Лидия Плотникова
Народные промыслы Подмосковья. Сергиево-Посадская матрешка. Воспитатели: Плотникова Л. Н. Мосейкина Е. М.
▼ Скачать + Заказать документы
Сергиево-Посадская матрешка.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Задачи:
Публикация «Народные промыслы Подмосковья, Сергиево-Посадская матрешка, Воспитатели: Плотникова Л, Н, Мосейкина Е, М,» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Посадка и выращивание растений
- Строитель. Знакомство с профессией
- Темочки
Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством музыки и рисования; познакомить с историей Сергиево-Посадской матрешки; создавать условия для использования нетрадиционной техники рисования при росписи матрешек.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность, учить отличать Сергиево- Посадскую матрешку от других, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные : Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать любовь к труду русских мастеров.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: рассматривание матрешки, беседа, художественное слово, физкультминутки, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: игрушка матрешка, мольберт. экран для презентации.
Раздаточный: деревянные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, салфетки влажные, кисточки, ватные палочки.
Музыкальное сопровождение: запись mp3 русской народной музыки.
Словарная работа: Сергиево-Посадская матрешка, расписная, чернобровая, сувенир, заготовка, расписывать.
Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о матрёшке и народных промыслах Подмосковья, рассматривание иллюстраций с изображением разного вида матрешек : Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской.
В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
Ход образовательной деятельности:
(В группе звучит русская народная мелодия. Дети водят хоровод)
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел к нам в гости.
Входит воспитатель в костюме матрешки, загадывает загадку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
( Ответы детей: матрешка)
Воспитатель : Да, правильно, это Матрешка! Ребята а я пришла не одна, а со своими подружками.
(Под музыку выбегают Матрешки)
- Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Дети:
1. Ах, матрёшки, ах, матрёшки
Раз, два, три, четыре, пять.
Все упали на пол с полки,
Я устала вас считать.
2. Собирала я матрёшек,
Помещала их в одну,
Как они все поместились,
Я сама и не пойму.
3. Ах, матрёшки, вы, матрёшки
Ротик улыбается,
Что вы нравитесь всем детям,
Никто не сомневается.
4. Ах, матрёшки, вы, матрёшки
Глазки удивляются.
Кто вас видит, всякий раз
Вами восхищается.
5. Все матрёшки хороши, -
С первой по седьмую.
Я себе играть возьму
Самую большую..
Воспитатель : Какая интересная кукла – матрешка. О матрешке, слагались легенды, как и о народных героях. Русскую матрешку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрешку. А самая первая матрешка появилась у нас в Подмосковье, в городе Сергиев-Посад в 19 веке. И выточил из дерева эту куклу, Василий Петрович Звездочкин, а Сергей Васильевич Малютин ее расписал: губки бантиком, румянец на щечках, голову прикрыл веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? А кто-то воскликнул, как же она на нашу Матрену похожа. И стала новая игрушка матрешкой.
А вы знаете, из какого материала делают ее?
( Ответы детей: из дерева)
Воспитатель : Правильно, дети, из дерева. Работа с матрёшкой сложна. Посмотрите, как ее изготовляют.
Воспитатель : С чего начинают её делать?
( Ответы детей: Сначала подбирают материал, из чего будут ее делать).
Воспитатель : Правильно. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки. А что дальше?
( Ответы детей: готовят краски)
Правильно, готовят краски, которые нужны для росписи матрешки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.
- Какая матрешка?
( Ответы детей: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.)
Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Воспитатель : Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Сергиев –Посад, значит, зовут ее. Сергиево-Посадская.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Воспитатель : Эта игрушка и сейчас похожа на самую первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, приземиста, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же как и раньше наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Это матрешка – труженица. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. А хранится первая матрешка в музее русской игрушки, в городе Сергиев Посад.
- Какие цвета в росписи используют художники?
( Ответы детей: мастера используют зеленый, красный, синий, желтый цвет)
Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук.
( Ответ детей: фартук украшен узором из листочков, из лепестков.)
Воспитатель : А чем раскрашена у неё косынка?
( Ответы детей: края косынки тоже украшены узором из листьев).
Воспитатель : Как вы думаете, какой может быть Матрешка?
( Ответы детей: доброй, красивой, веселой, нарядной, праздничной, сувенирной).
Воспитатель : А вы бы хотели стать художниками по росписи матрёшек?
( Ответы детей: Да, хотим)
Воспитатель : Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи матрешек. Чем можно расписать Матрешку?
( Ответы детей: Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками, пальчиком)
Физкультминутка "Нарядные Матрешки" :
Хлопают в ладошки.
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
(Звучит русская народная мелодия.)
Дети самостоятельно расписывают Матрешек
Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор.
Во время росписи воспитатели читают детям стихотворение о матрешке, оказывают индивидуальную помощь.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем -
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки.
Итог занятия:
Воспитатель : - Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Давайте скажем, какие у нас получились матрешки?
( Ответы детей: Веселые, красивые, румяные, нарядные, яркие, радостные)
Воспитатель : Матрешка - является русской народной игрушкой. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружба и украшает наши дома и квартиры. Их дарят гостям нашей страны. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку?
( Ответы детей: Я бы подарил маме, а - я бабушке, своей сестренке, моей подружке).
А я вас приглашаю поиграть. (игра с платком).