Марина Скрыльник
Основные направления работы воспитателя ДОУ по профилактике школьных трудностей при обучении грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления реформы общеобразовательной школы предъявляют высокие требования к системе образования. Эффективность решения этой ответственной задачи находится в прямой зависимости от основ, которые закладываются и в дошкольных учреждениях. Следовательно, требуется постоянный научный поиск психолого-педагогических резервов более раннего развития познавательной деятельности детей и их учебных способностей.
Публикация «Основные направления работы воспитателя ДОУ по профилактике школьных трудностей при обучении грамоте» размещена в разделах
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в I класс, необходим известный запас знании об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний и что при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.
Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, — грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что вы научили ребенка слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.)
Одно из условий эффективного использования резервов познавательных возможностей детей — это развитие у них фонематического слуха. Сознательное усвоение орфограмм в школе, орфографическая чувствительность, умение использовать приемы проверки звуков в слабой и сильной позициях (в одном и том же морфологическом элементе) требуют необходимости сформировать у дошкольников умение анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать фонемы по их специфическим и общим признакам.
В лингвистической и психологической литературе понятие «фонематический слух» рассматривается как способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы (отражать основные особенности фонем и их варианты).
Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить его слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.
Игра - основа психической деятельности маленького человека, его естественное состояние, наиболее активная форма познания мира, поэтому все занятия проходят в форме игры, инсценировок, когда ребенок включается в игру, воплощается в персонаж действия.
Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука з можно сравнить с полетом комара, длительное протягивание звука ш — с шелестом листьев, быстрое повторение звука п — с пыхтением ежика. Каждый раз необходимо обязательно заканчивать такую игру называнием слов, в которых «звенит комарик», «работает мотор» (р-р-р). Вначале ребенок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться. Строятся эти игры-занятия таким образом, чтобы дети усваивали способ выделения звука: слово произносится не обычно, а особо, так что один звук в нем подчеркивается, произносится более длительно, чем другие.
Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, шипящие, свистящие). Гораздо труднее выделить такие звуки, как б, п, д, т. Но очень важно, чтобы в этих занятиях с детьми звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались. Иначе дети, быстро усвоив способ протяжного произнесения звука (ж-ж-жук, с большим трудом будут переходить к подчеркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя потянуть. Поэтому очень важно, чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, мог легко менять свою артикуляцию, ярко подчеркивая в слове тот звук, который ребенок должен выделить и назвать изолированно.
Постепенно надо начинать учить ребенка менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчеркивать один звук не только в начале слова, но и в середине, в конце.
К моменту, когда фонетическая сторона речи сформирована, слуховой анализатор получает функциональную самостоятельность. Звуки речи как бы уравниваются по степени сложности их различения и воспроизведения. Звуки речи не существуют обособленно, а лишь в составе слов, слова же - в словосочетаниях, фразах, в потоке речи. Взаимодействие фонетической и лексико-грамматической сторон речи раскрывается в теории механизмов речи Н. И. Жинкина, в соответствии с которой механизм речи включает два основных звена :
1. образование слов из звуков;
2. составление сообщений из слов.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушение звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.
Когда дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами.
В процесс письма активно включаются еще глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.
Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру.
Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком. Так, ребенок, приступающий к обучению грамоте, начинает с освоения смысловой стороны письма. В отличие от неграмотного ребенка, который «срисовывает» буквы со всеми особенностями шрифта, как геометрический узор, будущий школьник воспринимает буквы как смысловые схемы, ассоциированные и с их звуковыми образами, и с начертательными образами слов. В акте письма непременно имеют место элементы прилаживания к пространству: квалифицированная хватка и держание орудия письма, реализация движения кончика пера по поверхности бумаги вдоль действительных или воображаемых линеек и т. д.
Дети не просто знакомятся с новыми буквами – они учатся решать учебно-познавательные задачи о том, каковы функции каждой буквы, какую работу выполняет буква, каковы ее отношения со звуками. Модельный способ решения этих задач позволяет преодолеть вербализм обучения, сделать абстракции наглядными и доступными детям, придать действиям с формальными характеристиками слова характер предметно-практических действий. (Эльконин «Как учить детей читать»)
Одна из необходимых задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Конечно, оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма.
Что касается содержательной стороны, дети должны отчетливо представлять звуковой состав слов, которые они пишут. Этому служит формирование звукового анализа слова, о чем мы уже указывали.
А как обстоит дело с двигательной основой письма? Когда мы говорим, что «ребенок умеет писать», это значит, что у него есть отчетливое представление о графемах (изображении форм букв, он умеет правильно их передавать в письме. Но это в свою очередь требует владения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное неотрывное движение, позволяющее передать характер русского письма). Необходимо также уметь регулировать размах движения руки при письме — важно ведь сохранять одинаковый размер букв, а при необходимости произвольно его изменять (прописные буквы). Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за движением. Нужно, далее, научить детей владеть орудием письма — правильно держать ручку и правильно ею действовать.
Овладение всеми перечисленными навыками и умениями создает ручную умелость, позволяющую свободно осуществлять письмо. (Кроме того, важно, чтобы ребенок научился правильно сидеть, не наклоняясь низко, сохранять при письме правильную позу и положение рук, головы.)
Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе будет облегчено. Ранее усвоенные навыки и умения ребенок применит к новой для него деятельности.
Развитию ручной умелости до поступления ребенка в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока.
В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации— ножницы и кисть, в лепке — стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (обращаю внимание на положение рук на занятиях); развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Многие занятия по изобразительной деятельности, направленные на эстетическое воспитание детей, способствуют вместе с тем развитию важных для письма качеств. Вместе с тем среди них есть такие, которые наиболее полно отвечают этой задаче.
Более всего подготовке руки способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4—5 лет, а из целого куска (в лепке, одной линией контура (в рисовании, аппликации).
В лепке примерами таких занятий могут быть «Птицы» — по мотивам дымковских игрушек (из целого куска глины, пластилина, лепка фигуры человека, животных в движении (из целого куска).
В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают «рыбок в аквариуме», «уточек, плавающих в пруду», или совмещают два способа: одни части изображения вырезают из бумаги, сложенной вдвое (например, вазы, цветы, а другие — на глаз (грибы, овощи, животные).
По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения — более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).
Обследуя большое количество детей, была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. К сожалению, целенаправленная коррекция часто остается за пределами внимания педагогов. Поэтому и возникает необходимость в специально организованной работе в дошкольном учреждении. Нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки помогут снять усталость, напряжение у детей во время занятий и вместе с тем они направлены на укрепление мелкой и общей моторики. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Часто деятельность ребенка сопровождается стихами, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Мышцы лица и рук совершают движения, соответствующие речи. Организм человека работает как единый механизм, в котором все взаимосвязано.
Таким образом, начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.