Елена Артемова
Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности
▼ Скачать + Заказать документы
Основы творческого патриотизма и духовности формируются в детстве. Потому в современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.
Публикация «Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только особая для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа. В результате многолетней работы с семьями детей разного возраста по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, были определены следующие направления работы :
• изучение традиций народного семейного воспитания;
• развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;
• использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.
Было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Основной идеей при составлении плана работы была организация совместной деятельности детей и родителей, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы. Поэтому, работа была начата с глубокого изучения народных обрядов и обычаев, устного народного творчества, и знакомства с ними детей.
Примерное тематическое планирование
Тема занятий Содержание
сентябрь 1. «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой.
2. «Моя Семья» Знакомство детей с понятием семья : мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Рассматривание семейных фотографий.
октябрь 3. «Кукла в национальном костюме» Знакомство с русским костюмом.
Знакомство с матрешкой (Семеновской) через полочку красоты.
4. «Чудесный сундучок» Знакомство с сундучком в котором живут загадки.
Загадывание загадок об овощах.
ноябрь 5. «Водичка, водичка, умой мое личико» Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»
6. Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями.
декабрь 7. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
8. Наш флаг Познакомить с государственным флагом России.
январь 9. «Веселые игрушки» Познакомить детей с филимоновской свистулькой (через полочку красоты).
10. Тверская свистулька. Познакомить детей с тверской свистулькой (через полочку красоты).
февраль 11. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».
12. «Уж ты, зимушка-зима» Загадывание загадок о зиме, зимней одежде. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
март 13. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Знакомство с Масленицей.
14. «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Этическая беседа «Моя любимая мама».
апрель 15. Приди весна с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красна!»
16. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко.
май 17. «Сорока-белобока кашу варила»
Знакомство с предметами обихода: глиняным горшком.
В народной педагогике огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Так, к примеру, привитие детям таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. дает хороший результат, когда рассказ идет на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов).
Исходя из практической работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры были определены следующие условия:
• Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
• Необходимо использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
• Обязательно проведение народных праздников как укрепление традиции. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Наблюдая за поведением родителей и детей можно сделать вывод, что элементы народной педагогики мало задействованы в работе с семьёй. Необходимо дать понимание родителям, что привычные фольклорные формы (игры, песенки, потешки, пестушки и т. п.) являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Обычно о воспитании нравственности через фольклор говорят с более взрослыми детьми 5-7 лет, с детьми 2-3 лет такая работа не проводится. В младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др., малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Потешки и пестушки на музыкальных занятиях способствуют развитию эмоций, но не нравственности.
Собственный опыт работы с детьми показал, что чем раньше начинается эта работа, тем более качественный результат можно получить. Поэтому, для работы в группе раннего возраста, с детьми 3-х летнего возраста и их родителями, были определены следующие этапы:
1. совместная работа.
2. работа с родителями, работа с детьми (параллельно).
3. совместная работа.
Мы начали с самого простого и любимого занятия детей – с игрушек. На этапе совместного нахождения в группе, после знакомства с воспитателем, после «экскурсии» по группе (осмотр приемной, групповой, спальни, мы делали с детьми и родителями игрушку ба-би-бо «Зайчик на пальчик». Изготовление проводилось совместно с родителями и детьми в режиме мастер-класса. Во время его проведения обратили внимание на то, что у родителей интерес к игрушке даже больше, чем у детей.
Зайчик, сделанный с мамой, оставался в кабинке, и должен был впоследствии напоминать ребенку о семье, о маме.
По результатам этой совместной работы мы стали планировать как работу с детьми, так и работу с родителями :
использовали народные подвижные игры;
разучивали в группе песенки о явлениях природы: дожде, солнце, ветре, и просили родителей дома обыграть эти заклички;
инсценировали потешки и пестушки вместе с родителями во время развлечения «Здравствуй, дедушка Мороз!»;
пригласили одного из родителей фольклорно обыграть роль деда Мороза (использовать шутки, потешки, присказки, народные игры во время развлечения);
до проведения совместных праздников, организовывали для родителей репетиции, на которых определяли в совместной дискуссии характер и образ хороводных игр и песен, в которые будем играть вместе с детьми во время утренника.
В это же время в группе сделали уголок ряженья, в котором были сарафаны и косоворотки с шароварами, мотивировали детей на попытку драматизации какой-либо потешки.
Результатом этой большой работы стала театрализация русских народных сказок на утренниках: «Теремок» - новый год, «Репка» - праздник мам, «Колобок» - прощание с яслями. И, самое главное, дети после праздников продолжают показывать сказки друг другу.
Понимая, что мы живем в многонациональной стране, где рядом с нами каждый день находятся люди других народностей, вместе с детьми и родителями мы планируем проводить мероприятия по этнокультуре, так как считаем необходимым воспитание толерантности по отношению к другим национальностям.
Сейчас о результатах представленной работы говорить еще рано. Но есть уверенность в том, что если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать их духовности, нравственности, патриотичности и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.