Приложение МААМ

Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей «Мы живём в Прибайкалье»

Ирина Сорокина
Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей «Мы живём в Прибайкалье»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 144 г. Иркутска

«МЫ ЖИВЕМ В ПРИБАЙКАЛЬЕ»

Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей.

Составила: Сорокина Ирина Ивановна - музыкальный руководитель

1. Актуальность проекта

История распорядилась так, что на протяжении уже нескольких

Публикация «Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей „Мы живём в Прибайкалье“» размещена в разделах

веков Россия является многонациональной страной. Более 100 национальностей и народностей проживают на огромной территории. При таком этническом многообразии актуален вопрос воспитания у граждан взаимной любви, уважения, взаимопомощи, возрастает необходимость формирования этнокультурной терпимости в общегосударственном масштабе. В условиях монокультурного и поликонфессионального российского общества этнокультурное образование и воспитание способствует пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также становится основой для межнационального и межэтнического общества граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за её пределами. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей деформирует национальное сознание личности и неизбежно приводит в дальнейшем к возникновению в подростковой среде межэтнической и межнациональной напряженности.

Поликультурное воспитание – первостепенная потребность любого многонационального сообщества, члены которого стремятся к достойному будущему. Дошкольный возраст – это возраст формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительности и любознательности, это возраст, когда идет интенсивное вхождение в социальный мир. Потому педагоги должны дать удовлетворение детскому любопытству и познания о жизни, традициях народов живущих рядом.

2. Цель проекта : формирование толерантности и уважения к культурному наследию народов Прибайкалья.

3. Задачи проекта :

- Дать элементарные знания детям об особенностях национальной культуры народов Прибайкалья посредством организации совместной досуговой деятельности взрослых и детей.

- Формировать чувства сопричастности к происходящим событиям и профилактики межэтнической и межнациональной напряженности в среде дошкольников.

- Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ и его культурное наследие.

4. Сроки реализации проекта : с 10 октября по 10 ноября 2016 года

5. Инициативная группа:

музыкальный руководитель – Сорокина Ирина Ивановна;

инструктор по физической культуре – Федотова Наталья Владимировна;

логопед – Черневская Елена Анатольевна;

заместитель заведующей по УВР – Мерко Анна Юрьевна

6. Участники реализации проекта :

дети старшего дошкольного возраста;

воспитатели;

родители;

узкие специалисты.

7. План реализации проекта

- Знакомство с культурой русского и бурятского народов - досуг «Широка страна моя родная» (музыкальный зал); Консультация на информационном стенде «Знакомство с музыкальной культурой народов проживающих в Прибайкалье, как средство поликультурного воспитания»; Мастер –класс «Дети разных цветов» :

1. Консультация «Знакомство с песнями и танцами разных народов в домашних условиях».

2. Практическая часть: разучивание песен и танцев народов Прибайкалья. Изготовление элементов костюмов, орнаментов;

3. Оформление выставки предметов быта, выставки кукол в национальных костюмах.

4. Оформление картотеки игр народов Прибайкалья.

- Знакомство с культурой азербайджанского, армянского и таджикского народов Досуг «Мы разные – мы вместе» (музыкальный зал)

- Знакомство с культурой узбекского и татарского народов Интегрированное занятие «Народов много – страна одна» (музыкальный зал)

- Знакомство с культурой эвенкийского и тофаларского народов.

Подведение итогов Интегрированное занятие «На просторах тундры»

Праздничный досуг «Путешествие Сибирячка и его друзей» (Приложение 1) (музыкальный зал)

8. Подведение итогов по реализации проекта.

Работа над проектом «Мы живем в Прибайкалье» завершена. Творческая группа педагогов проделала большую работу и испытывает от этого большое удовольствие. Реализация этого проекта способствовала расширению знаний детей в процессе ознакомления с культурой и бытом народов, проживающих на территории Прибайкалья, дети душой «прошли» по всем истокам, вышли на широкий простор осмысления своих взглядов, убеждений и чувств к осознанию своего места в мире, места своих родных, своих друзей и просто всех людей, независимо от их национальной принадлежности. Полученные представления послужат важным связующим этапом на пути усвоения ребёнком соответствующих социальных установок, способов мышления, накопления духовных ценностей и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих этапах развития.

Список литературы:

1. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в

школе. Москва, Линка-Пресс, 2000 г. 225 с.

2. Макаев В. В. Малькова З. А. Поликультурное образование –

актуальная проблема современной школы // Педагогика 1999г.

№ 4, с. 3-10

3. Панкеев И. А. Русские народные игры. Москва, 1998 г., с. 7-34

4. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР.

Москва. ,1988 г. с. 73-196

5. Даниленко Н. Г., Маркина Ю. Д., Баринкова Ю. С. Материалы к

лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 1.-

Иркутск: ИИПКРО, 2012. – 108 с.

6. Даниленко Н. Г., Маркина Ю. Д., Баринкова Ю. С. Материалы

к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 2-

Иркутск: ИИПКРО, 2012.-79 с.

7. Чистякова Л. А., Даниленко Н. Г. Реализация федеральных

Государственных требований в дошкольном образовании.

Учебно-методическое пособие. Часть 1, 2-е изд., переработанное

и дополненное. / Л. А. Чистякова, Н. Г. Даниленко. –Иркутск ИИПКРО, 2012.-108 с

Этапы работы Участники проекта

Деятельность

детей Деятельность

воспитателей Деятельность

логопеда Деятельность музыкального руководителя Деятельность инструктора по физической культуре Деятельность родителей Деятельность старшего воспитателя

1 этап

Моделирование проблемы. Выявление проблемы 1 Вхождение в проблему:

- Узнают о культуре, быте, традициях народов Прибайкалья.

2. Принятие задачи:

- Познакомиться со сказками, играми, музыкальными инструментами, праздниками народов Прибайкалья;

- Написать письмо Сибирячку и его друзьям (отразить в нем желание узнать о народах проживающих в Прибайкалье). 1. Предварительная работа:

- Беседа о ценностях традиционного уклада жизни народов Прибайкалья;

- Рассматривание фотоальбома «Этнографический музей народов Прибайкалья» (Бурятский комплекс, Эвенкийский комплекс, Тофаларский комплекс) и других народов, проживающих в Прибайкалье.

2. Вводят детей в игровую ситуацию :

- Рисуют орнаменты народов Прибайкалья

- Оформляют письмо для Сибирячка;

- Изготавливают дидактическую игру «Собери узор»

3. Формулируют проблему:

- Проводят беседу («Народов много – страна одна», «Мы разные, мы вместе»);

- Оформляют посылку и письмо для Сибирячка. 1. Знакомит детей со сказками и поэзией народов Прибайкалья;.

2. Проводит беседу «К то поможет Сибирячку в его путешествии» и участвует в создании сказки «Путешествие Сибирячка и его друзей» 1. Предварительная работа в рамках проекта : (знакомит детей с песнями, танцами, музыкой народов Прибайкалья») 1. Знакомит детей с играми народов Прибайкалья. 2. Координирует свою работу с другими членами проекта. 1. Предварительная работа по изготовлению элементов костюмов для праздника.

2. Оказывают помощь в подборе иллюстративного материала. 1. Вхождение в проблему: организует работу по сбору видеоматериала, слайдов для проведения праздника.

2 этап

Организация работы над проектом 1Ищут решение задачи:

Как помочь Сибирячку и его друзьям собрать интересный материал по поставленной перед ними задаче.

2. Систематизируют информацию.

3. Планируют совместную деятельность (что нужно узнать, к каким книгам обратиться, какие продукты деятельности создать) 1. Уточняют решение задач.

2. Дают необходимые рекомендации.

3. Помогают спланировать деятельность.

4. Решают задачу организации деятельности.

1. Оказывает помощь в разработке плана движения к цели.

2. Планирует речевую работу. 1. Принимает участие в планировании работы над проектом

2. Подбирает музыкальный материал для сопровождения тематических занятий и совместной деятельности в рамках проекта. 1. Составляет картотеку игр народов Прибайкалья

2. Подбирает необходимые атрибуты для проведения игровой деятельности в рамках проекта. 1. Организуют беседы

2. Оказывают помощь в сборе национальных предметов быта, одежды Организуют пошив национальной одежды. 1. Оказывает помощь в разработке проекта.

2. Дает необходимые рекомендации.

3. Привлекает специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

3 этап

Практическая деятельность по решению проблемы 1. Обращаются к иллюстративно-справочной литературе (уточняют и систематизируют знания о культуре, традициях народов, проживающих в Прибайкалья. 2. Посещают этнографический музей

3. Изготавливают детали,макеты для дидактических игр. Отбирают необходимые материалы.

4. Коллективная работа (плакат)«Народов много – страна одна!»

5. Коллективно сочиняют сказку «Путешествие Сибирячка по Прибайкалью»

6. Принимают участие в оформлении группы для проведения развлечения «Я живу в Прибайкалье». 1. Организуют работу над проектом : направляют на поиск решений, дают необходимую информацию (занятия, игры, беседы, моделирование).

2. Помогают сочинить коллективную творческую сказку о приключениях Сибирячка.

3. Помогают воплотить найденное решение в продукты деятельности (иллюстрации, макеты, детали узоров).

4. Оказывают практическую помощь в изготовлении продуктов деятельности.

5. Помогают в оформлении групповой комнаты для проведения развлечения.

6. Приходят на помощь в случае затруднений. Дают необходимые рекомендации. 1. Организует речевую деятельность детей в рамках работы над проектом.

2. Проводит занятия по развитию речи в соответствии с темой проекта.

3. Участвует в разработке сценария развлечения «Я живу в Прибайкалье». 1. Разрабатывает сценарий развлечения придуманной детьми сказки «Путешествие Сибирячка по дорогам Прибайкалья»

2. Подготавливает музыкальное сопровождение праздника.

3. Оказывает помощь в изготовлении костюмов, атрибутов.

4. Разучивает вместе с детьми песни, танцы, игры для праздника. 1. Организует игровую деятельность детей в рамках работы над проектом.

2. Принимает участие в разработке сценария праздника «Приключения Сибирячка по дорогам Прибайкалья».

3. Разрабатывает игровой материал используемый на празднике. 1. Принимают участие в посещении с детьми этнографического музея.

2. Оказывают помощь детям в изготовлении продуктов деятельности к придуманной детьми сказке. Помогают записать придуманный конец сказки.

3. Оказывают практическую помощь в оформлении группы и музыкального зала к развлечению. 1Приходит на помощь в случае затруднения, дает необходимые рекомендации. 2. Помогает организовать выезд в музеи.

4 этап.

Презентация продукта деятельности. 1 Выставка детских работ к придуманной сказке о приключениях Сибирячка.

2. Участвуют в празднике «Мы живем в Прибайкалье»

4. Делают вывод о решении проблемы.

1Помогают в оформлении выставок.

2. Помогают в подготовке праздника (разучивание стихов, песен, помощь в изготовлении костюмов).

3. Участвуют в проведении праздника.

4. Подводят детей к формулировке вывода о решении проблемы. 1. Помогает готовить детский праздник.

2. Разучивает с детьми стихи, загадки из сценария. Проводит работу над четкостью дикции, выразительностью речи. Следит за правильностью звукопроизношения.

3. Участвует в проведении детского праздника. 1. Проводит детский праздник. 1. Помогает готовить детский праздник. Разучивает игры, эстафеты из сценария праздника. Оказывает помощь в изготовлении атрибутов.

1Оказывают помощь в изготовлении костюмов, оформлении группы, музыкального зала и атрибутов к празднику.

2. Готовят сюрприз для детей и гостей праздника. 1. Координирует деятельность всех участников проекта.

Письмо Сибирячку

Здравствуй, дорогой Сибирячок!

Пишут тебе дети из детского сада № 144. Мы любим свой

детский сад, любим свою группу «Колокольчик» и конечно же

нашего воспитателя Веру Владимировну. У нашей группы есть

девиз – «Давайте жить дружно». Вера Владимировна всегда

учит нас доброте, пониманию и любви друг к другу. Она

объясняет нам, что в нашей стране и в нашем родном крае

Прибайкалье живут люди разных национальностей. В нашей

группе есть мальчик-таджик – это Бикмухаметов Рустам,

девочка-киргизка – Кадырмаматова Лита. Другие группы

также посещают дети – азербайджанцы, туркмены, буряты,

татары, узбеки. Всем нам очень хорошо и весело живется вместе.

И задумали мы устроить праздник «Мы живем в Прибайкалье»,

но для этого нам необходимо знать о культуре народов,

проживающих в Сибири. Очень просим тебя, Сибирячок,

отправиться в путешествие и узнать обо всем для нас.

А чтобы тебе в пути было веселее, возьми с собой своего друга

лешего Кешу и кинокамеру, которую мы посылаем тебе.

С нетерпением ждем вас в нашем детском саду. /ДЕТИ гр. №4/

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

к проекту «Мы живем в Прибайкалье»

Зал украшен народными орнаментами (имеются в виду народы,

проживающие в Прибайкалье). Организована выставка национальных костюмов «Сила нашей страны в богатстве национальностей».

Наличие интерактивного экрана для презентации видеоматериала

и слайдов.

Дети входят в зал, читают стихи о дружбе.

1 ребенок Дружба крепкая не сломается

Не расклеится от дождей и вьюг

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Вот что значит настоящий верный друг!

2 ребенок Друг поддержит и спасет,

С другом – даже злая слабость

Вмиг растает и уйдет.

3 ребенок Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу,

Ведь дружба – это ценный дар!

ПЕСНЯ «Шире круг»

Ведущий Хочу вас обрадовать, ребята, сегодня к нам в гости придет

Сибирячок и расскажет нам о своем путешествии.

(Звучит музыка, в зал входит Сибирячок с лешим Кешей)

Сибирячок Здравствуйте, ребята!

Кеша Привет, друзья!

Ведущая Дорогой Сибирячок, ты получил наше письмо? Расскажи скорее смог ли ты выполнить просьбу ребят?

Сибирячок Конечно, конечно! Ваше письмо со мной и я хочу еще раз

прочитать его (достает письмо, читает). А еще мне в путешествии очень помогла видеокамера, которую вы мне прислали в посылке.

В общем, вооружившись всем необходимым и взяв с собой друга Кешу,

мы отправились в путь. Я не буду рассказывать где нам с Кешей

пришлось побывать, с какими народами познакомиться. Мы это

вам лучше покажем. Но друг Кеша у меня хитрющий, он предложил

зашифровать отснятый материал в кроссворде (располагает на доске)

А з е р б а й Д ж а н ц ы

Т а т а Р ы

У з б е к и

Т а д Ж и к и

Б у р я т ы

Т о ф А л а р ы

Перед тем, как отгадать слово, Ведущая показывает на орнаменты, соответствующие очередности строк. Дети

называют, Сибирячок и Кеша предупреждают неправильные ответы и вписывают нужный ответ. После каждого

правильного – Сибирячок демонстрирует и рассказывает

об этих народах (весь материал собран во время проведения

тематической недели «Мы живем в Прибайкалье», куда

приглашались родители и гости. Представители народов,

живущих в Прибайкалье, выступали с рассказами о своей

стране, национальной культуре, праздниках, традициях). После каждого просмотра материала о той или иной национальности педагог по физической культуре предлагает детям принять участие в играх. Азербайджанские игры: «Дети и петух» (Утаглар ве хоруз, «День и ночь» (Геджа ве гюндуз); Узбекские игры: «Пастух и козы» (Эчкилар ва чупонлар, «Медведи и пчелы» (Айнклар ва асаларилар); Таджикские игры: «Тетка-наседка» (Хола-хола, «Игра в лошадки» (Аспакбози, «Горный козёл» (Нахчирбози); Татарские народные игры: «Серый волк» (Сары буре, «Займи место» (Буш урын, «Мяч по круг; Бурятские игры: «Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа, «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьга

д); Тофаларские игры: «Льдинки, ветер и мороз», «Белый шаман», «Борьба на палке»; Русские народные игры: «Коршун», «День и ночь», «Горелки»

В конце праздника Ведущая и дети благодарят Сибирячка

и Кешу и все встают в общий хоровод «Я, ты, он, она» (исполнение С. Ротару)

Публикации по теме:

«Соль и ее чудесные свойства». НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы «Соль и ее чудесные свойства» НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы. Цель: систематизировать представления детей.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, школа» Цель: развивать познавательные способности детей. Задачи: 1. Развивать произвольное внимание. 2. Развивать зрительную память. 3. Развивать.

Кружок «Приглашение к творчеству» по развитию творческих способностей детей Кружок «Приглашение к творчеству» Автор: Лебедева Е. А. Актуальность. В одном мгновеньи видеть вечность, Огромный мир – в зерне.

Пластилинография в развитии творческих и познавательных способностей у дошкольников «Все дети любят рисовать» Не могу полностью согласиться с этим высказыванием. Работая в детском саду я вижу, как многие дети не подходят.

Педагогический проект «Развитие познавательных способностей детей методом макетирования в условиях ДОУ» Тема проекта «Развитие познавательных способностей детей методом макетирования» Выполнил: Украинская Наталья Ивановна, воспитатель I квалификационной.

Проект «Домашние и дикие животные, какие они?» (развитие познавательных и речевых способностей детей первой младшей группы …) Проект «Домашние и дикие животные, какие они?» (развитие познавательных и речевых способностей детей первой младшей группы Цель проекта:.

Проект «Использование мультимедийного оборудования для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии.

Проект по развитию музыкально-творческих способностей «Веселые ложкари» Тип проекта: продуктивный, подгрупповой. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники старшей группы, музыкальный.

Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет)Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет) В последнее время я очень активно работаю по проектной деятельности. Мне кажется,что этот метод работы является очень эффективным в работе.

Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр»Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – исследовательско-познавательный. Продолжительность проекта – долгосрочный (1 год). Участники проекта –.

Автор публикации:
Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей «Мы живём в Прибайкалье»
Опубликовано: 20 мая 2017 в 20:58
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей «Мы живём в Прибайкалье»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сорокина (УИ 405029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД