Папки-передвижки

Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности

Елена Артемова
Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности
▼ Скачать + Заказать документы

Основы творческого патриотизма и духовности формируются в детстве. Потому в современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.

Публикация «Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности» размещена в разделах

Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только особая для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа. В результате многолетней работы с семьями детей разного возраста по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, были определены следующие направления работы :

• изучение традиций народного семейного воспитания;

• развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;

• использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Основной идеей при составлении плана работы была организация совместной деятельности детей и родителей, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы. Поэтому, работа была начата с глубокого изучения народных обрядов и обычаев, устного народного творчества, и знакомства с ними детей.

Примерное тематическое планирование

Тема занятий Содержание

сентябрь 1. «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой.

2. «Моя Семья» Знакомство детей с понятием семья : мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Рассматривание семейных фотографий.

октябрь 3. «Кукла в национальном костюме» Знакомство с русским костюмом.

Знакомство с матрешкой (Семеновской) через полочку красоты.

4. «Чудесный сундучок» Знакомство с сундучком в котором живут загадки.

Загадывание загадок об овощах.

ноябрь 5. «Водичка, водичка, умой мое личико» Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

6. Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями.

декабрь 7. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

8. Наш флаг Познакомить с государственным флагом России.

январь 9. «Веселые игрушки» Познакомить детей с филимоновской свистулькой (через полочку красоты).

10. Тверская свистулька. Познакомить детей с тверской свистулькой (через полочку красоты).

февраль 11. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

12. «Уж ты, зимушка-зима» Загадывание загадок о зиме, зимней одежде. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

март 13. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Знакомство с Масленицей.

14. «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Этическая беседа «Моя любимая мама».

апрель 15. Приди весна с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красна!»

16. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко.

май 17. «Сорока-белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода: глиняным горшком.

В народной педагогике огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Так, к примеру, привитие детям таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. дает хороший результат, когда рассказ идет на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов).

Исходя из практической работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры были определены следующие условия:

• Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

• Необходимо использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

• Обязательно проведение народных праздников как укрепление традиции. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Наблюдая за поведением родителей и детей можно сделать вывод, что элементы народной педагогики мало задействованы в работе с семьёй. Необходимо дать понимание родителям, что привычные фольклорные формы (игры, песенки, потешки, пестушки и т. п.) являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Обычно о воспитании нравственности через фольклор говорят с более взрослыми детьми 5-7 лет, с детьми 2-3 лет такая работа не проводится. В младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др., малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Потешки и пестушки на музыкальных занятиях способствуют развитию эмоций, но не нравственности.

Собственный опыт работы с детьми показал, что чем раньше начинается эта работа, тем более качественный результат можно получить. Поэтому, для работы в группе раннего возраста, с детьми 3-х летнего возраста и их родителями, были определены следующие этапы:

1. совместная работа.

2. работа с родителями, работа с детьми (параллельно).

3. совместная работа.

Мы начали с самого простого и любимого занятия детей – с игрушек. На этапе совместного нахождения в группе, после знакомства с воспитателем, после «экскурсии» по группе (осмотр приемной, групповой, спальни, мы делали с детьми и родителями игрушку ба-би-бо «Зайчик на пальчик». Изготовление проводилось совместно с родителями и детьми в режиме мастер-класса. Во время его проведения обратили внимание на то, что у родителей интерес к игрушке даже больше, чем у детей.

Зайчик, сделанный с мамой, оставался в кабинке, и должен был впоследствии напоминать ребенку о семье, о маме.

По результатам этой совместной работы мы стали планировать как работу с детьми, так и работу с родителями :

использовали народные подвижные игры;

разучивали в группе песенки о явлениях природы: дожде, солнце, ветре, и просили родителей дома обыграть эти заклички;

инсценировали потешки и пестушки вместе с родителями во время развлечения «Здравствуй, дедушка Мороз!»;

пригласили одного из родителей фольклорно обыграть роль деда Мороза (использовать шутки, потешки, присказки, народные игры во время развлечения);

до проведения совместных праздников, организовывали для родителей репетиции, на которых определяли в совместной дискуссии характер и образ хороводных игр и песен, в которые будем играть вместе с детьми во время утренника.

В это же время в группе сделали уголок ряженья, в котором были сарафаны и косоворотки с шароварами, мотивировали детей на попытку драматизации какой-либо потешки.

Результатом этой большой работы стала театрализация русских народных сказок на утренниках: «Теремок» - новый год, «Репка» - праздник мам, «Колобок» - прощание с яслями. И, самое главное, дети после праздников продолжают показывать сказки друг другу.

Понимая, что мы живем в многонациональной стране, где рядом с нами каждый день находятся люди других народностей, вместе с детьми и родителями мы планируем проводить мероприятия по этнокультуре, так как считаем необходимым воспитание толерантности по отношению к другим национальностям.

Сейчас о результатах представленной работы говорить еще рано. Но есть уверенность в том, что если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать их духовности, нравственности, патриотичности и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.

Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» В настоящее время приоритетом дошкольного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Одна из задач утверждённая.

Презентация «Формирование нравственных качеств личности на основе народной культуры и традиций» Тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиции Народная культура – образовательное.

Консультация для родителей «Прогулка по городу как средство воспитания нравственных и патриотических чувств дошкольников» Консультация для родителей «Прогулка по городу как средство воспитания нравственных и патриотических чувств дошкольников» «Чувство любви.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств личности «Доброта спасет мир» Данное занятие поможет воспитанникам осмыслить общечеловеческие ценности, выработать личное отношение к ним. На этом мероприятии формируются.

Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников» Воспитатель: Деточкина О. В. Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих.

Отчёт о работе за 2016–2017 год по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Безопасность ребёнка – главная задача родителей, педагогов, общества поэтому очень важно не только оберегать ребёнка своим личным примером,.

Перспективное планирование работы по формированию нравственных качеств личности у детей старшей группы Цикл «Я и мои друзья» Задачи: - Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. - Пробудить интерес к.

Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Проект:«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Сказки представляют собой одно из самых древних.

Родительское собрание «Воспитание патриотических и духовно-нравственных чувств у старших дошкольников» Тема: "Знакомство с Москвой и Юго-Восточным округом " Цель: Познакомить с историей возникновением Москвы, с его геральдикой (гербом, флагом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности
Опубликовано: 20 января 2018 в 11:50
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Артемова (УИ 97310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД