МААМ-картинки

Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников»

Оксана Деточкина
Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Деточкина О. В.

Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих именно русскому народу.

Задачи:

- Знакомство детей с культурой и историей своего народа.

- Формирование чувства сопричастности к культурному наследию.

- Формирование таких духовно - нравственных качеств, как сострадание, милосердие, бескорыстность, трудолюбие, доброта.

- Вовлечение родителей в совместную деятельность ДОУ.

Публикация «Опыт работы „Формирование нравственных качеств личности дошкольников“» размещена в разделах

Для решения поставленных задач создала в группе предметно – развивающую среду. Приобрели народные игрушки, кружевные салфетки, связанные мною, придали интерьеру группы уют и теплоту. Театральный уголок пополнился различными видами театра – пальчиковым, театром ложек, приобретены костюмы по русским народным сказкам. Оформлен патриотический уголок с российской символикой «Моя Россия». Приобретены методические пособия «Русский костюм», «Моя Москва», «Моя родословная», «Мой край», «Село мое родное» и др.

В своей работе по данной теме использую различные формы работы :

Знакомство с фольклором

Народные праздники

Работа с народным календарем

Чтение художественной литературы

Познавательные беседы

Творческие продуктивная и игровая деятельности.

Эффективным и доступным для детей средством духовно – нравственного воспитания, на мой взгляд, является устное народное творчество во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, заклички). В нём сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Ведь только в русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность, выражается забота, нежность, вера в благополучное будущее (стали они жить – поживать, да добра наживать).И именно поэтому работу по данному направлению начала с широкого использования фольклора во всех режимных моментах.

Знакомя воспитанников с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю детей к общечеловеческим нравственным ценностям ненавязчиво, как бы мимоходом учу оценивать жизненные позиции – высмеивать человеческие недостатки, восхвалять положительные качества (сам погибай, а товарища выручай).

Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества. Из рассказов педагога, чтении былин, преданий, видеофильмов, дети узнают о былинном Илье Муромце. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

В группе имеется библиотека и аудиотека сказок.

Особое место в знакомстве с фольклором уделяю вопросу уважительного отношения к труду, восхищением мастерством человеческих рук. Были проведены беседы: «Умелые руки не знают скуки», «По заслугам и награда» (на примере сказки «Морозко», «Почему так говорят – одна мучка, да разные ручки», «Золотые руки» и т. д. Исходя из этого, сделала вывод, что именно фольклор способен передать опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре и воспитании духовно - нравственных качеств играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общими переживаниями,

Праздники начинаются с осени и до Спаса. Здесь хочется вспомнить слова К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые берёзки, сливающиеся в одно могучее впечатление, святое и полное жизни….».

Перед и после праздника обязательно организую познавательные беседы, такие, как «Как на Святки вечерком девушки гадали», «Широкая Масленица», «Христос Воскрес!» и др. Такие беседы развивают мышление ребёнка, расширяют кругозор.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Они соответствует содержанию праздника, высокохудожественны, интересны и доступны для ребят. Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенная атмосфера. Эту атмосферу определяет естественное поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями народных героев. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес дошкольников, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

В течении года наряду с обычным календарём используем народный. Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. Это календарь, по которому человек испокон веку жил, работал, созидал. И это значительно позволяет расширить детский кругозор.

Как известно, первыми воспитателями ребёнка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду без сотрудничества с ними, была бы неэффективной. Именно они должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно – нравственном воспитании детей.

Себастьян Брандт писал:

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом».

В родительском уголке постоянно помещаю информацию : Педагогический журнал «Из рук в руки» на тему: «Нравственное воспитание дошкольников в семье»; памятка для родителей «Нужно ли нравственное воспитание нашим детям?»; советы родителям по нравственному воспитанию»; высказывания и мысли великих людей о нравственном воспитании; «Что читать детям?»; «Пословицы и поговорки»; «Сборник стихотворений для детей по нравственному воспитанию»; информацию о народных праздниках, об их истории, рецепты народной кухни. Организуем тематические выставки. На Пасху – «Пасхальные чудеса», на Рождество – выставка рисунков и поделок, на Осенины – выставка из плодов «Дары Осени», «Осенние фантазии». Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в украшении группы к русским народным гуляниям «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

В дошкольном учреждении был создан мини музей «Русская изба», но планирую с помощью современных технологий знакомить воспитанников с русскими народными традициями. Были показаны презентации по темам: «История куклы», «Русский народный костюм».

Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.

Результатами проведенной работы являются :

В социально коммуникативном развитии

Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

Сформированы такие духовно-нравственные качества личности как сострадание, милосердие, доброта отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.

В речевом развитии

Активно используют в речи,считалки, загадки, пословицы и поговорки.

Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

В познавательном развитии

Сформированы представления о духовных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

В художественно – эстетическом развитии

Дети охотно передают в рисунках и поделках свои впечатления.

В физическом развитии

Все дети умеют играть в народные подвижные игры.

Перспектива дальнейшей работы по формированию нравственных качеств личности дошкольников.

Хотелось бы больше знакомить дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей, именно как союзников и помощников.

В дошкольном учреждении был создан мини музей «Русская изба», но планирую с помощью современных технологий знакомить воспитанников с русскими народными традициями. Были показаны презентации по темам:«История куклы», «Русский народный костюм».

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств детей через театрализованную деятельность Цель: развитие познавательного интереса к театрализованной деятельности, к сценическому творчеству. Задачи: Обучающие. - способствовать.

Формирование представлений о родном крае как одно из средств воспитания духовно-нравственных качеств 1 слайд - «Формирование представлений о родном крае, как одно из средств воспитания духовно – нравственных качеств» 2 слайд -«Любовь к родному.

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Формирование массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника Влияние массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника. "Педагогический процесс только тогда хорош, когда в.

Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,.

Опыт работы по теме «Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСОГО ОПЫТА воспитателя Суворовой Елены Ивановны по теме "Воспитание духовно - нравственных и патриотических чувств.

Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему: «Развитие.

Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами народного искусства» Тема: «Формирование личности ребенка средствами народного искусства» Информация об опыте. Народная культура является богатейшим материалом.

Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок» Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских.

План проекта по формированию у детей дошкольного возраста нравственных качеств личности «Мою маму я люблю» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников»
Опубликовано: 19 июня 2017 в 11:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Деточкина (УИ 142609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД