Конспект занятия «Мы-знатоки природы»

Ольга Турусова
Конспект занятия «Мы-знатоки природы»

«Мы - знатоки природы»

Образовательная ситуация для детей старшей группы.

Фрагмент детско-взрослого проекта "Был сегодня листопад - завтра будет снегопад?", проводится на проблемно - деятельностном этапе. Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с образовательными областями: «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цель: осмысление детьми природной и временной зависимости между двумя сезонами: осень и зима. Задачи: - обобщение характерных признаков осени и зимы, растительного и животного мира этих сезонов; - развитие умений передавать впечатления через звучание музыкальных, шумовых инструментов, рисунок, поэзию и др; – обогащение словаря дошкольника, развитие выразительности и образности речи детей; Материалы: разные виды календарей, две заготовки для дизайнерского календаря - коллажа, репродукции картин художников, демонстрационное пособие «Зимний лес», материалы к нему, ЭОР,шумовые инструменты:треугольник, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, кубики. Музыкальные произведения в записи и др. Мероприятия, проведённые с детьми: - рассматривание репродукций картин И. И Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана; - иллюстраций, календарей; - чтение литературных произведений о осенней и зимней природе, анализ пословиц и поговорок, стихотворений и рассказов; - прослушивание музыкальных произведений А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковского «Времена года»; - изготовление силуэтов животных, птиц, рисование на осеннюю и зимнюю тематику,аппликация, лепка из солёного теста, монотипия (отпечатки осенних листьев); -сочинение сказок, придумывание стихотворений, создание мини-музея, проведении творческих конкурсов, изготовление домашних поделок; - фоторепортаж.

Сюжет-завязка

Педагог. Если подойдём к окну и посмотрим на окружающую природу, что можно увидеть (Листьев на деревьях практически нет. Дует холодный ветер, идёт дождь) Педагог. Какое сейчас время года? На какие четыре сезона делится год, они называются времена года? Давайте назовём осенние, зимние месяцы (Используется пособие «Круглый год») Какое сейчас время года? Какой месяц осени? А как можно узнать, какое время года? (Ответы детей) Вспомните, про какое время года мы сочиняли загадки? (показ видео фрагмента) Развитие сюжета Педагог. Посмотрите на репродукции картин, выберите те, на которых изображена осень, докажите. (Демонстрируются репродукции И. И. Левитан «Золотая осень», «Большая вода», И. И. Шишкин «Зимний лес», «Дубы», И. Э. Грабарь «На озере». Посмотрите на репродукции, уточним, что происходит в природе осенью? Что происходит с животными? Какие изменения в растительном мире (Ответы детей, обобщение) Педагог. Если осенью оказаться в лесу или в парке, какие звуки мы услышим (шуршание листьев под ногами, шум дождя и ветра,голоса птиц, улетающих в тёплые края) Я вам прочитаю интересное стихотворение поэта Усачева «Шуршащая песенка», а вы мне скажите, что вы слышите? (Ответы детей) Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. Поэт осеннее настроение передал стихами, а композитор, который пишет музыку, может передать осеннее настроение (Ответы детей) Педагог. Давайте слушая музыку, изобразим падающий листок. (Пластическое интонирование детьми музыкального произведения П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Осенняя песня») А. Плещеев Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца. Педагог. Ребята, давайте вспомним золотую осень: мы с вами придумывали сказки, сочиняли загадки. И сейчас мы их послушаем. (Прослушивание сказки про Чупакабру, презентация сказки «Путешествие в осенний лес») Педагог. Мне нравится отрывок из стихотворения русского поэта Ф. И. Тютчева, послушайте. Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

О каком времени года идёт речь? Где ещё отражено очарование зимы (на календарях, картинках и др.) Что такое календарь? В календаре отражаются не только времена года, но и особенности каждого времени года, и порядок следования дней недели в числах. (Используется методическое пособие «Круглый год»)

Педагог. Посмотрите на календарь, покажите осень и зиму. (Педагогическая поддержка в процессе деятельности: «Чем отличаются календари?», «Чем они похожи?», «Какой порядок следования времён года?» и др.) Давайте разделимся на две команды, и создадим сами свой зимний календарь.

Что нам нужно для того, чтобы создать календарь? (Ответы детей) На основе приготовленных материалов самостоятельно составьте два календаря, выберите рисунки, наклейте. Составлять календарь будем под музыку, которая расскажет о зиме. (Музыкальное сопровождение А. Вивальди концерт «Времена года», «Зима»). (Педагогическая поддержка в процессе деятельности:дети объясняют свой выбор материала, его расположение: «Что изображено?», «Почему так расположил?») ПедагогКто хочет рассказать о своём календаре? Какие вы отразили характерные признаки зимы? Кто дополнит? Чем особенно вам нравится свой календарь? (Ответы детей) (Презентация рассказа о календаре)

Педагог. Засмотрелись мы с вами, заслушались, что-то зябко нам стало. Что же делать, как теперь согреться? (Ответы детей) (Совместное выполнение музыкально - ритмических движений под песню Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Кабы не было зимы») Педагог. Закроем глаза и представим, что мы в зимнем лесу? (Появляется пособие «Зимний лес») Что вы можете рассказать об этом лесе? Прислушайтесь, действительно - в лесу тихо? (Ответы детей) Заселим его. Распределим животных по зимним местам обитания. И услышим их. (Дети распределяют животных по местам обитания, сопровождая звучанием инструмента) Расскажите, как животные приспосабливаются к зиме? А что произошло с миром растений? (Ответы детей) А теперь, на фоне музыки, покажем, кто живёт в зимнем лесу. Вы - оркестр, а я буду управлять вами. Я - дирижёр. (Звучит «Вальс-шутка» Д. Д. Шостаковича, дети сопровождают музыку звучанием шумовых инструментов.) Итог. Сравним два сезона: осенний и зимний. Какие изменения происходят в природе, растительном и животном мире? Что вам понравилось и запомнилось? Что нового вы сегодня узнали? Знает кто-нибудь из вас приметы, загадки, стихи? Что мы сегодня создали? Приметы. 1. Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. 2. Большой урожай грибов предвещает продолжительную зиму. 3. Быстрый, дружный листопад — к суровой зиме. 4. В октябре птицы летят ниже к земле — быть ранней и холодной зиме. 5. Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму. 6. Когда муравьи строят большие муравейники, к холодной зиме. 7. Комары в ноябре — быть мягкой зиме.

Давайте на память гостям подарим по календарю.

Публикации по теме:

«Знатоки природы» (КВН) Знатоки природы (КВН) Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление детей. Задачи: 1) формировать знания детей о природе.

Фотоотчёт районной викторины «Знатоки природы»Фотоотчёт районной викторины «Знатоки природы» .

Фотоотчёт викторины «Знатоки природы»Фотоотчёт викторины «Знатоки природы» Викторина "Знатоки природы" В нашем саду прошла Викторина"Знатоки природы"между подготовительных двух групп. Наша группа участвовала в.

КВН  «Знатоки природы» в подготовительной группе Цель: формирование положительного отношения к природе; обобщение знаний детей о природных сообществах; воспитание бережного отношения к.

Экологическая викторина «Знатоки природы» Конспект организованной образовательной деятельности по разделу «Познавательное развитие» Экологическая викторина «Знатоки природы» В.

КВН по экологии «Знатоки природы»КВН по экологии «Знатоки природы» Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Задачи: Развивать память, сообразительность,.

КВН «Знатоки природы» для детей шестого года Ход НОД Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны? Но это будет не простое путешествие, а волшебный Клуб.

КВН «Знатоки природы» занятие по экологическому воспитанию КВН «Знатоки природы» Предварительная работа: Разучивание стихов о природе, разучить хоровод «Земелюшко-чернозем», танец «Маленьких утят»,.

Викторина «Знатоки природы» Задачм: -Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. -Развивать логическое мышление, речь. -Активизировать.

Экологический КВН «Знатоки природы» Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного интереса к окружающему миру. Задачи: Закрепить знания, полученные в процессе.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Зима
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия «Мы-знатоки природы»
Опубликовано: 29 октября 2015 в 20:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчет «Интегрированное занятие во второй младшей группе театрализация сказки...
Предлагаю фото отчет итогового занятия по проекту "Репка" , которую мы провели с учителем -логопедом и детьми младшей группы Цель: Развитие речи детей...
Фотоотчёт смотр-конкурс воскресных школ «Дорога к храму». Часть 1
Уважаемые коллеги, приглашаю вас отправиться со мной на смотр – конкурс воскресных школ, который состоялся в посёлке Гремячево Нижегородской области. Нас...
Конспект занятия по познавательному и физическому развитию «Школа пожарной...
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель. Расширять знания о профессии пожарного. Продолжать знакомить с...
Международный Женский день — 8 марта
Международный Женский день – 8 марта стал один из самых любимых праздников в мире. Международный женский день – это светлый весенний праздник, который...
Конспект НОД по речевому развитию «В гости к бабушке Олде» региональный модуль...
Программное содержание: Учить детей называть на эрзянском языке домашних животных; корова – скал, свинья – туво, овца – реве. Развивать познавательскую...