Елена Сорочкина
Направления работы с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходим поиск эффективных способов и направлений взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения для сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Основными направлениями в работе ДОУ являются :
Повышение уровня физического развития детей.
Улучшение состояние здоровья детей.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка при взаимодействии с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения.
Публикация «Направления работы с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения» размещена в разделах
В ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Для успешной работы с семьёй в вопросах здоровьесбережения детей необходима предстоящая работа педагогов : самоанализа теоретических знаний и практической готовности к работе в данном направлении; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Педагоги знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу, принимают участие в тематических педсоветах, обсуждениях. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов, для определения содержания работы с родителями в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Для выполнения поставленных задач физического воспитания по ФГОС и условиям необходимым требованиям СанПиНа в ДОУ созданы специальные условия: зал для спортивных занятий; инвентарь для физической культуры (мячи, скакалки, обручи, гантели); площадка для занятий на свежем воздухе; игровое оборудование с турниками, качелями и песочницей.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Следует отметить, что невозможно предложить набор форм и методов работы с родителями, общий для всех план организации сотрудничества с семьей, перечень методов и приемов общения. Это обусловлено и индивидуальностью семьи, так как семья для ребёнка – источник общественного опыта. Когда родители готовят дошкольника в детский сад, рекомендуется познакомить их, какие спортивные занятия и с какой регулярностью будут проводиться с детьми по разработанной программе.
Физическое развитие в семье и ДОУ – это основополагающий фактор поддержания здоровья в любом возрасте. Начиная с рождения малыша, взрослые уделяют много времени гимнастике и массажу. К раннему возрасту, когда он идет в ясли, их участие в физическом развитии снижается. Считается, что спортивные занятия должны проводить педагоги, однако роль семьи в физическом воспитании ребенка все еще крайне важна. Она не потеряет своей значимости, когда дети пойдут в школу, ведь для поддержания здоровья им нужно каждый день заниматься физкультурой.
В работе с семьёй выделяем основные средства физического воспитания :
• Соблюдение рационального питания;
• Правильный режим дня;
• Регулярные упражнения, желательно, на свежем воздухе;
• Создание условий, которые позволяют вести ребенку активный образ жизни.
Оборудование дома собственным спортивным комплексом и наличие инвентаря делает спорт доступным для ребенка. Можно заниматься и без него, но привлекательные физкультурные снаряды значительно повышают мотивацию у дошкольника. Задача родителей – следить за правильностью использования инвентаря и корректно поправлять при ошибке.
Для занятий на улице подойдут спортивные принадлежности для активных игр. Это могут быть мяч, лыжи, ролики, самокат и др. Необязательно покупать сложные тренажеры и стенки. Скамьи и другие приспособления для упражнений родители можно изготовить своими руками во дворе дома. От этого значение физического воспитания в семье не становится меньше.
С целью повышения эффективности взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения педагоги применяют технологию валеологического просвещения родителей.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Направление данных видов технологий направлено на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, ознакомление с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников.
Работа с семьей осуществляется комплексно и включает:
1. Традиционные формы работы : информационно-наглядные, материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выпуск газеты, фотовыставки.
2. Нетрадиционные формы работы : информационно-аналитические, анкетирование.
3. Досуговые: совместные праздники, дни открытых дверей.
4. Индивидуальные: беседы и консультации.
5. Коллективные: родительские собрания, тематические консультации.
6. В ДОУ функционирует официальный сайт (https://radugambdou.ucoz.ru) в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о работе и событиях ДОУ, получать различные консультации. В период неблагоприятной ситуации и распространения Коронавирус Covid-19 дистанционно проводится просветительская работа, акция с детьми и родителями «Стопкоонавирус!».
7. Также родителям предоставлена информация на персональных сайтах педагогов о жизни группы, проводимых мероприятиях, новостях.
Детский сад знакомит с технологиями сохранения здоровья детей дошкольного возраста применяемые в образовательной деятельности, например :
Физкультурно-оздоровительные технологии.
По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются подвижные игры, прогулки с детьми. Предлагаем использовать следующие формы физического воспитания в семье : легкие упражнения помогут проснуться и настроят на позитивный лад, закаливание доступными способами. Активные занятия на свежем воздухе – любые увлекательные спортивные игры. Это могут быть езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах, роликах – все то, что доставляет удовольствие. Длительные прогулки – доступный и простой способ укрепить здоровье. Во время ходьбы следует добавлять преодоление естественных препятствий.
Знакомим с видами таких технологий, которые родители могут использовать дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, самостоятельная двигательная активность, подвижные и спортивные игры, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Физическое воспитание в семье важно не только для телесного развития, но и для становления личностных качеств. Именно от родителей берет начало установка на здоровье и привычка заниматься спортом.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, ЗОЖ.
Общепризнанно, что фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современной массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Из практики мы видим, что многие родители в силу неопытности, несерьёзности к соблюдению правил гигиены и небрежного отношения к здоровью ребёнка, не приучая детей выполнять даже элементарных гигиенических правил.
Пример взрослых вдохновит детей, поможет им быстрее усвоить правила личной гигиены, и со временем они войдут для ребенка в привычку.
Правила личной гигиены ребенка можно разделить на группы:
Гигиена тела;
Гигиена волос;
Гигиена полости рта;
Гигиена белья и одежды;
Гигиена спального места.
Для того чтобы ребенок меньше подвергался инфекционным заболеваниям и паразитарным патологиям, необходимо с самого раннего возраста приучать его к чистоте и соблюдению гигиенических правил.
Также необходимо обращать внимание на развитие представлений у детей:
О строении собственного тела, назначении органов;
Что полезно и что вредно для организма;
Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
Выработки у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущение;
Работе по ОБЖ, ПДД, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Педагоги с беспокойством отмечают тенденцию к сидячему образу жизни у детей. Этому способствует чрезмерное увлечение гаджетами и долгий просмотр телевизора. Последствием отстранения от спортивной нагрузки становится ожирение и нарушение осанки.
Коррекционные технологии.
Малоподвижный образ жизни часто становится источником заболеваний, которые развиваются и прогрессируют в организме, до определенного возраста никак себя не проявляя. Часто встречающиеся заболевания у детей:
Сколиоз;
Неправильная осанка;
Тонус мышц;
Нарушение зрения;
Искривление позвоночника.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Педагоги знакомят родителей с некоторыми видами коррекционных технологий, которые можно применять дома с детьми: артикуляционная и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, технологии музыкального воздействия — используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, релаксации, повышения эмоционального настроя и пр… Технологии воздействия светом — правильно подобранные цвета интерьера, снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка, а также: сказкотерапия, игротерапия, сочинение историй, музыкотерапия, логоритмика, танцевальная терапия, игры с песком и водой.
Мотивацию дошкольника родители должны формировать сами – похвалой и собственным примером. Не стоит использовать материальную награду в качестве поощрения. Основной целью физического воспитания должно стать осознание необходимости поддерживать здоровье. Дошкольника можно подбадривать наградами даже за небольшие достижения: спортивными сувенирами, а за участие в конкурсах дипломами и сертификатами на «доске побед».
В конце учебного года проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляется самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными, анкетирование родителей с целью выявить степень удовлетворенности работой ДОУ. Педагогами проводится педагогическая диагностика динамики показателей физического развития, посещаемости и заболеваемости детей с целью анализа эффективности проведенных мероприятий. На основе групповых показателей в образовательном учреждении проводится мониторинг посещаемости заболеваемости детей за последние 5 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подготовка к здоровому образу жизни ребенка при взаимодействии с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения с использованием инновационных здоровьесберсгающих технологий одна из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения.
Поэтому важно обращать внимание на повышение роли родителей в оздоровлении детей, в приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.