Получи документы

Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Наталья Аничкина
Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Актуальность

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

На научно-теоретическом уровне актуальность опыта обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Ведь сила народной педагогики состоит в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Публикация «Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре» размещена в разделах

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и

технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Также актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально– педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Приобщение детей играть с тряпичной народной куклой-оберегом.

Задачи:

• знакомить детей дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол-оберегов, их смыслового значения для людей;

• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле-обереге, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);

• развивать эстетический вкус и творчество детей;

• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

• воспитывать гуманные чувства, формировать положительные взаимоотношения в коллективе.

• использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения.

• воспитывать бережное отношение к результатам труда, приучать детей экономно расходовать материалы.

• обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы: «Традиционная тряпичная кукла» Шайдуровой Н. В. СПб., «Детство –ПРЕСС», 2012 г. и «Кукольный сундучок» Берстневой Е. В., Догаевой Н. В. М. 2012 г.

Эти книги доступны для широкого круга читателей, содержание пронизано любовью к русскому промыслу, иллюстрированы удивительными произведениями живописи, устным народным творчеством. Эти книги ценнейший познавательный материал для читающего.

Результаты работы с детьми по теме самообразования:

• сформированность у детей общих представлений о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

• обобщение и систематизация представлений детей о народной тряпичной кукле-обереге, о способах ее изготовления и использования в современном мире.

Результаты для педагога и родителей воспитанников:

повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Работая с детьми моей группы, мною была поставлена цель: познакомить детей с народной тряпичной куклой-оберегом.

В силу детского возраста и своего недостаточного опыта, начинала с простого. Использовала игровую мотивацию, вместе с детьми.

В рамках специально организованной деятельности мои воспитанники :

Узнали что такое русская изба: ее предметы быта, особенности интерьера;

Получили первые знания о тряпичной старинной кукле;

Познакомились с традициями: гостеприимства, уважения к старшим, отношения к игрушке;

Научились исполнять новые колыбельные песенки для кукол;

Узнали мудрые сказки про тряпичных кукол;

Дети любят играть в сюжетно ролевые игры, особенно в «Дочки- матери». Внесение тряпичных кукол в игровую зону способствовало тому, что дети, особенно девочки, старались постоянно находиться в зоне «Семьи». Им очень нравились большие пеленашки, которые мы сделали: они их катали в коляске, пеленами, лечили.

Перспективный план по теме самообразования составлен и реализован успешно.

Личный теоретический и практический уровень повысился и уже сама, изготовив более десяти видов кукол, могла обучать не только детей, но давать мастер – классы для взрослых.

В настоящее время есть немало оценочных инструментариев, помогающих оценить результат работы по приобщению к русской народной культуре. Некоторые из них я использовала. Это методики «Что сначала, что потом?» «Разложи правильно» (с использованием картинок, беседы и тесты «Расскажи, как жили люди в старину и другие. Интервьюировали детей и по выбранной проблеме. Дети без труда отвечали на вопросы:

Как превратить разноцветные лоскутки в куклу?

Какой материал можно использовать для волос, для набивки?

Какие ткани используют для изготовления куклы-оберега?

Каким способом выполняется кукла-оберег?

Какую куклу называют народной?

Кто выполняет народную куклу?

Кроме этого, в процессе работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой, заметила у детей :

Активизацию внимания к народной игрушке – кукле и другим старинным промыслам,

Устойчивость и широту знаний о культуре России и родного края, проявление интереса и желания больше узнать о православной культуре,

Возросший интерес к нравственным вопросам и, как следствие, возросшее понимание моральных норм и правил поведения,

Проявления отношения к прекрасному, умение жить и понимать по законам красоты (в искусстве, в быту, в отношениях,

Дети овладели устным народным творчеством, демонстрировали знание пословиц, поговорок. Высказывания стали образными и эмоциональными.

В перспективе планирую продолжать эту работу т. к. считаю, что эта работа может быть организована на более качественном уровне.

В течение года активно сотрудничала с педагогами ДОУ, обмениваясь опытом и идеями.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

В результате изучения темы сделала следующие выводы, что данное направление работы по теме самообразования должно осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.

Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка»Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка» Доброе время суток, уважаемые коллеги и гости моей странички! Совсем не много осталось до окончания холодного периода года - зимы. Не.

Фотоотчет о проведении мастер класса «Народная кукла-оберег» в старшей группеФотоотчет о проведении мастер класса «Народная кукла-оберег» в старшей группе Татьяна Ошнурова Этот мастер класс помогла провести Ярославцева Александра Валерьевна- библиотекарь Белоярской сельской библиотеки. Цель:создать.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 20:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД