Приложение МААМ

Направления индивидуализации детей раннего возраста

Екатерина Егорова
Направления индивидуализации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно одному из принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, выделяются:

Публикация «Направления индивидуализации детей раннего возраста» размещена в разделах

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.

Индивидуализация детей раннего возраста включает в себя индивидуализацию обучения, индивидуализацию предметно-пространственной среды и индивидуализацию взаимодействия с семьями воспитанников.

Индивидуализация обучения.

Индивидуализация обучения основана на том, что позиция ребёнка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая.

Соответственно индивидуализация обучения связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором.

При индивидуализации обучения мы опираемся на следующие методы:

- метод обеспечения взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности;

- метод тщательного отбора материалов;

- метод «строительных лесов».

Метод обеспечения взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности (индивидуальный подход воспитателя во время определенного вида деятельности) – сущность этого метода состоит в помощи педагога тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другого подбодрит, третьему окажет практическую помощь.

Например, при проведении занятия по рисованию воспитатель одному ребёнку помогает словесными указаниями, другого подбодрит, третьему поможет правильно держать кисточку (карандаш, маркер).

Метод тщательного отбора материалов – это когда большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разно уровневыми по степени сложности.

Например : работая с пазлами, ребёнок может выбрать сюжет или уровень сложности картинки, однако способ использования деталей будет одним и тем же – складывание. Таким образом, пазлы относятся к менее гибким материалам. В то же время пластилин, песок, строительный набор или конструктор ЛЕГО, бросовый материал обладают большей гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности.

Метод «строительных лесов» - в основе этого метода – идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития.

Например : когда воспитатель наблюдает за действиями ребенка, который выкладывает горизонтально кубики на столе (заборчик, но не двигает их, изображая паровозик, или располагает кубики вертикально, чтобы получить башенку или какую-то другую конструкцию. Педагог может задать вопрос: «А если сделать вот так?» - или параллельно выполнить другую конструкцию. Дальше выбор за ребенком – попробовать или проигнорировать. Нужно создавать условия, чтобы помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Индивидуализация обучения не возможна без своевременной оценки текущей ситуации и перспектив развития ребенка.

Следовательно, ведущим методом получения информации о ситуации в развитии ребенка является педагогическое наблюдение в различных видах деятельности.

В нашем детском саду мы проводим диагностику по картам нервно-психического развития, которые обеспечивают представление, прежде всего о достижениях малыша, возможность прослеживания динамики изменений.

Большое значение имеет и индивидуальная работа, которая проводится ежедневно и записывается в дневник. Индивидуальный дневник служит и для родителей наглядной иллюстрацией динамики уровня развития, возможностей их ребенка. Дневник помогает родителям познакомиться с тем, какие задания выполнял ребенок, какие трудности возникли, и повторить пройденный материал дома. Так же для наглядности для воспитателя в группе организован уголок с индивидуальными занятиями детей.

В работе с детьми используем информационно – коммуникационные технологии, которые развивают у них интеллектуальные и творческие способности.

Индивидуализация предметно-пространственной среды.

Среда способствует тому, чтобы ребенок проявлял собственную инициативу, пробовал делать что-то новое, развивает у ребенка его самооценку - чтобы у него было чувство успеха.

Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон (уголки, центры).

Такая организация пространства позволяет воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Она наполняется, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Для иллюстрации различных моментов жизни детей создана закрытая группа в социальной сети «Наш весёлый детский сад», тем самым подчёркивается индивидуальность и важность каждого. Рассматривая фотографии, дети улыбаются, рассказывают о важных понятных им действиях или вспоминают особо – яркие события, необычные впечатления и переживания.

В помещениях для приема детей особое место отведено для экспозиции коллективных, индивидуальных и выполненных совместно с педагогом работ – рисунков, поделок. Обязательно экспонируются работы всех детей.

Индивидуализация взаимодействия с семьями воспитанников.

Индивидуализация детей раннего возраста не возможна без взаимодействия с семьями воспитанников.

Как средство индивидуализации образовательного процесса созданы совместно с родителями и детьми дидактические игры самоделки, игрушки самоделки, книжки малышки на различные тематики.

Через построение сотрудничества с родителями можно многое узнать об особенностях, склонностях, интересах ребенка. Осуществить это возможно с помощью индивидуальной беседы, ящика «Вопрос – ответ», а также заполняя анкету «Давайте с вами познакомимся».

Кроме этого воспитатели рассказывают родителям о том, что происходило в течение дня, каковы позитивные стороны личности малыша, какие достижения или трудности были у него.

Также родители получают информацию о жизни детского сада с помощью сайта ДОО.

Наши родители делятся опытом воспитания своих детей в виде мини-сочинений: «Так играет наш малыш», «Вся наша жизнь игра», «Я играю и расту» и книжек-малышек: «Растим здорового ребенка».

Для того чтобы у детей раскрывались природные таланты, приобретались полезные для жизни умения и навыки, стимулировалась творческая инициатива, повышался статус семьи, совместно с детьми проводятся досуги, праздники, выставки творчества и оформляются стенгазеты.

Таким образом, индивидуализация детей раннего возраста является ценностью этого периода жизни ребёнка, важностью качества раннего образования для развития личности, формирования инициативности, познавательной активности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как средство индивидуализации образовательного процесса в ДОУ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Атяшевский.

Направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР дошкольного возраста Кристева Наталья Павловна учитель-логопед МДОУ № 43, Россия, Московская область, г. Подольск Е-mail: nata.kristewa@yandex.ru Аннотация:.

Нетрадиционные режимные моменты как средство индивидуализации в русле требований ФГОС И. Р. Гудова (магистрант 2 курса, направление 44.04.01 Педагогическое образование, «Управление инновационным развитием дошкольной образовательной.

Рабочая программа группы раннего развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад Программа дополнительного образования. Группа раннего развития «Кроха-1» для детей от 1,5 до 3 лет Программа раннего развития (ГКП) «Кроха-1».

Развитие речи детей раннего возраста посредством реализации направления «Художественно-эстетическое развитие» Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться говорить….

Реализация принципа индивидуализации в дошкольной образовательной организации Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Реализация воспитателем коррекционно-развивающего направления для детей с особыми образовательными потребностями Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Дети в домах.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Птички-невелички». Адаптационный период у детей раннего возрастаРодительское собрание в группе раннего возраста «Птички-невелички». Адаптационный период у детей раннего возраста Цель: Обеспечение условий комфортной адаптации детей и родителей к ДОУ, через нетрадиционные формы организации сотрудничества, которые помогут.

Сообщение на городском семинаре: «Основные направления работы воспитателя по подготовке детей к школьному обучению». "Быть готовым к школе - не значит уметь читать,писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. " (доктор.

Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Составил воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Направления индивидуализации детей раннего возраста
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 20:29
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления индивидуализации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Егорова (УИ 176320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД