Папки-передвижки

Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности

Елена Артемова
Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности

Основы творческого патриотизма и духовности формируются в детстве. Потому в современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.

Публикация «Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности» размещена в разделах

Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только особая для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа. В результате многолетней работы с семьями детей разного возраста по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, были определены следующие направления работы :

• изучение традиций народного семейного воспитания;

• развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;

• использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Основной идеей при составлении плана работы была организация совместной деятельности детей и родителей, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы. Поэтому, работа была начата с глубокого изучения народных обрядов и обычаев, устного народного творчества, и знакомства с ними детей.

Примерное тематическое планирование

Тема занятий Содержание

сентябрь 1. «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой.

2. «Моя Семья» Знакомство детей с понятием семья : мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Рассматривание семейных фотографий.

октябрь 3. «Кукла в национальном костюме» Знакомство с русским костюмом.

Знакомство с матрешкой (Семеновской) через полочку красоты.

4. «Чудесный сундучок» Знакомство с сундучком в котором живут загадки.

Загадывание загадок об овощах.

ноябрь 5. «Водичка, водичка, умой мое личико» Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

6. Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями.

декабрь 7. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

8. Наш флаг Познакомить с государственным флагом России.

январь 9. «Веселые игрушки» Познакомить детей с филимоновской свистулькой (через полочку красоты).

10. Тверская свистулька. Познакомить детей с тверской свистулькой (через полочку красоты).

февраль 11. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

12. «Уж ты, зимушка-зима» Загадывание загадок о зиме, зимней одежде. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

март 13. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Знакомство с Масленицей.

14. «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Этическая беседа «Моя любимая мама».

апрель 15. Приди весна с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красна!»

16. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко.

май 17. «Сорока-белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода: глиняным горшком.

В народной педагогике огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Так, к примеру, привитие детям таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. дает хороший результат, когда рассказ идет на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов).

Исходя из практической работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры были определены следующие условия:

• Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

• Необходимо использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

• Обязательно проведение народных праздников как укрепление традиции. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Наблюдая за поведением родителей и детей можно сделать вывод, что элементы народной педагогики мало задействованы в работе с семьёй. Необходимо дать понимание родителям, что привычные фольклорные формы (игры, песенки, потешки, пестушки и т. п.) являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Обычно о воспитании нравственности через фольклор говорят с более взрослыми детьми 5-7 лет, с детьми 2-3 лет такая работа не проводится. В младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др., малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Потешки и пестушки на музыкальных занятиях способствуют развитию эмоций, но не нравственности.

Собственный опыт работы с детьми показал, что чем раньше начинается эта работа, тем более качественный результат можно получить. Поэтому, для работы в группе раннего возраста, с детьми 3-х летнего возраста и их родителями, были определены следующие этапы:

1. совместная работа.

2. работа с родителями, работа с детьми (параллельно).

3. совместная работа.

Мы начали с самого простого и любимого занятия детей – с игрушек. На этапе совместного нахождения в группе, после знакомства с воспитателем, после «экскурсии» по группе (осмотр приемной, групповой, спальни, мы делали с детьми и родителями игрушку ба-би-бо «Зайчик на пальчик». Изготовление проводилось совместно с родителями и детьми в режиме мастер-класса. Во время его проведения обратили внимание на то, что у родителей интерес к игрушке даже больше, чем у детей.

Зайчик, сделанный с мамой, оставался в кабинке, и должен был впоследствии напоминать ребенку о семье, о маме.

По результатам этой совместной работы мы стали планировать как работу с детьми, так и работу с родителями :

использовали народные подвижные игры;

разучивали в группе песенки о явлениях природы: дожде, солнце, ветре, и просили родителей дома обыграть эти заклички;

инсценировали потешки и пестушки вместе с родителями во время развлечения «Здравствуй, дедушка Мороз!»;

пригласили одного из родителей фольклорно обыграть роль деда Мороза (использовать шутки, потешки, присказки, народные игры во время развлечения);

до проведения совместных праздников, организовывали для родителей репетиции, на которых определяли в совместной дискуссии характер и образ хороводных игр и песен, в которые будем играть вместе с детьми во время утренника.

В это же время в группе сделали уголок ряженья, в котором были сарафаны и косоворотки с шароварами, мотивировали детей на попытку драматизации какой-либо потешки.

Результатом этой большой работы стала театрализация русских народных сказок на утренниках: «Теремок» - новый год, «Репка» - праздник мам, «Колобок» - прощание с яслями. И, самое главное, дети после праздников продолжают показывать сказки друг другу.

Понимая, что мы живем в многонациональной стране, где рядом с нами каждый день находятся люди других народностей, вместе с детьми и родителями мы планируем проводить мероприятия по этнокультуре, так как считаем необходимым воспитание толерантности по отношению к другим национальностям.

Сейчас о результатах представленной работы говорить еще рано. Но есть уверенность в том, что если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать их духовности, нравственности, патриотичности и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.

Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» В настоящее время приоритетом дошкольного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Одна из задач утверждённая.

Презентация «Формирование нравственных качеств личности на основе народной культуры и традиций» Тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиции Народная культура – образовательное.

Консультация для родителей «Прогулка по городу как средство воспитания нравственных и патриотических чувств дошкольников» Консультация для родителей «Прогулка по городу как средство воспитания нравственных и патриотических чувств дошкольников» «Чувство любви.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств личности «Доброта спасет мир» Данное занятие поможет воспитанникам осмыслить общечеловеческие ценности, выработать личное отношение к ним. На этом мероприятии формируются.

Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников» Воспитатель: Деточкина О. В. Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих.

Отчёт о работе за 2016–2017 год по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Безопасность ребёнка – главная задача родителей, педагогов, общества поэтому очень важно не только оберегать ребёнка своим личным примером,.

Перспективное планирование работы по формированию нравственных качеств личности у детей старшей группы Цикл «Я и мои друзья» Задачи: - Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. - Пробудить интерес к.

Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Проект:«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Сказки представляют собой одно из самых древних.

Родительское собрание «Воспитание патриотических и духовно-нравственных чувств у старших дошкольников» Тема: "Знакомство с Москвой и Юго-Восточным округом " Цель: Познакомить с историей возникновением Москвы, с его геральдикой (гербом, флагом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности
Опубликовано: 20 января 2018 в 11:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД