Лучший педагог года

Народные подвижные игры

Мартынова Александра Ивановна
Народные подвижные игры

Картотека: Подвижные народные игры.

Русская народная игра «Золотые ворота»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше,

Получилась красота! Получились не простые,

Публикация «Народные подвижные игры» размещена в разделах

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота. Пропускают не всегда.

Первый раз прощается, Второй - запрещается.

А на третий раз. Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры : Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

Русская народная игра «Цепи кованные»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м.

Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая

- Стёпой! - отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская народная игра «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Русская народная игра «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры : Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

Русская народная игра «Два Мороза»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

говорят:

Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые

Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих.

Правила игры : Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

Русская народная игра «Бубенцы»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

Русская народная игра «Матушка Весна»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку

Русская народная игра «Пирог»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог» :

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

несколько игроков

произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь!»

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры : Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

БАБУШКА ПЫХТЕИХА

Сгорбленная бабушка Пыхтеиха бредет с батожком в руке. Играющие – ребята – обступают ее и спрашивают:

— Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

— К обедне.

— Возьми нас с собой.

— Идите, да не свистите.

Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их; поймав, тузит батогом.

БАШМАЧНИК

Играющие становятся в круг и берутся за руки, а если играющих немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится на скамеечку башмачник и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

— Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки.

Дети, держась за руки и двигаясь, по кругу, приговаривают:

— Примеривай, примеривай.

После этого сапожник должен, не вставая со своего места, протянуть руку, поймать кого-нибудь из круга. Пойманный и башмачник меняются местами.

ОБЫКНОВЕННЫЕ ЖМУРКИ

Жмурке завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

БАБА-ЁЖКА

Рисуют круг в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у него ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

Баба-ёжка,

костяная ножка,

с печки упала,

ножку сломала,

а потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу –

раздавила курицу,

пошла на базар –

раздавила самовар,

пошла на лужайку –

испугала зайку.

Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого запятнает – тот замирает.

СКАКАЛКА

Двое детей раскручивают скакалку, приговаривая:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыши!

Колядовщики прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

БЕЛЫЙ КАМЕНЬ

Двое садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них белый камушек. Все начинают петь и в такт пению потряхивать ладошками, сложенными вместе. Тот, у кого белый камень, поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает камушек. Второй из стоящих – водит. Он должен отгадать, у кого в ладошках камень. А затем садится на место того, у кого перед этим нашел белый камень. Игра начинается сначала. Играющие напевают:

«Ходит Ванюшка среди белова камушка. Белый камень у меня, у меня. Говорите про меня, про меня».

Масленица – это самый веселый праздник. Продолжается масленица неделю. Праздновали ее так: собирались дети со всей деревни, строили снежные горы и крепости, катались на санях. В городах устраивались карусели, аттракционы. Катаниям с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах прялок. У той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен.

С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, возведение или взятие снежного городка, на конские бега.

В воскресенье – «прощеный день», устраивали проводы масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, а вечером было весело от песен и игр.

ЛАПТИ

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола, участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет.

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

– Сплели лапти?

Водящий отвечает:

– Нет.

Играющие спрашивают еще раз:

– Сплели лапти?

– Да.

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу.

Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

ШАРИК

Вырывают в земле или в снегу ямку, на нее кладут дощечку, называемую «бабой», а на нее шарик. Играющие бросают в шарик битками и, сбив его, бегут за битками, чтобы скорее возвратиться в круг. Последний выбывает из игры.

САЛКИ НА ОДНОЙ НОГЕ

Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет.

На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Ребенок, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет; предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!»

Игра повторяется.

Правила:

1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на правой, то на левой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА

Заря-заряница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Раз, два, три – не воронь, а беги, как огонь.

Правила:

Дети стоят по кругу с каруселью, затем идут хороводом с песней. До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону. Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты.

ГОРЯЧЕЕ МЕСТО

На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

УТКА И СЕЛЕЗЕНЬ

Играющие становятся в круг, в середине ребенок-утка, за кругом селезень, который как в игре «Кошка и мышка» ловит утку. Стоящие в кругу поют песенку:

Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень.

ГУСЬКИ

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится дедка, выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. Дедка машет платком, дети начинают петь.

Сошлись гуси-гусаки

Вокруг дедки у реки,

Стали гоготати,

Дедке кричати:

«Дедка, дедка, пощади,

Нас, гусяток, не щипли,

Дай нам платочек,

Денег мешочек».

Дедка дает одному из играющих бумажку и говорит:

На, сумочку подержи,

Денежки не оброни.

Другому он дает платок и говорит:

На, платочек подержи,

Мне головку завяжи,

Раз пятнадцать поверни.

Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку. Раскручивание деда и передачу бумажки прекращают одновременно. Дети кричат дедке:

Дедка слепой,

Бумажка пропала!

Кому попала?

Дедка старается угадать, кому попала бумажка. Если он узнает, то дедкой становится тот, у кого в руках была бумажка.

КУЛЮЧКИ

(прятки простые)

Сначала уговариваются, где можно прятаться, где нельзя. Выбирают водящего, он, закрыв глаза, причитает:

Кулю-кулю-баба! Или: Кума-кума-баба!

Не выколи глаза! Не выколи глаза!

Глаз на палице! Сын под окошком,

Другой в солонице! Свинья под лукошком!

Пора, что ли? Пора, что ли?

Играющие разбегаются и прячутся. Водящий начинает искать. В следующей игре водит найденный прежде других.

ГОРШКИ

Дети делятся на две равные команды. Одна команда становится горшками и садится на землю в кружок. Другая команда – хозяева. Они становятся за горшками. Один из детей изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает:

– Почем горшок?

– По денежке.

– А он не с трещиной?

– Попробуй.

Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:

– Крепкий! Давай сговор!

Хозяин и покупатель протягивают друг другу руку, напевая:

– Чичары, чичары, собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!

Со словом «вон» и хозяин и покупатель бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному горшку – тот становится хозяином. А опоздавший делается водящим.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры»Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры» Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Предложенные игры можно проводить во время прогулки с детьми дошкольного возраста. А также можно организовать игры в группе, во время проведения.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Важное место в работе с дошкольниками занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. Благодаря организации подвижных игр у детей.

Подвижные игры ко Дню космонавтики В течение тематической недели ко Дню космонавтики дети познакомились с новыми играми. Детям игры очень понравились. В них можно играть не.

Подвижные игры на прогулкеПодвижные игры на прогулке Очень часто мы слышим выражение "Движение - это Жизнь!" Пребывание на свежем воздухе, а именно на прогулке, имеет большое значение для.

Подвижные народные игрыПодвижные народные игры Потяг (белорусская народная игра) Игра с перетягиванием есть почти у каждого народа, но в Белоруссии она проводится по-особому и называется.

Вечер народных игр «Русские народные подвижные игры» в средней группе с участием родителей на улицеВечер народных игр «Русские народные подвижные игры» в средней группе с участием родителей на улице Цели и задачи: Упражнять в ходьбе, беге по кругу, взявшись за руки; Развивать координацию движений рук и ног с дыханием; Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные подвижные игры
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 17:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД