Лучший педагог года

Народоведческие представления в детском саду

Лариса Юрченко
Народоведческие представления в детском саду

Народоведческие представления в детском саду

На базе МБОУ «Ливадийская СШ» ДОУ нами был проведён теоретический анализ научно-методической литературы, осуществлена систематизация и обобщение психолого-педагогических и эмпирических данных по проблеме формирования народоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста. Мы пришли к следующим выводам:

Публикация «Народоведческие представления в детском саду» размещена в разделах

1. Формирование народоведческих представлений является необходимой задачей воспитания современных дошкольников, которое предопределяет знания человеком культуры своего народа, появление интереса к возрождению народных традиций, национального развития и возращение общечеловеческих ценностей. Эти знания закладывают в сознание ребенка потребность в культуре народа, к которому он принадлежит, актуализацию национальных традиций, обрядов, обычаев, языка.

Народоведение включает в себя знания современных наук о народе, его национальной духовности, культуре, истории, а также достижения народного и профессионального искусства, которые отображают многогранность жизни людей той или иной национальности. Под народоведческими представлениями понимают иногда представления о структуре семьи, родословной, семейных традициях, обрядах и обычаях, традициях, народных праздниках, о родном крае, фольклоре, символах, народных промыслах и ремеслах, национальном быте, народном календаре и т. д. Мы бы добавили в этот ряд и характер восприятия художественной литературы. Абсолютно понятно, что не читающий национальную литературу ребенок не сможет сформировать у себя верных представлений о своем народе.

Таким образом, народоведческие представления – это чувственно-наглядные образы, состоящие из исторических, краеведческих, этнических и культурологических представлений детей, формирующихся на основе их осведомленности о Родине, природе родного края, культуре, быте, традициях, фольклоре и литературе нации. Следует констатировать сложность формирования народоведческих представлений у детей, живущих в контексте смешения национальных культур. Например, в Крыму сосуществуют русская, украинская, татарская и др. Это обстоятельство обязывает работников детских дошкольных учреждений быть крайне аккуратными в презентации своеобразия наций.

2. В дошкольной педагогике существует много методов и приемов влияния на детей, в том числе корректных способов воздействия посредством информации по народоведению, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Методические приемы будут результативными при условии, если воспитатель применяет их системно и последовательно, подкрепляя практической деятельностью, учитывая общие тенденции психического развития детей, закономерности деятельности, которую он формирует, а также тогда, когда воспитатель хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

В основу классификации методов обучения положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное (при котором решение задач включает внешние двигательные пробы) и наглядно-образное мышление (пробы, направленные на поиски решения задачи, но эти пробы выполняются в уме, при помощи образов). В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются: наглядные, словесные, практические и игровые методы

3. С целью изучения уровня сформированности народоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста были определены критерии и показатели, уровни. Нормативный критерий с показателями определяет уровень знаний детей о русских и украинских народных традициях, которые передаются из поколения в поколение, об обрядах, правилах поведения на народных праздниках, о ритуале подготовки к народным праздникам и о самом характере празднования. Эмоционально–ценностный критерий с показателем характеризуется уровнем эмоционально-ценностного отношения к народным традициям, использованием их в повседневной жизни: у ребенка есть постоянный интерес, он отдает предпочтение определенным видам деятельности, занятиям, игровым ролям, радуется своим успехам, огорчается низкими показателями конечного результата, может высказаться по поводу собственной старательности, самостоятельности, находчивости; ребенку доставляет удовольствие художественное слово: сказки, игры, загадки, народные приветствия, пословицы и поговорки; игра на музыкальных инструментах, драматизация, русские и украинские народные танцы.

Деятельный критерий с показателем характеризует уровень активности и деятельности ребенка в процессе формирования народоведческих представлений о народных промыслах Крыма : вышивке, петриковской росписи, яворовской игрушке и т. д. Высокий уровень объясняется наличием знаний у детей о народных традициях, народных ремеслах, фольклоре; детсадовцы различают виды ремесел, материалы из которого сделаны предметы искусства, способы изготовления, знают народную символику, назначение рассматриваемой русской и украинской национальной одежды, обычаи и традиции русских и украинцев.

Средний уровень характеризуется сформированностью знаний об особенностях каждого народного русского или украинского праздника, его атрибутах, видах народных ремесел, материале изготовления и представлением об их назначении. При этом на некоторые вопросы дети отвечают неточно, ошибаются, путаются в названии русской и украинской национальной одежды, значениях праздника.

Низкий уровень характеризуется ограниченным объемом знаний и представлений о народных русских и украинских праздниках, традициях, ремеслах отвечают преимущественно одним словом, а некоторые вопросы остаются без ответа, постоянно ждут подсказки со стороны воспитателя и сверстников.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности народоведческих представлений был выявлен у 11% старших дошкольников экспериментальной и у 11% детей контрольной групп. 37,8% детей экспериментальной и 35,5% детей контрольной групп находились на среднем уровне. Низкий уровень сформированности нравственных качеств зафиксирован у большинства детей экспериментальной и контрольной групп: соответственно – 51,2% и 53%.

4. В ходе формирующего эксперимента была разработана методика по формированию народоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста на русских и украинских народных традициях. В методике были предложены такие формы работы как занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по рисованию, аппликации, лепке, чтению и анализу прочитанного, проводимого в корректной для данной возрастной группы детей форме. Такие занятия, как «Моя семья», «Национальные и государственные символы России», «Знакомство с русской и украинской одеждой», «Российские народные блюда», «Народная игрушка», «Русская народная сказка», «Детская литература русских писателей», «Ознакомление с керамикой» и др. Некоторые фрагменты занятия использовались в игровой форме либо в индивидуальной работе с детьми.

Результаты контрольного этапа показали, что в ходе педагогического эксперимента, в экспериментальной группе после проведенной работы произошли существенные позитивные изменения. Так, количество детей с высоким уровнем народоведческих представлений увеличился с 11% при констатации до 17,7 % при контрольном обследовании. Количество детей среднего уровня увеличилось с 37,8% до 53,5 %. На низком уровне после проведенного обучения осталось 28,8 % старших дошкольников, тогда как до обучения было 51,2%. В контрольной группе существенных положительных изменений не наблюдалось. Высокий уровень во время контрольного обследования выявлен у 11% (было – 11%); средний – у 42,3% (было – 35,5%); низкий – у 53,5% (было – 46,7%).

Результаты экспериментального исследования свидетельствуют, что предложенная работа по формированию народоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале традиций русского и украинского народов оказала положительное влияние на воспитанников учебно-воспитательного комплекса.

Результаты исследовательской и практической работы говорят о необходимости непрерывного, последовательного, систематического процесса формирования народоведческий представлений у детей старшего дошкольного возраста, поскольку с народной культурой ребенок сталкивается каждый день и воспринимает ее непосредственно. В учреждениях, которые ориентированы на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности и расширения знаний о народных обычаях и традициях, может формироваться национально полноценный тип личности, поскольку в них создается для этого благоприятная духовная атмосфера.

Публикации по теме:

«Макетирование в детском саду» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей.

Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.

Фланелеграф в детском садуФланелеграф в детском саду Изготовление данного помощника в работе с детьми очень простое. Я взяла прямоугольный кусок толстой фанеры, размером 1,3 метра на1метр.

Музыкотерапия в детском саду Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств.

Пасха в детском садуПасха в детском саду В целях приобщения дошкольников к народной культуре, посредством формирования интереса к традициям православного праздника «Пасха. Светлое.

Прогулка в детском саду Работая воспитателем очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Родители тревожатся над тем, чтобы.

Робототехника в детском саду.Робототехника в детском саду. Робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным.

Выпускной в детском саду Автор: Марина Ермакова Выпускной. Сценарий. (Действующие лица: ВЕДУЩАЯ, АЗБУКА, КЛЯКСА, БУКВЫ-ДЕТИ: Я. Ф,С,В,П,Ь,Х,О,Б) Вед. Ах, сколько.

Выпускной в детском саду Выпускной в детском саду. Ведущая: Солнце ласково сияет в небе, Ветерок играется с листвой, Ну, а нам сегодня очень грустно, Мы прощаемся.

Выпускной в детском саду Выпускной в детском саду «Минута славы» Звучит музыка, в зал входят ведущий с детьми. Реб: Наш детский сад с утра украшен – Сегодня праздник.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народоведческие представления в детском саду
Опубликовано: 28 ноября 2017 в 11:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД