу, нужно его убирать за собой. Ведь лес – это дом животных, а люди здесь только гости.

Лесовичок: - Вы, наверное, пить хотите, сегодня так жарко в лесу?

Дети: - Да!

Лесовичок: - Пойдемте-ка в березовую рощу, я вас сладким березовым соком напою. У молодых березок брать сок нельзя, можно их загубить. А вот взрослая, сильная береза нас соком угостить рада.

Дети из пластмассовых стаканчиков, украшенных под кору березы, пьют березовый сок и благодарят Лесовичка и березку.

Учитель-логопед: - Лесовичок, а какие еще деревья растут в твоем лесу?

Лесовичок: - А может быть, дети сами назовут деревья, которые растут в моем лесу. А поможет вам в этом оставленный белочкой конверт с картинками.

(Дети самостоятельно, по очереди, называют деревья)

Дети: - Осина (рябина, черемуха, кедр, липа, сосна, пихта, лиственница, ель).

Лесовичок: - Разложите картинки на 2 группы деревьев: хвойные и лиственные.

(дети на полянке раскладывают картинки)

(Показ слайда «Обгоревший лес», Лесовичок «плачет»)

Учитель-логопед: - Ребята, Лесовичок, чем-то очень огорчен, он плачет. А как вы думаете почему?

Дети: - Потому что в лесу был пожар.

Учитель-логопед: - Что случилось? Как вы считаете, почему случился пожар в лесу?

Дети: - Люди развели костер и не затушили его.

Учитель-логопед: - Правильно дети, люди развели огонь в сухую, жаркую погоду. Ведь здесь столько сухих веточек, травинок. Они быстро разгораются. Огонь распространился по сухим веткам и начался пожар.

- Для кого это опасно?

Дети: - Это опасно для людей, всех зверей. (птиц, насекомых, растений, деревьев, муравьев)

Учитель-логопед: - Что же нам делать ребята, как помочь Лесовичку?

Дети: - Надо на этом месте вырастить новый лес!

Учитель-логопед: - Правильно. Дело это не легкое и кропотливое и занимаются этим специальные люди – лесоводы. Много надо знать и уметь, чтобы из крошечных зернышек вырастить могучие, прекрасные деревья.

- Сначала на лесосеменных станциях из семян растят саженцы, затем их пересаживают в специальные питомники, где за каждым юным деревцем тщательно ухаживают. Когда деревья подрастут и окрепнут, их выкапывают и с большим комом земли возле корней пересаживают в предназначенное место. Для того, чтобы выросло могучее, большое дерево необходимо несколько десятков лет.

Учитель-логопед: - Ребята, какие правила нужно знать, чтобы не случился пожар и лесовичок никогда не огорчался?

Дети: - Нельзя брать спички. Играть с ними. Разводить в лесу костер.

Лесовичок: - Спасибо вам, как много вы знаете, лесоводы обязательно помогут моему лесу, и он снова оживет. А вот и мой терем.

В «тереме» русская печь, посреди стол, покрытый расшитой скатертью, деревянные скамейки.

Лесовичок: - Проходите в мой терем, садитесь на скамеечку. Угощу я вас чаем и лесными дарами: орехами, брусникой, липовым медом, да земляничным вареньем.

Дети угощаются

- Вы помогли мне в лесу добрыми делами, поэтому я открою вам несколько полезных секретов:

(Лесовичок показывает гербарий «Лекарственные растения»)

1. Посмотрите, это подорожник лесной. Если вы в пути порезали или натерли ногу, сорвите лист подорожника, разомните его, и приложите к ране. Таким способом можно остановить кровь. Это первый секрет.

2. А это одуванчик. Если вас укусила пчела, то вам поможет млечный сок одуванчика и боль пройдет, а опухоли не останется. Это второй секрет.

3. Это пижма. Она вам поможет от комаров в лесу, или дикая рябина: надо натереть руки и лицо, запах цветка отпугивает насекомых. Это третий секрет.

Учитель-логопед: - Спасибо тебе, Лесовичок. Путешествие было интересным, мы многое узнали полезного о твоем лесном доме. Но нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.

Лесовичок: - Спасибо и вам, вы настоящие друзья природы. Выполнили все задания, и я узнал, что вы любите и умеете о ней заботиться. Я провожу до края леса, а пока мы идем по лесной тропинке в детский сад, поиграем в игру: «Подскажи словечко!»

1. Любит подберёзовик

Лес, какой? (березовый)

2. Дуб налево, дуб направо,

Это что у нас? (дубрава)

3. Любит подосиновик

Лес, какой? (осиновый)

4. Ели словно на подбор,

С красной шапкой (мухомор)

Спрятался бездельник

В вечнозеленый (ельник).

Любит красноголовый

Лес, какой? (еловый).

- Ну, вот мы и пришли.

Учитель-логопед: - Спасибо тебе, Лесовичок, что ты нам рассказал так много о природе, я надеюсь, ребята слушали внимательно и все запомнили?

Дети: - Мы запомнили правила, как нужно охранять природу.

- Не рви цветы!

- Мусор не оставляй!

- Деревья не губи!

- Костер не разводи!

Учитель-лЛогопед: - Дети, я вижу, Лесовичок доволен вашими ответами, вы не раз бывали в лесу и многое там видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной и прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чествует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. Сегодня вы сделали много добрых дел, были добрыми волшебниками. Ведь в этом и состоит красота и мудрость.

Звучит фонограмма песни «Улыбка».

Детям вручается небольшие памятные подарки – значки «Береги лес»

Учитель-логопед читает стихотворение:

Солнце прячется в тумане

Лес дремучий, до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес!

С. Погореловский

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Мы друзья природы» для старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Мы друзья природы» для старшего дошкольного возраста Макет «Мы друзья природы» - хорошая возможность дать детям представления об основных источниках загрязнения природы, его последствиях, мероприятиях.

Конспект НОД «Птицы — наши друзья» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Птицы — наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста Цель: систематизировать знания детей о птицах, их внешнем виде, питании, повадках и образе жизни, об особенностях их жизни в весенний период;.

Конспект экологического КВН «Знатоки родной природы» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формировать познавательный интерес к миру природы Родного края. Задачи: - Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно.

Фотоотчет о квест-игре для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие юных любителей природы»Фотоотчет о квест-игре для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие юных любителей природы» Чтобы воспитать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Авторы: Бойко М. В., Климова Е. С Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Мастер-класс «Календарь природы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»Мастер-класс «Календарь природы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» Предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: детальное изучение календаря. Задачи: 1. Изучить и закрепить.

НОД «Мир заповедной природы» для детей старшего дошкольного возраста в рамках Недели в защиту животныхНОД «Мир заповедной природы» для детей старшего дошкольного возраста в рамках Недели в защиту животных Итоговое мероприятие экологической акции «Неделя в защиту животных» Цель: привлечь внимание дошкольников к проблеме защиты животных и окружающей.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Праздник природы»Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Праздник природы» Звучит песня «Как прекрасен этот мир», музыка Тухманова. Дети в народных костюмах проходят в зал и садятся Ведущий - У природы живые краски,.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Я и солнышко — друзья»Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Я и солнышко — друзья» Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской, и.

Сценарий спортивно-экологического мероприятия для детей среднего дошкольного возраста «Мы — друзья природы»Сценарий спортивно-экологического мероприятия для детей среднего дошкольного возраста «Мы — друзья природы» Цель: [/b] Пропаганда экологических знаний, воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровья. - Воспитывать бережное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Мы друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2022 в 08:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД