Папки-передвижки

Основные направления информатизации управления образовательного учреждения

Галина Кудинова
Основные направления информатизации управления образовательного учреждения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Г. И. Кудинова, заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 села Киевского муниципального образования Крымский район.

Аннотация: В данной статье проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения. Выявлена эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений на основе использования компьютерных программ.

Публикация «Основные направления информатизации управления образовательного учреждения» размещена в разделах

Ключевые слова: инновация; информационные технологии; информационная образовательная среда; личностно-ориентированное взаимодействие; информатизация управления; субъекты образовательного процесса; портфолио педагога; информационно-коммуникативная компетентность руководителя; индивидуализация педагогического процесса.

Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ). Чтобы изменить старую систему управления, сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения (анг. innovation, которые качественно повысят уровень развития учреждения. Такой инновацией, которая серьезно повышает эффективность управленческой деятельности, а значит, способствует развитию учреждения в целом, в настоящее время считают информационные технологии (ИТ). Чаще всего под информационными технологиями понимают технологии активного использования компьютера. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевского, Л. И. Фишмана, Т. И. Шамовой. А. Д. Хомоненко в своих статьях доказывает, что информационные технологии являются одной из неотъемлемых составляющих эффективного информационного обеспечения управления. Она раскрывает вопросы автоматизации обеспечения управления и совершенствования документированного управления. Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели образовательного учреждения (Ю. Ю. Баранова, Е. Н. Богданов, А. Б. Боровков, К. П. Волокитин, Л. В. Жилина, Н. В. Кисель, Д. Ш. Матрос, Е. А. Тюрина, В. В. Хабин, А. А. Чадин и др.) не рассматривают вопросы совершенствования административно – управленческой деятельности, не со-держат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу – пользователю. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. Являясь нашим помощником, компьютер выполняет кропотливую обработку и хранение огромных объемов информации, освобождая руководителя от процесса получения информации в пользу ее анализа и принятия оперативных управленческих решений. Доказано, что информатизация управления позволяет создать информационно-образовательную среду, которая включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информации детям, педагогам, родителям, руководителям образовательного учреждения и общественности, а также создает условия для личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Очевидно, что сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны :

- паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОУ и др.);

- кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);

- воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей и др.);

- расписание видов детской деятельности (автоматизированное составление вариантов расписания видов деятельности с возможностью выбора оптимального);

- библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);

- медицинский кабинет (ведение медицинских карт детей, медицинское сопровождение);

- бухгалтерия (учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности);

- методическая служба (электронное портфолио воспитателей, как средство хранения информации об успехах и достижениях деятельности педагогов, презентация опыта, электронные отчеты и др.)

Несмотря на такой спектр возможных направлений применения ИТ, дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современности. Как показывает практика управления, анализ периодической печати, руководители дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информа-ционных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы.

Анализ данной ситуации позволил выделить ряд противоречий между: возросшей необходимостью использования информационных технологий в процессе управления и неподготовленностью руководителей к данной деятельности;

новыми требованиями к уровню профессионализма руководителя и отсутствием готовности к созданию информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении;

необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности руководителя в области практического применения информационных технологий в своей управленческой деятельности и малой эффективностью процесса повышения квалификации, который чаще всего сводится к формированию азов компьютерной грамотности.

В целом информатизация ДОУ понимается практиками однобоко: проблема оснащения компьютерной техникой стоит на первом месте, а вопросам содержательной стороны этих средств не уделяется нужного внимания. Вместе с тем существует важная объективная причина, почему информационные технологии не являются эффективным средством для принятия оперативных управленческих решений – это отсутствие компьютерных программ, адаптированных для деятельности дошкольных образовательных учреждений. Все это сдерживает инновационные процессы, связанные с активизацией информационно-технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

Таким образом, главной целью руководителя-новатора становится внедрение и использование информационных технологий как управленческого ресурса в своей деятельности. Основными задачами должны стать:

- обновление, пополнение информационных ресурсов в управленческом процессе ДОУ;

- проектирование и апробация новых авторских компьютерных программ и автоматизированных систем, адаптированных для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;

- разработка системы самообразования руководителя в вопросах повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности, как целостного образования личности, включающего совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ.

Гипотеза

Если в ДОУ создать условия для информационной среды, то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов.

Главным условием достижения поставленных задач является личная заинтересованность руководителя в применении современных информационных технологий. Эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений можно рассмотреть на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №16 села Киевского муниципального образования Крымский район. Федеральные Государственные образовательные стандарты предъявляют требования и к ДОУ, и к организации воспитательно-образовательного процесса, и к подбору кадров. Общая направленность проекта, реализованного с 2010 по 2014 годы состоит в организации инновационного пространства, иных форм управления, образовательных технологий, повышения качества дошкольного образования и статуса ДОУ в обществе. Реализация проекта «Модель информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования», предполагала систематизацию и структурирование образовательной среды с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации. Были введены: электронная очередь, позволяющая отследить очередность в поступлении в детский сад, электронное портфолио педагогов, позволяющее корректировать и систематизировать педагогический опыт, создан сайт ДОУ, необходимый для информированности родителей о работе ДОУ, используется программа PUBLISCHER для создания ежеквартальной газеты для родителей «Вместе весело шагать». На сегодняшний день введена программа «Сетевой Город. Образование» – компьютерная программа с автоматизированной базой данных, рассчитанная для оперативной работы методической службы, обеспечивающая внутренний документооборот, а также позволяющая максимально быстро обрабатывать информацию о профессиональной деятельности педагогов, о результатах проведенных мониторингов с воспитанниками, об организации внутреннего контроля за деятельностью воспитателей, о результатах развития учреждения в целом. Планируется ввести «ЭМК» (электронная медицинская книжка) – компьютерную программу, позволяющую осуществлять оперативный контроль за кратностью и сроками прохождения медицинской комиссии всеми сотрудниками ДОУ, и программу Excel для изготовления меню-требования для ДОУ.

Результаты внедрения данных информационных технологий можно сформулировать следующим образом. С точки зрения качественной оценки констатируем:

1. документы приобрели единую структуру, логическую завершенность, эстетичное оформление, грамотное содержание.

2. созданы условия для индивидуализации педагогического процесса с точки зрения создания индивидуальных маршрутов профессионального роста педагогических работников и образовательного учреждения в целом

Таким образом, качественные изменения коснулись документов разных видов и типов: возможность создания электронной систем годового планирования деятельности образовательного учреждения, работы воспитателей и специалистов ДОУ; обеспечение внутрисадовского контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса и деятельностью педагогов; создание системы мониторинга результатов усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ; формирование электронного портфолио педагогических достижений и профессионального мастерства сотрудников; создание циклограммы деятельности руководителя на год; организация курсовой подготовки и аттестации персонала, автома-тизированная обработка результатов педагогической деятельности, выстраивание рейтингов воспитателей. Информационные технологии обеспечивают: наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, использование одних и тех же данных в различных процессах. Таким образом, достигнут оптимальный уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности руководителем ДОУ, что позволяет эффективно управлять различными потоками информации. С точки зрения количественной оценки можно отметить:

- произошло увеличение объема документооборота при уменьшении трудозатрат на конкретные виды технических работ с документами;

- отмечен значительный рост оперативности создания документов от нескольких дней до нескольких часов.

Таким образом, в целом в учреждении улучшилось качество информации, необходимой для принятия управленческих решений стратегического и тактического характера за счет таких характеристик информации,

как: быстрота обработки, достоверность, объективность, своевременность поступления, отражение динамики изменений в объекте управлений и т. д.

С использованием компьютерных технологий руководитель может обрабатывать большой объем информации быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени.

Можно констатировать, что в рамках одного образовательного учреждения информационные технологии стали мощным управленческим ресурсом, позволяющим руководителю дошкольного образовательного учреждения комфортно чувствовать себя в нынешних социально-экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешин Л. И., Максимов Н. В. Информационные

технологии [Электронный ресурс]. URL : https://gendocs.ru/v30471/

2. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. - М. : Высшая школа, 2000.

3. Основы современных компьютерных технологий /

под ред. проф. А. Д. Хомоненко. – СПб: КОРОНА, 2005.

4. Водопьянов Г. М., Уваров А. Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования. – 2007. - №5.

5. Сафонова О. А., Панова И. В. Компьютер как управленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. – 2006. - №7.

6. Коваль Н. Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31.

7. Коростелев А. А., Ярыгин А. Н. Влияние интенсивности информационных потоков на управленческую деятельность руководителя школы и формирование у них «синдрома электронной почты» // Известия Самарского

научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 77-82/

8. Панченко О. В., Коновалова Е. Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.

9. Коростелев А. А. Результативность разработки и применения программного обеспечения и информационных технологий в аналитической деятельности управления школой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 155-160

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями На сегодняшний день практически все родители заинтересованы, чтобы их дети успешно развивались, социализировались и проходили обучения во.

Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОО конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

Основные направления в коррекционной работе. • артикуляционная гимнастика • звуковая гимнастика (подражательная) • дыхательная гимнастика • пальчиковая гимнастика • корригирующая гимнастика.

Проблема и основные направления полового воспитания умственно отсталых школьников. Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей. "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо.

Структура образовательного учреждения Учредитель СПДО д/с "Чебурашка"МБОУ СОШ п. Приузенский: Администрация Александрово-Гайского района Саратовской области. Место нахождения.

Зимняя сказка на территории дошкольного образовательного учрежденияЗимняя сказка на территории дошкольного образовательного учреждения Приветствую всех на моей страничке! Создание снежных построек на территории детских садов — традиция для многих педагогических коллективов,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные направления информатизации управления образовательного учреждения
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 10:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД