Светлана Редкова
Сообщение на городском семинаре: «Основные направления работы воспитателя по подготовке детей к школьному обучению».
▼ Скачать + Заказать документы
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать,писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. "
(доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер)
Под готовностью детей к школе мы понимаем готовность учиться. А это значит- умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить и на этой основе получать новые.
Публикация «Сообщение на городском семинаре: „Основные направления работы воспитателя по подготовке детей к школьному обучению“,» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Готовить детей к школе мы начинаем с двухлетнего возраста. Занимаемся развитием сенсорики и мелкой моторики. Например, дети играют в такие игры: " Свари кашу " - на столе расставлены миски с крупой - в одной спрятаны ключики, их надо найти, в другой - манка и гречка. Чтобы сварить кашу, необходимо отделить манку от гречки - просеять через сито с ручкой; перебрать чечевицу и горох, а в прозрачную пластиковую бутылку с узким горлышком перебросать фасоль.
На столах можно разложить рамки-вкладыши, разрезные картинки, игрушки с сюрпризами, игры на шнуровку, на закручивание крышек и т. д. Для детей, которым требуется увеличить силу пальцев рук, изготовлены игры с бельевыми прищепками, канцелярскими скрепками: требуется прицепить прищепку на верёвку, натянутую между спинками стульев, на вырезанные из картона корзинку, ёлочку, ёжика. Все эти игры не только развивают у детей мелкую моторику и координацию, но и приучают их к самостоятельности.
В работе с детьми мы активно используем пальчиковые игры. Ведь давно доказано, что между речевой и двигательной функцией руки существует тесная взаимосвязь. Чем выше развита двигательная и координационная активность руки, тем лучше развивается речь и меньше трудностей ребёнок будет испытывать в период обучения письму.
В физкультурном зале дети играют в подвижные игры, ходят по ребристой доске, перешагивают через верёвочку, прыгают из обруча в обруч, играют с мячами и т. д.
Наблюдения в природе активизируют любознательность ребёнка, воздействуют на его органы чувств, развивают его сенсорику, рождают чувство прекрасного.
Незаменимое средство формирования духовного мира ребёнка - искусство. Занятия по ознакомлению с ним немыслимы без создания особой эмоциональной увлечённости. Она достигается с помощью живого слова воспитателя, музыки, игровых ситуаций. Весь арсенал средств направлен на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят.
На занятиях дети могут организовать свою деятельность по собственному желанию (работать стоя, сидя, как им удобно, свободно перемещаться, подойти к товарищу, спросить совета. Воспитатели постоянно побуждают детей к речевому общению.
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (это логопедическая группа ОНР третей степени). В этой группе важно обеспечить равные стартовые возможности детей на выходе из детского сада. Для этого необходимо осуществлять тесное взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда, других специалистов ( н-р: психолога, социального педагога, инструктора по физкультуре) и родителей в работе с детьми по освоению образовательных программ ДОУ и развитию интегративных качеств. Большое внимание уделяется развитию речи. С детьми ведётся работа по звуковой культуре речи. Учим детей слышать, дифференцировать звук. Проводим игры, в которых дети подбирают слова со звуком в начале слова, в середине и в конце, активизируем словарь детей по лексическим темам на занятиях, в режимных моментах, а также учим детей обобщать предметы по общим и значимым признакам, например : «Подбери пару», «Назови лишний» и др. Такие игры формируют умения выделять части из целого и целое делить на части.
Умение детей читать в дошкольный период не всегда гарантирует успешную учёбу в школе. Родители рано начинают прививать детям знания, подчас не задумываясь, смогут ли дети их осмысливать.
Основная работа по подготовке детей к школе, исходя из моего опыта, должна сводиться к развитию у детей когнитивных и креативных способностей. И здесь мне помогают занятия изо-деятельности по замыслу. Причём я стараюсь не предлагать детям очень сложные композиции, так как они могут вызвать у них страх - и не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием. Задания должны быть по силам детям, а для этого нужно формировать у них вкус, эстетическое чутьё. Я не упрекаю детей за неправильность рисунка, выполненного по замыслу. Главное, пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют, чтобы это было смело, активно.
Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребёнок может стать талантливым. А значит, мы должны сохранить и укрепить здоровье ребёнка.
Здоровье - одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. Ежедневно дети всех возрастных групп принимают витамины по разрешению родителей и врача педиатра индивидуально "Ревит", "Ундевит", "Аскорбиновую кислоту", "Поливитамины". В осенний период всем детям по разрешению родителей делаются прививки от гриппа. В зимний период в меню включаются фитонциды (лук, чеснок) индивидуально по переносимости. Во время эпидемии гриппа мы смазываем детям слизистую носа оксолиновой мазью, вифероном. Дети старших-подготовительных групп полощут рот и горло кипячённой водой комнатной температуры.
Одно из направлений нашей деятельности - приобщение к основам здорового образа жизни. Вы могли убедиться в этом, просмотрев НОД "Путешествие в Страну здоровья".
В нашем ДОУ мы решаем задачи физического воспитания : охрана жизни и укрепление здоровья детей, закаливание, гармоничное физическое развитие, формирование разнообразных движений и развитие двигательных качеств (быстроты, выносливости, ловкости, воспитание выдержки, организованности, дисциплинированности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребёнка через обязательное проведение утренней гимнастики, ритмической гимнастики. На физкультурных занятиях обучаем различным движениям, развиваем крупную моторику, синхронность выполнения, предъявляем большие требования к организованности детей. Но ничем нельзя заменить основной вид деятельности детей - подвижную игру. Она занимает ведущее место в физическом становлении ребёнка. Дети играют •утром на улице, днём-в спортивном и музыкальном залах, и -венером на прогулке. К старшему дошкольному возрасту дети уже умеют самостоятельно организовать игру, распределить роли и очень чётко отследить нарушения в соблюдении правил.
Огромное значение в ДОУ имеет умственное воспитание. Ребёнку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас сведений об окружающем мире - о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, людях, их труде, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», т. е. моральных нормах поведения. Он должен уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства, а также хорошо ориентироваться в пространстве и времени
К б годам ребёнок накапливает определённый багаж знаний, использует в своих рассказах обороты речи сказок, загадки. Речь становится более разнообразной, чёткой, последовательной.
У ребёнка перед школой должны быть сформированы качества, необходимые в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей.
На занятиях мы создаём у детей эмоциональную установку на предстоящее занятие, сообщаем им цель и мотив деятельности, используя проблемные вопросы и ситуации. В процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а также развивают психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.
Наши дети к старшему дошкольному возрасту способны сами регулировать своё поведение как по требованию взрослых, так и благодаря имеющемуся у них жизненному опыту. Потребность в общении приобретает устойчивый характер. Крепнет привязанность ребёнка к своей группе, желание помочь товарищам, позаботиться о младших. Более осознанной становится любовь к родителям, привязанность к воспитателю.
Особое внимание мы уделяем формированию у ребёнка качеств личности, ответственности, самостоятельности - всего того, что необходимо ему для успешного обучения в школе.
Большое внимание мы уделяем духовно-нравственному воспитанию детей. Начиная с младшей группы мы проводим занятия, на которых беседуем с детьми о добре и зле, о дружбе; со средней группы формируем понятия: "христианин", "семьянин", любви к матери, к Родине; со старшей-подготовительной знакомим с понятием "гражданин".
Задачи эстетического воспитания в нашем ДОУ разнообразны. Это прежде всего формирование у детей эстетической культуры, духовности, представлений о мире искусства, развитие художественного творчества, воспитание эстетических чувств и отношений. Особое внимание уделяется проведению комплексных занятий. Так, на занятиях дети знакомятся с творчеством композиторов, художников, поэтов, писателей, заучивают стихи, песни,рассматривают скульптуры. Прекрасно проходят у нас праздники, утренники, развлечения.
Большое внимание уделяется выявлению и развитию творческих способностей детей. Результатом совместной работы педагога и родителя является участие наших воспитанников в конкурсных мероприятиях различной направленности всех уровней. В этом году мои воспитанники приняли участие и стали победителями во всеросийском конкурсе детских рисунков "Царство грибов", в городском конкурсе "Зимняя политра", в конкурсе чтецов "О маме с любовью" и другии.
Неотъемленной частью работы педагога является организация работы по музыкальному развитию дошкольников. Таким образом, музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы.
Поступление в школу - важное событие в жизни ребёнка. Поэтому объединёнными усилиями педагогов нашего ДОУ формируем у детей устойчивый интерес к школе, учёбе, делаем для них поступление в школу радостным и памятным событием. Коллектив ДОУ старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретённые ребёнком в детском саду, становились бы нормой.