Папки-передвижки

Наставничество в исследовательской деятельности обучающихся

Смоляк Татьяна
Наставничество в исследовательской деятельности обучающихся

Введение

Современное общество выходит на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Публикация «Наставничество в исследовательской деятельности обучающихся» размещена в разделах

В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно- ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся и становится значимой позиция наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу учащегося и способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Одна из основных задач развития нашего учреждения - организация работы с одарёнными детьми. По данной теме разработана программа. Проводя анализ работы с одарёнными детьми за несколько лет, на первое место вышла проблема организации исследовательской работы учащихся. Исследовательской деятельностью под руководством педагогов дополнительного образования обучающиеся занимаются на протяжении многих лет и достигли определенных успехов.

Между тем, при анализе исследовательской деятельности были выявлены существенные недоработки: недостаточная организованность исследовательской работы, малое число участников, ограниченность пространства для представления результатов. Кроме того, нерешё нными остаются вопросы: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу, каким образом организовать совместную деятельность учащихся в процессе исследования. Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована.

Настоящий проект направлен на решение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся через привлечение дополнительных ресурсов: форм и методов, приёмов наставничества. В связи с чем разработка проекта для МБУ ДОД ГЦДТ, является весьма актуальной.

Будем понимать под наставничеством педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск образовательных ресурсов, формирование образовательной рефлексии учащихся.

Цель проекта: создание системы проектной и исследовательской деятельности в МБУ ДОД ГЦДТ, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности, через наставничество. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Систематизировать проектную и исследовательскую деятельность, выбрать методы и формы работы;

- Приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации социально-культурных проектов, развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;

- развивать у учащихся активной жизненной позиции, интереса к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;

- сформировать совместные проектные группы учащихся;

- создать условия для приобретения учащимися опыта социально-культурного проектирования посредством выполнения заданий и прохождения всех стадий «жизненного цикла проекта»;

Цель наставника : построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся.

Задачи наставника :

• проектировать события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся;

• организовывать включение учащихся в исследовательскую деятельность;

• оказывать помощь в реализации познавательной инициативы;

• осуществлять мониторинг новых образовательных результатов в связи с введением наставничества.

Предполагаемые результаты:

• умение учащихся делать простой и сложный выбор;

• оформление собственных интересов;

• опыт работы с ресурсами различного типа;

• опыт самопрезентации в различных сообществах;

• опыт работы в команде;

• умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

• опыт самооценки;

• формирование исследовательской компетентности.

Этапы тьюторского сопровождения.

Диагностико-мотивационный этап.

На первом этапе задачей наставника является помощь обучающемуся в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного познавательного интереса. Наставник помогает обучающемуся осознать вопросы, которые его волнуют, сформулировать тему исследования. Важно подчеркнуть, что наставник не объясняет, не отвечает за обучающегося на его вопросы, а только помогает ему осознать свой интерес, сформулировать свой вопрос, свою тему.

Результат: осознание обучающегося собственного интереса, выбор темы для исследования.

Методы и приёмы, используемые наставником на первом этапе : анкетирование, тестирование, беседа, консультирование.

Проектировочный этап.

Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации по выбранной теме. Обучающийся собирает тематический портфолио по данной теме.

На втором этапе, когда тема работы определена и обучающийся выходит в самостоятельную исследовательскую деятельность, наставник проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы исследования, в оформлении результатов.

Основная задача наставника на этом этапе - поддержка самостоятельности и активности обучающегося.

Результат: умение обучающегося систематизировать собранный материал, осознание собственной успешности и компетентности в выбранной теме.

Реализационный этап.

На этом этапе обучающийся представляет полученные результаты исследования.

Презентация может быть организована разными способами: устное небольшое сообщение; выступление на объединении; специально организованная презентация в период конференции исследовательских работ. А также участие в творческих конкурсах различных уровней: районном, областном, общероссийском.

На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный.

Задача наставника на этом этапе – помощь в выборе формы представления результата, отражающей не только особенности темы исследования, но и индивидуальность учащегося.

Результат: развитие умения обучающегося выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию по данной теме.

Аналитический этап – анализ выступления.

Основной задачей наставника на этом этапе является организация рефлексии учащегося по поводу его деятельности в исследовании.

На этом этапе организуется консультация по итогам презентации.

На этом этапе становится востребованным третий вид портфолио – портфолио достижений.

Овладение учащимся техники рефлексии является важнейшим условием его дальнейшего успешного движения в образовании, а также достижения методологической компетентности.

Результат: развитие адекватной самооценки обучающегося, умения анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, умения понимать происходящие в себе и окружающих изменения.

Показатели эффективности наставничества в процессе исследовательской деятельности :

• повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность;

• презентация результатов исследования на различных уровнях;

• создание банка информационных ресурсов в области исследовательской деятельности.

• увеличение (по сравнению с предыдущими годами работы ЦДТ) призовых мест в олимпиадах, конкурсных мероприятиях, повышение уровня индивидуальных достижений;

При реализации модели предполагается использовать следующие методы.

• Теоретический (систематизация психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта).

• Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).

• Статистический (обработка полученных данных).

Ресурсное обеспечение

Ресурсы

Содержание

информационные библиотеки ВГАПКиПРО, ВСПУ, интернет, учебные пособия и литература ЦДТ

интеллектуальные профессорско-преподавательский состав ВГАПКиПРО, ВСПУ

кадровые в ЦДТ работают 22 педагога и 3 методиста.

организационные руководящий состав ЦДТ: директор, заместитель директора

материально-технические групповых помещений 8;

малый зал;

технические средства обучения : музыкальный центр, телевизор, видеокамера, копировальная и множительная техника, цифровой фотоаппарат, видеопроектор, интерактивная доска;

информационно– техническая база: компьютеры – 10 шт., ноутбуки - 5 шт.

Организационное планирование.

Задачи первого уровня – работа с учащимися и их родителями по оформлению заказа на работу наставника.

Мероприятие сроки Ответственные

Анкетирование и тестирование родителей, обучающихся сентябрь Педагог-психолог

Задачи второго уровня – координация специалистов образования (администрации учреждения, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования) вокруг идеи проекта и внутри процесса его реализации.

Мероприятие Сроки Ответственные

Проведение семинара «Наставническая позиция педагогов при организации исследовательской работы»

сентябрь - октябрь Методист -ответственный за работу с одарёнными детьми

Утверждение пилотного проекта на педагогическом совете

август -сентябрь Директор,

зам. директора по УВР, методист

Разработка и утверждение положения о наставническом сопровождении

октябрь Директор, зам. директора по УВР, методист –ответственный за работу с одарёнными детьми

Задачи третьего уровня – запуск проекта, примерное планирование его этапов.

Мероприятие Сроки Ответственные Показатели результативности

Диагностико-мотивационный этап январь наставник Выбор темы исследовательской работы

Проектировочный этап.

январь

февраль

наставник Создание тематического портфолио.

Оформление исследовательской работы.

Оформление презентации исследовательской работы

Реализационный этап.

Март - апрель

наставник Выступление на научно-исследовательской конференции.

Защита проекта на областном конкурса.

Аналитический этап Апрель

наставник Рефлексия.

Оформление портфолио достижений

Основное содержание проекта.

Реализации модели создания системы проектной и исследовательской деятельности в ЦДТ направленной на развитие интеллектуальных и творчествких способностей обучающихся, приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства центра детского творчества. Модель содержит четыре этапа: диагностико - мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический.

В ходе реализации диагностико -мотивационного этапа проводится работа с учащимися и их родителями по оформлению заказа на работу наставника. Планируется провести анкетирование и тестирование для выявления темы и проблемы над которой в дальнейшем будет работать обучающийся. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно воспитаннику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Выбор темы исследования – непростой момент. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством наставника составляется план-график выполнения учебного исследования : определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В ходе работы многое представляет для воспитанников значительные трудности:

• выявление проблемы исследования;

• постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

• правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;

• отбор и структурирование материала;

соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Проектировочный этап планируется провести педагогический совет коллектива, озвучить цели и задачи проекта, утверждение пилотного проекта; начать разработку нормативно-правовой базы проекта. Будет организован семинар, «Наставничество педагогов при организации исследовательской работы», а также посвященный вопросам одаренности и современных образовательных инициатив с участием эксперта в области инноваций в педагогике. В результате выявить воспитанников для работы над проектом. К координационному направлению относится контроль и анализ деятельности в рамках проекта.

В рамках реализационного этапа акцент приходит на создание самого проекта. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь воспитаннику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм. Наставничество учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (т. е. текст для устного выступления, стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы. Итог работы участие в областном конкурсе юных исследователей.

И заключительный этап аналитический предполагает анализ проведенной работы и рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то, и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)

В ходе рефлексии происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.

Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности. В закреплении положительного результата оформляется портфолио достижений.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений воспитанника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанника в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.). Основные функции портфолио:

• Создание ситуации успеха, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

• Максимальное раскрытие индивидуальных способностей ребенка;

• Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

• Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

• Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

• Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

("я реальный", "я идеальный");

• Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Образец структуры портфолио представлен в приложении № 1.

Анализируя результативность работы в применении учебного исследования через наставничество, можно сделать следующие выводы:

• усвоение алгоритма исследования способствует формированию научного мировоззрения воспитанников;

• значительно расширяется кругозор в предметных областях;

• вооружает воспитанников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

• формирует социальный опыт в труде и общении;

• способствует профессиональному росту педагога, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать воспитанников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями воспитанника.

Приложение №1

Структура портфолио

Портфолио ученика включает в себя следующие разделы:

1) Личные данные:

• а) титульный лист;

• б) автобиография;

• в) рассказ о себе;

• г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.

Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своем поселке, Центре детского творчества. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

2) Достижения:

• заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;

• творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с педагогом;

• полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;

характеристика;

• информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;

• поставленные цели.

В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В дошкольном возрасте для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения и второстепенные.

3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:

• фотографии;

• видеозаписи;

• результаты тестирования, экзамена, рисунки;

информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;

заполненные бланки:

o «Исследовательские, творческие работы»;

o «Посещение дополнительное образование»;

o «Индивидуальные (элективные) курсы».

• список прочтенной литературы;

• учебный план;

• информация о награждениях.

В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.

4) Отзывы и пожелания:

• отзывы за проделанную работу;

• рекомендации в письменном виде;

• ободрительные письма;

• цели на начало учебного года;

• итоги учебного года.

Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь педагогу выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.

Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить педагог.

Публикации по теме:

Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия»Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» Мастер-класс «Цветочная фантазия»Описание: Мастер-класс предназначен для обучающихся 5-9 классов по внеурочной деятельности. Для детей.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла»Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Прошедшая неделя в нашем ДОУ была посвящена теме «Чудеса, опыты, эксперименты».

Предметно-развивающая среда по исследовательской деятельностиПредметно-развивающая среда по исследовательской деятельности Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух» .

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество в исследовательской деятельности обучающихся
Опубликовано: 10 августа 2022 в 11:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД