Ольга Журина
Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – исследовательско-познавательный.
Продолжительность проекта – долгосрочный (1 год).
Участники проекта – дети младшей группы, воспитатели, родители.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании системы формирования творческого мышления младшего дошкольника в процессе использования игровых технологий.
Актуальность проблемы.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
С целью решения данной задачи педагоги МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка» уделяют большое внимание развитию творческих способностей.
Творческие способности ребёнка - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Развитие творческих способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартных подходов решения больших и малых задач.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Ребенок играет, развивается и обучается одновременно.
Новизна проекта заключается в создании системы работы с использованием развивающих игр, направленных на развитие творческих способностей и талантливого мышления младшего дошкольника в ходе обучения его самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.
При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Таким образом, развивая у детей творческих способностей, мы даём им возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Цель проекта : Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр
Задачи проекта :
• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Формировать у младших дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
• Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о величине, форме, пространстве.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Важным условием развития творческих способностей является создание обстановки опережающего развития детей. Необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы его разнообразную деятельность.
Приступив к работе в младшей группе я собрала родительское собрание и предложила им участвовать вместе со мной в данном проекте. Результатом которого у их детей будет заложена основа развития творческих способностей и талантливого мышления.
В лице родителей я нашла единомышленников с которыми я постоянно работаю.
Родительский комитет закупил по моей рекомендации полный комплект игр на всех детей.
Для реализации проекта используем :
Игры
• Б. П. Никитин: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Вкладыши Монтессори».
• В. В. Воскобович: «Чудо-крестики» и «Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Двухцветный квадрат», «Четырехцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Черепашки».
• Н. Семенова «Сложи круг».
• Л. Данилова «Радужное лукошко».
Игры головоломки В. Перельмана - Круги, Овалы, Треугольники.
Мировые головоломки: «Абрис, Танграм, Вьетнамская игра, Головоломка Архимеда, Летчик, Гексамино, Пентамино, Монгольская игра, Волшебный квадрат
Палочки Кюизенера «Цветные счетные палочки»
Блоки Дьенеша.
Использую игры в режимные моменты (утро, в течение дня, вторая половина дня, в процессе организованной образовательной деятельности.
Этапы работы над проектом
1-й этап – Подготовительный
• обозначение проблемы и темы проекта
• постановка целей и задач по проблеме развития творческих способностей в развивающих играх и играх головоломках.
• разработка этапов проектной деятельности
• обозначение мероприятий по реализации проекта
2-й этап - Вводный
• беседа об играх
• показ и введение детей в сказку.
3-й этап – Практический
• выполнение игровых заданий
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: величине, форме, пространстве и времени.
Методы реализации проекта.
В ходе выполнения проекта используются игровые технологии:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет В. В. Воскобовича.
Представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр. Я использую игры «Чудо - крестики» и «Чудо - соты».
Игры способствуют :
• развитию воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).
• совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи).
• тренировке мелкой моторики рук
Этапы освоения игр детьми.
1. Воспитатель знакомит детей с персонажами сказок. Подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с ними.
2. Дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, выполняют задания, требующие волевых усилий, концентрации внимания.
3. Дети самостоятельно изобретают игровые задания. Придумывают предметные формы.
Игровые задания:
• Знакомимся с крестиками и сотами
• Собираем крестики и соты
• Строим башню
• Составляем фигуры из альбома
• Придумываем фигуры
2. Технология Б. П. Никитина.
Предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр
• «Сложи квадрат»;
• «Вкладыши Монтессори», идея которой взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори.
Игры способствуют :
• Умению узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь)
• Готовит детей к овладению письмом и рисованием, вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает «твердость» руки, умение проводить линии, различать границы фигур, видеть линии контура.
• Знакомит с геометрической терминологией – названиями геометрических фигур.
Игра «Сложи квадрат»
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный.
Ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части.
2. Практическое освоение (Складывание квадрата)
Игровые задания:
• Разложи по цветам.
• Холодные и теплые цвета
• Сложи квадрат в определенном цвете.
• Сложи квадрат в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные»
• Сложи квадрат не в рамках, а на столе, на полу
• Сложи квадрат с закрытыми глазами.
• Сложи квадрат из деталей разного цвета.
• Придумай сам. Сложить контуры животных, птиц, людей.
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный.
Ребенок знакомится с рамками и вкладышами.
2. Практическое освоение
Ребенок работает с рамками и вкладышами.
Игровые задания:
• Найди вкладыши и вставь их
• Обведи контуры фигур
Печем блины
Делаем печенье
Огурцы на полке
Елочка
• Раскрась фигуры цветным карандашом
• Сделай фигуру с двойным контуром
• Сделай орнамент из фигур
• Создание различных образов
• Узнай фигуру на ощупь
• Вставь вкладыши в рамки на ощупь
• Разложи по «сортам»
Треугольники
Четырехугольники
Пятиугольники
Шестиугольники
3. Игры головоломки. Мировые головоломки.
• Абрис
• Танграм
• Вьетнамская игра
• Круги, овалы
• Монгольская игра
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный
- Дети рассматривают детали игр.
2. Основной
- Ребенок собирает картинку наложением на образец.
- Собирает картинку рядом с ее контурным изображением.
Игры способствуют :
• восприятию форм
• способности выделять фигуру из фона
• выделению основных признаков объекта
• глазомеру
• воображению (репродуктивное и творческое)
• зрительно-моторной координации
• зрительному анализу/синтезу
• умению работать по правилам
Альбом фигурок "Монгольская игра"
Альбом фигурок "Танграм"
Результаты проектной деятельности
За два месяца дети достигли следующих результатов:
• Научились играть в игры Воскобовича, Никитина.
• Собирают по образцу.
• Стали более усидчивыми, улучшилась память и концентрация внимания. Проявляют активное желание играть в игры.
• У детей сформировалось пространственное мышление.
• Многие дети стали самостоятельно анализировать результат игры с образцом.
• Все дети знают название геометрические фигур, используемых в играх.
Замечательный польский педагог Януш Корчак завещал: "Не тяните ребенка до своего уровня - постарайтесь дорасти до его гениальности".