Татьяна Ивановна Вагина
Приобщение дошкольников к русской народной культуре. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Народная утварь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта (кухонная утварь, игрушки, музыкальные инструменты).
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством.
Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре, Конспект интегрированного занятия в средней группе „Народная утварь“» размещена в разделах
3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.
4. Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Интеграция с образовательными областями.
В «познании» : Продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Закреплять умение различать по росписи изделия (Дымка, Городец). Использовать русские народные потешки, загадки, пословицы.
В «художественном чтении» : Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества через разучивание потешек, пословиц, загадок.
В «коммуникации» : Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий народной утвари.
В «труде» : Помощь бабушке Федоре в уборке дома и приготовление баранок.
В «безопасности» : Использование пословиц о труде.
В «музыке» : Создать условия для восприятия красивых предметов быта, закреплять движения в хороводе.
Предварительная работа:
1. Чтение Произведений устного народного творчества,
2. Рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества ( художники: Ю. Васнецов, В. Пименов,
3. Ознакомление с родным краем, его промыслами (Дымка, Городец, Семеново,
4. Разучивание народных игр,
5. Рассматривание предметов быта,
6. Выявление у родителей интереса к истокам народного творчества
Материалы и оборудование:
1. Открытие музея национального быта и культуры в группе
2. Слушание музыки
3. Использование альбомов: «Русские народные игрушки, «потешки»,
«кухонная утварь», «кокошники», «народные игры».
4. Использование дидактических игр: («Составь узор», «Изба»)
Перспектива: Объединить усилия ДОУ и семьи в создании единого контекста воспитания и развития на основе приобщения детей к истокам народной культуры, воспитание патриота малой Родины.
Литература:
1. «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева В. 2012 г.
2. «Знакомство детей с русским народным творчеством»
3. «Русский детский фольклор» М. Н. Мельников М. П. 1987 г.
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришло письмо от Федоры. Она пишет, что случилась беда. Отправимся в деревню к Федоре на помощь? (звучит русская народная музыка).
Дети: Да.
Воспитатель: В эту деревню едит автобус только украшенный городецкой росписью. Дети идут на остановку находят нужный автобус (цвет, элементы). Приехав в деревню находят дом бабушки Федоры. Она сидит у крыльца плачет: -Ой беда, беда, всё из дома убежало от меня.
Воспитатель: а почему они убежали от неё дети?
Дети: Потому - что она не любила, не мыла, закоптила, запылила.
Воспитатель: да, правильно дети, давайте скажем бабушке Федоре, как гласит русская пословица :
- Домом жить - обо всём тужить;
- Откладывай безделье, а не откладывай дела;
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!;
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда;
- Дом вести – не лапти плести;
Дети наводят порядок в избе.
Хоровод «Ой вставала я ранешенька»
Ой вставала я ранешенька
Умывалась я белешенька
Ой-ли-да-ли калинка моя
В саду ягода - малинка моя
Воспитатель обращается к бабушке Федоре, чтобы та рассказала, что у неё было в избе. Федора загадывает загадки о предметах народного быта :
- Мать толста,
Дочь красна,
Сын сокол,
Под небеса ушел (печь, огонь, дым) - Четыре брата
Под одной крышей стоят (стол)
- Все голубки вокруг одной прорубки (ложки с блюдцем)
- Черный конь
Скачет в огонь (кочерга) - Стоит попадья
Тремя поясами подпоясанная (кадка)
- Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит - отдает
Сам в угол идет (Ухват) - Рыба в море, хвост на заборе (ковшик)
- Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине - огонь, да вода (Самовар)
-Шипит недовольно, кусается больно, Опасно его оставлять одного. С ним надо поладить, и можете гладить, Но гладить не стоит его (Утюг) - В нем готовили пищу в печке (чугунок)
Воспитатель: Ну вот Федора вернули мы тебе все домой.
Федора: За это я хочу вас угостить чаем с баранками.
Дети вместе с Федорой готовят из теста баранки, пряники.
- Ай, качи-качи-качи!
Глянь-баранки, калачи!
Глянь-баранки, калачи!
С пылу,с жару из печи.
Федора ставит самовар на стол и приглашает к столу воспитателя и детей
- Самовар – птица – жар!
Кран открывается –чай наливается!
А рядом чайничек
С чашечками – тарарашечками.
Дети исполняют Хоровод «Бабушка». После прощаются с Федорой и возвращаются в детский сад.
Хоровод «Бабушка»
Бабушка-бабушка-бабушка
Испеки оладушки, оладушки
Горячие и пышные
С малиною и вишню,
С малиною и вишню.
Бабушка-бабушка-бабушка
Испеки оладушки, оладушки
Душистые и вкусные
С грибами, да капустою
С грибами, да капустою
Бабушка-бабушка-бабушка
Испеки оладушки, оладушки
С малиною, сметаною
Как бабушка румяные.