Людмила Магжанова
Исследовательский проект «В гостях у пчелки Майи»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Полазненский детский сад №7»
«В гостях у пчёлки Майи»
Участники проекта : дети старшей группы №4 «Фантазеры», педагоги группы и родители воспитанников.
Магжанова Людмила Александровна.
Холод Ирина Ивановна,
2015-2016 г.
Актуальность:
Публикация «Исследовательский проект „В гостях у пчелки Майи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
На сегодняшний день экологическая грамотность, экологически целесообразное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Огромная роль в решении этой проблемы отводится воспитанию экологической культуры у детей
Результаты мониторинга показали, что у детей нашей группы преобладает положительное отношение к природе, они хорошо ориентируются в правилах поведения в природной среде, но не придерживаются их в своей деятельности.
Дети порой действуют неосознанно, часто присоединившись к неправильным поступкам других. Представления о природе часто поверхностны, ошибочны.
В тоже время, дошкольники проявляют интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания: наблюдению, экспериментированию.
Для более эффективной, системной работы по формированию у детей экологической культуры, мы разработали данный проект. В качестве развивающей среды мы решили использовать экологическую тропу - специально созданный маршрут в природу.
Цель проекта :
Создание условий для развития у детей интереса к природе, желания активно познавать природные объекты и действовать с ними, проявлять гуманное, экологически целесообразное отношение к окружающему.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения информации (задавать вопросы, проводить анализ с опорой на схему-модель, наблюдать, сравнивать природные объекты).
2. Обогащать, систематизировать, а также расширять имеющиеся у детей представления о природе ближайшего окружения.
3. Обогащать опыт практической и природоохранной деятельности детей.
4. Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе, умение видеть её красоту и многообразие.
5. Обогащать сенсорный опыт детей ( выделение свойств материалов: песка, камней, снега, воды и т. д)
6. Расширять словарный запас: уточнить понимание слов, выражающих состояние природных объектов и явлений, образных сравнений. Учить составлять описательные и творческие рассказы, развивать интонационную выразительность при заучивании стихов по теме.
7. Способствовать совершенствованию детско-родительских взаимоотношений,
повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания у детей экологической культуры.
Этапы создания и оформления тропинки.
1. Детальное обследование территории участка и выделение наиболее интересных объектов;
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунков-символов;
3. Знакомство с «хозяйкой» тропинки- пчелкой Майей, которая будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
4. Оформление «паспорта» тропинки в виде альбома с фотографиями и описанием объектов;
5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
Предполагаемый результат:
- Дети научатся ставить вопросы и отвечать на них, вносить свои предложения, участвовать в коллективном разговоре.
- Посредством чтения книг, наблюдений, рассматривания картин и иллюстраций обогатятся представления о живой и неживой природе.
- У детей совершенствуются разные виды продуктивной деятельности;
- Разовьются исследовательские умения детей.
- Разовьются умения всех видов речи.
- в ходе парного и группового взаимодествия у детей появятся навыки коллективного сотрудничества.
- у детей появится навык гуманно-деятельстного отношения к природе.
- Родители станут активными участниками в образовательном процессе посредством сопровождении своего ребенка в поисках информации по теме в журналах, книгах, интернете. Разовьются и совершенствуются детско-родительские взаимоотношения.
Мотивационный этап:
В группе появляется игровой персонаж: пчелка Майя. Она приглашает детей отправиться с ней в увлекательное путешествие в мир природы, но не может решить, по какому маршруту пойти. Она спрашивает у детей, хорошо ли они знают свой участок, растения, которые на нем растут, живых обитателей. Дети отвечают, что многого не знают. Тогда пчелка приглашает детей пройти на участок и составить план маршрута, по которому они будут путешествовать. Дети с помощью значков, рисунков на плане участка отмечают объекты, которые собираются посетить во время путешествия. В дальнейшем пчелка Майя присылает в группу письма с заданиями или общается с детьми лично, обсуждая ту или иную проблему, предлагая ответить на возникшие вопросы.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая с детьми непосредственно в природе Совместная со взрослым деятель-
ность в режимных
моментах Самостоятельная деятельность детей в условиях среды Взаимодействие с семьёй
Проблемно- деятельностный этап
Сентябрь.
Знакомство с хозяйкой экологи-ческой тропы пчел-кой Майей. Рассматривание карто-схемы, обзорная экскурсия по маршруту, указанному на карте.
Целевая прогулка
к объекту № 1. «Рябина». Расска-зать о значении названия дерева. Обратить внимание на особенности внешнего вида дерева, изменение окраски листьев, листопад.
Посещение объекта
№ 10 «Пень». Рассмотреть грибы, растущие на пеньке. Поискать насекомых или места, где они прячутся. Рассматривание модели строения растений, алго-ритма рассказа о деревьях.
Чтение А. Прокофьев
«Рябины».
Ситуация общения
«Рябина и птицы»
Ситуация общения
«Как пень появился на нашем участке»
Мозговой штурм: как узнать от какого дерева пень?
Беседа «Грибы.
Друзья или враги?» Изготовление поде-
лок из природного материала.
Обводка и штрихов-ка трафаретов де-
ревьев и кустарни-ков.
Лепка. Барельеф «Гроздь рябины»
Д/и Лото «Грибы»
Аппликация «Грибы» Наблюдения в природе, сбор
природного мате-
риала
Поиск материалов
Об использовании человеком рябины в своих целях.
Октябрь
Посещение точки №2 «Клумба»
Посмотреть, какие растения еще цветут
(бархатцы, петунии, астры) Рассмотреть семена бархатцев, уточнить назначение семян.
Посещение точки№3
«Кусты спиреи»
Уточнить, чем отли-чается куст от дерева. Обратить внимание на влия-ние человека на природу: кусты акку-ратно подстрижены.
Пример негативного влияния человека на состояние растений:
Между кустами протоптаны дорож-ки, на которых
ничего не растет.
Посещение точки№8
«Огород». Уборка урожая свеклы и капусты. Рядом с грядкой показать сорные растения: лебеда, осот, мокрица, одуванчик
Посещение точки№4
«Черемуха»
Обратить внимание
На особенности
внешнего вида дерева. Уточнить, почему опали листья.
Игра «К названному дереву беги»
Наблюдение за пти-цами. Какие птицы остаются зимовать
(воробьи, синицы,
Галки, вороны –всеядные)
Точка № 12
«Цветник»
Выяснить, остались
ли цветущие расте-ния в цветнике. Стебли некоторых растений отмирают, но в земле остаются клубни, луковицы.
Осенний праздник.
Рассматривание альбома с открытка-ми с изображением садовых цветов.
Рассматривание дидактических картинок «Кустарни-ки»
Экспериментальная деятельность. Цель:
Установить, что
в корнеплодах есть запас питательных
веществ для растения.
Использование модели «Потребности расте-ний для роста»
См. 65 стр. 10
Беседа «Наш Уро-жай» рассматрива-ние фотографий.
Составление описа-тельного рассказа про деревья участка,
следуя алгоритму.
Беседа «Как расте-
ния готовятся к зи-
ме» (почему опада-
ют листья, отмирают наземные части)
Д/и «Дождь»
(хорошо-плохо)
Чтение
А. Барто «Перед отлетом»
Е. Благинина
«Улетают-улетели»
С. Есенин «Отговори-
ла роща золотая» Д/и Лото….
Изготовление паке-тиков для хранения семян.
Рисование кустов в нетрадиционной тех-нике
Д/и «Чудесный мешочек» с овощами
Наблюдение за ростом растения, зарисовка результа-тов наблюдения.
Рисование этикеток для пакетиков с семенами.
Д/и «С какой ветки детки?»
Рассматривание ил-люстраций на осеннюю тематику.
Изготовление коллажа «Птицы»
Рисование контуров растений по точкам, использование книжек-раскрасок.
Д/и «Цветочный магазин» Сбор семян сорных растений для подкормки птиц зимой.
Помощь в обрезке кутов на участке.
Привлечение детей
к посильной помощи
по уборке овощей на огороде.
Посадка кустов в местах, где протопта-
ны тропинки.
Совместное с ребенком изготов-
ление кормушек.
Участие в подго-товке к осеннему празднику: разучивание сти-хов с ребенком, изготовление атрибутов и элементов костюма.
Ноябрь
Упражнять в умении определять точки экотропы по отмет-кам на карте-схеме
№№3, 4. «рябина», «черемуха». Рассмотреть почки деревьев, сравнить
по форме, величине, цвету. Обьяснить, что деревья уже не растут, находятся в состоянии покоя.
Наблюдение за птицами. Уточнить, какие птицы приле-
тают на кормушку.
Экспериментальная деятельность.
Цель: установить не-
обходимость почвы для жизни растений.
См. 65 стр. 17
Беседа «Птицы осенью».
Чтение «Синичкин календарь» В. Биан-ки., Н. Сладков «Синичкин запас»
Отгадывание загадок про птиц.
Обобщающая беседа
«Ноябрь-ворота зимы».
Д/и Лото «Птицы»
Обводка и штрихов-ка трафаретов птиц.
Раскрашивание картинок.
Декабрь
Точка №10 «Метеостанция»
Закрепить представления о снеге как особом состоянии воды.
Измерение глубины снежного покрова в разных местах участка.
Экспериментальная деятельность.
Цель: измерение количества выпавших осадков.
Беседа о снеге
Показать зави-
симость состояния снега от температу-ры воздуха.
Ситуация общения «Снежная шуба для вего живого» (обсу-дить с детьми защитные свойства снега)
Опыт. Защитные свойства снега. См. 65. Стр. 20
Чтение З. Александ-рова «Новая столовая».
Загадки о снеге, по-словицы и поговорки
О природных явле-ниях декабря. Экспериментальная
Деятельность:
Определить, что быстрее расстает при комнатной температуре –снег или лед.
Уход за комнатными растениями.
Д/и «Найди дерево по семенам»
Январь
Точка 10
«Метеостанция»
Рассматривание снежинки через лупу. Показать их разнообразие в зависимости от температуры воз-
духа. Объяснить, почему скрипит снег.
Точка №1 «Рябина. Птичья столовая»
Понаблюдать, как ведут себя птицы на кормушке. Поискать следы птиц.
Опыт.
Поставить в воду ветку тополя.
Ветка начнет засы-
хать. Вывод: растения еще нахо-дятся в состоянии по-коя. Зарисовка результатов.
Д/и «Чьи это следы?»
Чтение «Синичкин календарь» (январь)
В. Бианки
Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» Зарисовка снежинок.
Д/и Лото
«Птицы», «Деревья»
Февраль
Точка 10
Метеостанция
Наблюдение за снеж
ным покровом.
Наблюдение за вет-ром. Определять направление и силу.
Экспериментальная деятельность. Опыт на выявление значения влаги, тепла, света для рос-
та растений с исполь-зованием моделей.
См. 65 стр. 26 Рассматривание иллюстраций в кни-
гах с изображением
метели, вьюги.
Подборка загадок о зимних явлениях природы, примеры народного кален-
даря.
Март
Наблюдения за птицами. Воробьи щебечут, синицы поют.
Сравнительные наблюдения, что изменилось по сравнению с фев-ралем: снег на солн-це тает, рыхлый, капель.
Точка №3 ,4 «Черемуха», «Рябина»
Рассмотреть почки.
Ситуация общения: «Почему воробьи устраивают дуэли»
Экспериментальная
деятельность:
Опыты на разные агрегатные состоя-
ния воды (переход снега и льда в воду;
переход воды в пар)
В центре экспериментирования
Поместить разные сыпучие вещества для определения их расворимости в воде.
Апрель
Обзорная экскурсия по экологической тропе.
Поискать при –
меты весны в не-живой природе: солнце поднимает-
ся высоко. Увели-
чился световой день. Тает снег, бегут ручьи.
Посещение точки
№1, №3, 4.
Выявить признаки пробуждения растений (набухание почек)
Наблюдения за появлением перво-
Цветов
Наблюдения за птицами- оживляются зиму-
ющие, постройка гнезд.
Посещение точки №9
«Ива. Пень»
Поискать насеко-
мых. Установить связь между при-
летом птиц и появ-
лением насекомых.
. Ситуация общения «Почему апрель называют месяцем говорливой воды?»
Ситуация общения
«Что такое ледо-
ход?» Рассматрива-
ние иллюстраций.
Чтение «Дед Мазай
и зайцы» Н. Некра-
сов.
В центре экологии
Поместить модели
роста растений, признаки весны.
В центре книги поместить подбор-
ку книг Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Г. Зайцев
«Уроки Мойдодыра»
Посев семян однолетников на рассаду.
Д/и «Ботаническое лото»
Обводки, трафареты
Птиц, первоцветов Совместное проращивание семян бобов, гороха с после-
дующей зарисовкой.
Май
Наблюдение за грозой и дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением природы: нежные зеленые листочки, молодая травка, начинают цвести одуванчики, появились дождевые черви. Обратить внимание на последовательность цветения растений.
Точка №
«Лужайка»
Наблюдение за одуванчикм. Обсудить влияние тепла и свена на рост растений. Наблюдения зарисовать.
Точка № 4
«Черемуха»
Наблюдение за цве-тением черемухи. Обсудить, почему такие ароматные цветы. Напомнить, что цветы это будущие плоды.
Наблюдение за птицами. Они заняты высиживанием птен-цов. Последними прилетают ласточки, так как они насекомоядные.
Наблюдение за насе-комыми: комары, бабочки, жуки.
Посещение точки
«Огород»
Подготовка земли к посеву моркови, укро-
Па, посадка лука.
Ситуации общения
«Лекарственные растения с использованием мо-
Делей.
«Чем опасны ядовитые расте-ния»
«Правила друзей природы»
Чтение Н. Ёлкина
«Май- цветень»
Ф. Тютчев
«Весенняя гроза», М. Пришвин «Золо-той луг» и т. д.
Чтение стихов о черемухе
Ситуация общения
«Какую роль играет черемуха в жизни птиц, насекомых, людей» д/и «Загадай, мы отгадаем»
Рассказывание по моделям о признаках весны.
Рассматривание иллюстраций первоцветы,гнездование.
Раскрашивание, обводки, трафареты (птицы, цветы)
Изготовление бабочек в технике оригами.
Выкладывание на ковро-
графе последовательнос-
ти роста одуванчика
Разрезные картинки (птицы, цветы, пазлы, ботаническое лото Подборка пословиц и поговорок о мае.
В информационном центре поместить консультации для родителей об экологическом воспитании дошкольников старшего возраста.
Творческий этап
Презентация экологического дневника
Этапы создания и оформления тропинки.
1. Детальное обследование территории участка и выделение наиболее интересных объектов;
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунков-символов;
3. Знакомство с «хозяйкой» тропинки- пчелкой Майей, которая будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
4. Оформление «паспорта» тропинки в виде альбома с фотографиями и описанием объектов;
5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;