Папки-передвижки

Народность как школа жизни

Елена Терновская
Народность как школа жизни

Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.

К. Д. Ушинский

Сегодня в образовании младших школьников новое звучание приобретает проблема формирования эстетической и нравственной культуры детей. В настоящее время встает насущная задача возрождения в народе чувства национального единства, выявления самобытного лика России на основе разработки ее богатых духовных и материальных недр. Проблема возрождения и сохранения духовной культуры, формирования национального самосознания детей является сейчас одной из наиболее актуальных.

Публикация «Народность как школа жизни» размещена в разделах

Развитие духовности невозможно без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Из поколения в поколение люди припадают к живительному источнику народной педагогики, чтобы стать духовно богаче, нравственно чище, мудрее, добрее, чтобы почувствовать великую связь прошлого, настоящего и будущего. Сегодня очень важно сохранить национальные, духовные ценности и восстановить естественный процесс их передачи от поколения к поколению. Он нарушен, и в результате этого в нашем обществе обострились проблемы взаимоотношений между людьми, что проявляется в дефиците доброты, мужественности, женственности. Духовный фундамент личности закладывается в раннем возрасте. Особенности детей младшего школьного возраста наиболее благоприятствуют формированию в них эстетической и нравственной культуры. При этом очень важно содержание, которым будет наполняться этот фундамент.

Реализация национально – регионального компонента в учебно-воспитательном процессе создает условия для воспитания у младших школьников любви к родному краю, уважения к его традициям и обычаям, людям, его населяющим, его культуре и искусству. Трудно представить развитие начальной школы, сориентированной на формирование личности ребенка, без использования регионального компонента в содержании учебно-воспитательного процесса, знаний из истории традиций и культуры Европейского Севера, живого народно – поэтического слова, изобразительного творчества народных мастеров и художников.

Особые возможности для развития нравственной стороны личности и народного эстетического вкуса имеет фольклор Севера России.

Цель использования мною в работе элементов народности :

* создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.

* сохранение национальных духовных ценностей и передача их подрастающему поколению;

* внедрение регионального компонента в воспитательный и образовательный процесс;

* развитие предпосылок становления эстетического сознания средствами народной педагогики, развитие самобытной художественно – творческой деятельности детей;

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

* формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

* воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям национальных и социальных культур;

*учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).

* приобщение детей к истокам северного народного творчества с использованием форм, средств, методов, выработанных поморской народной педагогикой;

* развитие эмоционально – интеллектуальной сферы ребенка, потребностей и умений в художественно – творческой деятельности в различных областях искусства;

* научить родителей использовать лучшие методы народной педагогики в воспитании ребенка

Фольклор как величайшее наследие прошлого должен изучаться не как совокупность отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как огромный духовный и материально – практический мир человека прошлого, а во многом и настоящего. Освоение художественных народных традиций следует рассматривать как важную социально – культурную проблему, имеющую принципиальное значение в формировании человеческой личности, способной ощущать свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. Педагогическая целесообразность использования традиционных региональных народных игр, песен в организации детского досуга признана в учебно-воспитательном процессе. Именно в настоящее время традиция приобретает значение социальной потребности, реализовать которую могут и должны мы - педагоги.

В моей работе эта тема находит свое отражение и в содержании воспитания, и в отборе эффективных методов и приемов учебно-воспитательной деятельности, и в конструировании форм взаимодействия учителя и ребенка, родителей и педагогов. Работая по данному направлению, стараюсь обращать внимание на возможность использования обычаев и традиций народного этикета в формировании основ нравственной культуры младших школьников, как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях. Ведь именно нравственная культура является качественной характеристикой морального развития личности ребенка. Она воплощается в отношениях личности с другими людьми и характеризует уровень гуманности взаимоотношений. В народе правила поведения передавались из поколения в поколение через пословицы, поговорки, песни, частушки, поэтому знакомство и разбор эстетического содержания этих жанров народного творчества позволяет младшим школьникам глубже проникнуть в суть этической нормы, лучше ее осознать.

Основываясь на имеющемся опыте, отмечу, что в содержание учебно-воспитательной работы целесообразно включать направления, в которых отражаются элементы народных традиций, культуры:

* направление личностно эстетического воспитания (беседы по краеведению, эстетической культуре, правилах взаимоотношений между людьми, посещение музеев, библиотек);

* здоровьесберегающее направление по охране жизни и укреплению здоровья детей (спортивные часы, организация «Игр доброй воли» с привлечением родителей);

* направление экологического воспитания (привитие любви к северному краю, бережному отношению к родной природе);

* направление развития творческого потенциала детей (оформление выставок рисунков, поделок, организация ярмарок «Народные промыслы», конкурс сочинений о родном крае).

Основными формами, стимулирующими интерес к народному творчеству, могут стать:

* использование фольклора на уроках музыки (исполнение и разучивание учащимися произведений русского фольклора, слушание народной музыки);

* беседа как путь накопления теоретических знаний;

* чтение и слушание сказок, использование пословиц и поговорок как путь накопления народной мудрости;

* разучивание подвижных народных игр;

* организация праздников, наполненных народным содержанием

Наблюдая за детьми во время проведения «Северных посиделок», изучения жизни поморской семьи, я все больше убеждаюсь, что использование элементов народности вызывает у детей большой интерес. Знакомство с обычаем, разыгрывание его в сценках – миниатюрах позволяет ребенку овладеть простейшими нормами общения людей, дает возможность сравнивать его с современными правилами поведения, способствует осознанию их нравственного смысла.

В этом учебном году в рамках реализации национально – регионального воспитания за основу мною взята тема «Великий сын земли поморской», посвященная юбилею М. В. Ломоносова. Она предполагает включение детей в такие виды деятельности, как: ИЗО (конкурс мозаичных работ, иллюстрирование сюжетов к литературным произведениям о великом поморе, театральную (инсценирование произведений северных писателей, литературную (совместная творческая работа родителей и детей «Славим Ломоносова» - сочинение торжественных од).

Разрабатывая сценарии открытых уроков, праздников и досугов, стараюсь отводить в них место для участия и родителей, которые вместе с детьми знакомятся с традициями Русского Севера, с большим интересом открывают для себя народные и православные обычаи. А какой задор, сколько ловкости и удальства показывают они в народных играх! При этом родители младших школьников учатся не только веселиться, но и осмысливать содержание праздника, становятся активными его участниками. В первую очередь взрослым самим надо знать и любить нашу северную культуру, историю нашего народа, уважать его традиции и тогда им будет, что передать детям. Такая совместная деятельность педагога, учащихся и родителей благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимоподдержку, а главное – видят результат совместной творческой работы.

При использовании народного фольклора в учебном процессе учащиеся будут:

* знать особенности народной культуры своего края, родной страны;

* чтить традиции своего народа;

* знать особенности традиционных календарных праздников и уметь рассказывать о них;

* принимать активное участие в проведении народных игр и праздников;

* любить родной край, его историю, культуру;

* гордиться за свою страну, народ, его выдающиеся достижения

В результате такого подхода к учебно-воспитательному процессу мы обнаруживаем мудрость и глубину народной педагогики : передача знаний и навыков идет не в форме «предметов» на «уроках», а в ходе естественной жизни коллектива детей. Народные игры, обряды гармонизируют отношения личности и коллектива, благодаря импровизационному характеру ролей, развивают творчество, формируют в мальчиках – будущих мужчин, а в девочках – будущих женщин.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детская площадка — первая школа жизни» Детская площадка - первая школа жизни. Сколько в детстве пролито слёз из-за отнятой игрушки, неудачного падения или ссоры с лучшими друзьями.

Викторина «Школа здорового образа жизни» Викторина «Школа здорового образа жизни» для родителей и воспитанников старшего дошкольного возраста Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народность как школа жизни
Опубликовано: 7 июня 2015 в 12:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД