Научно-исследовательская статья «Проблема трудоустройства и низкой оплаты труда молодого преподавателя»

Анастасия Александровна Олейникова
Научно-исследовательская статья «Проблема трудоустройства и низкой оплаты труда молодого преподавателя»

Проблема трудоустройства и низкой оплаты труда молодого преподавателя.

Проблема трудоустройства и низкой оплаты труда выпускников, после окончания педагогических ВУЗов, сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой преподаватель сталкивается с довольно жесткими условиями рынка труда, из которых он не всегда выходит победителем.

Проблемы такого характера происходят из-за экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания руководства школ принимать низкоквалифицированных и неопытных преподавателей. Проблема трудоустройства так же состоит в финансовых притязаниях молодых преподавателей, которые не разделяются работодателями.

Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников педагогических образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность молодого преподавателя. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то не по специальности, в качестве дополнительного заработка в период обучения. Более того, одной из проблем является то, что некоторые выпускники, получившие хорошую теоретическую основу в своем учебном заведении, не в состоянии применить знания на практике.

Трудовая деятельность студентов, не связанная с приобретением специальности, приобрела массовый характер. При этом значительные группы современных студентов порой небезуспешно пытаются совместить процесс своей трудовой социализации с получением основной профессии в вузе. На данный момент у Службы Занятости Населения и руководства педагогических ВУЗов существует стремление и идея объединить два направления — поиск подработки во время учебы и работы для выпускников, чтобы временная работа стала стажировкой для будущего преподавателя, а так же имела возможность перейти на постоянную основу после окончания студентом ВУЗа.

Еще одной проблемой для выпускников педагогических ВУЗов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают потенциальные работодатели. Зарплата на одну ставку молодого преподавателя (18 часов) в каждом образовательном учреждении определена своя. Разная она и у каждого молодого учителя в самой школе, в зависимости от диплома. Средняя зарплата молодого учителя в месяц – чуть более 9400 рублей (от 7170,42 рубля до 11885,47 рублей). В первый год работы молодому специалисту идет доплата 30% к окладу около 1400 рублей, во второй год доплата 35% в пределах 1800 рублей, в третий год – 40% чуть больше 1900 рублей. Итого, средняя зарплата молодого специалиста с учетом этих доплат около 11 тысяч рублей (от 8550,42 до 12596,28 рубля). Решение данной проблемы может стать всего лишь вопросом времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату.

В настоящее время Министерство Образования пытается решить проблему острой нехватки учителей в селах. С 2011 года работает государственная программа помощи учителям и врачам, которые уезжают работать в села. Согласно инициативам правительства, молодые учителя могут сразу после окончания учебы решить вопрос с трудоустройством и жильем. Для этого нужно согласиться на работу в сельской школе на приличный срок, который составляет не менее трех лет в северных районах и пяти — во всех остальных. Регионы сами создают конкурсные комиссии, которые проводят отбор самых талантливых выпускников года для работы в школах. Выпускник — участник программы должен предоставить диплом с оценками не ниже четверок, после чего выбранная им школа будет выплачивать ему подъемные после заключения типового договора. В нем, помимо стандартного перечисления обязанностей, должен быть прописан способ обеспечения молодого специалиста жильем либо деньгами на него. 500 тыс. подъемных рублей пойдут от Минобразования на местный уровень, сначала в региональный орган управления, а оттуда в школу, в которой учитель будет работать. Так же молодые специалисты могут рассчитывать на обеспечение жильем, которое они могут в дальнейшем получить в собственность по достижению обговоренного с руководством школы стажа работы в данной школе (не менее 10 лет). Кроме того, руководитель правительства отметил, что сейчас очень важно дать детям возможность обучаться в родных селах. «Страна большая, территория колоссальная, в некоторых местах нам не обойтись без сохранения малокомплектных школ», – подчеркнул премьер, предложив механизм организации филиалов базовых школ на их основе, поэтому в будущем программу помощи учителям, которые уезжают работать в села планируют развивать.

Идеальный выпускник вуза, в первую очередь, должен обладать высокой образованностью и способностью легко обучаться. В условиях становления рыночной экономики, когда происходят стремительные изменения не только в экономических отношениях, но и в социальных, рассчитывать на успех могут лишь те выпускники, кто способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В заключение можно сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым преподавателям требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Работодателям же стоит отказаться от стереотипа, что «вчерашний» студент – это не самый лучший работник. Да, у него нет опыта. Да, его придется в первое время обучать, как может показаться, простым вещам в той или иной области. Но наряду с этим существует большое количество молодых дипломированных специалистов, «вчерашних студентов», которые действительно хотят работать и готовы «учиться» работать. Многие студенты еще во время учебы активно проявляют себя в исследовательских проектах, проводимых как своими университетами и другими, разрабатывают научные идеи и внедряют инновации. Более того, не следует забывать, что молодое поколение – это потенциал, который ни в коем случае нельзя бросать на произвол судьбы или же игнорировать в силу его малого опыта или отсутствия такового. Нужно дать шанс приобрести профессию и в дальнейшем найти работу по специальности.

И, конечно же, следует проявлять активность и самим студентам. Не нужно надеяться на то, что получив диплом, сразу же выстроится очередь из работодателей, желающих взять на работу свежеиспеченного специалиста. Следует проявлять себя и во время учебы, стараться успевать по предметам, по возможности искать подработку во время учебы, но не в ущерб ей. Нужно осознать, что залог получения любой работы – это, прежде всего, наличие ответственности, способности принимать решения и компетентности в той или иной области.

Литература:

1. Безъязычный, В. Ф. Система качества вуза, как один из инструментов повышения эффективности учебного процесса [Текст] / В. Ф. Безъязычный, В. А. Кононов // Качество. Инновации. Образование. – 2002. – №1. – С. 58-63.

2. Кашлачева, Т. С. Обеспечение качества высшего образования: концептуальная и системная проблема [Текст] / Т. С. Кашлачева // Качество. Инновации. Образование. – 2007. – №3. – С. 9-21

3. www.minobraz.ru

4. www.wciom.ru

Приложение

Анкета

на тему: Проблема трудоустройства и низкой оплаты труда молодого специалиста.

Ваш возраст: ___ лет.

На каком курсе Вы учитесь? На___ курсе.

1. Волнует ли вас проблема трудоустройства молодого специалиста сферы образования?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

2. Волнует ли вас проблема низкой оплаты труда молодого специалиста?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

3. Что повлияло на Ваш выбор профессии? (отметьте не более 3-х позиций)

1. интерес к профессии

2. ее соответствие моим способностям

3. желание помогать людям

4. возможность творческой деятельности

5. высокий заработок

6. престижность

7. общественная значимость

8. традиции семьи

9. требования родителей

10. мои друзья выбрали такую же профессию

11. выбор профессии произошел случайно

12. совет школьного психолога

13. совет учителя

14. другое (напишите)___

4. Хотели бы Вы получить еще какую-то профессию помимо выбранной?

1. да (напишите какую)

2. нет

3. возможно

5. Получаете ли Вы в настоящий момент профессию, которой хотели бы овладеть помимо выбранной?

1. да (укажите какую)___

2. нет

6. Работаете ли Вы в настоящий момент?

1. да, у меня есть работа по будущей специальности

2. да, у меня есть работа, но она не связана с будущей специальностью

3. нет, я вообще не работаю

4. не могу найти работу

7. Укажите, на каком курсе обучения в вузе Вы начали работать:

1. по специальности___

2. не по специальности___

3. я начал (а) работать еще до поступления в вуз (укажите по получаемой специальности или нет)___

4. я вообще не работаю

*8. Если Ваша работа связана с Вашей будущей специальностью, то знания и навыки

полученные в вузе:

1. выше требований работодателя

2. полностью соответствуют требованиям работодателя

3. недостаточны и мне приходится получать дополнительные знания из других источников

4. абсолютно не соответствуют требованиям работодателя

9. Каковы Ваши профессиональные планы после окончания обучения?

1. собираюсь продолжить образование, поступить в магистратуру

2. собираюсь получить второе высшее образование

3. собираюсь устроиться на работу по специальности

4. собираюсь устроиться на работу не по специальности

5. я не собираюсь ни работать, ни учиться дальше

6. мои планы еще не определены

10. Планируете ли Вы после окончания обучения работать в сфере образования?

1. да

2. нет

3. пока не определился (лась)

11. Как Вы оцениваете свои шансы на трудоустройство по специальности после окончания

обучения?

1. я смогу найти работу по специальности

2. я сомневаюсь, что найду работу по специальности

3. я не смогу найти работу по специальности

Публикации по теме:

Эссе молодого воспитателя «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» (В. А. Сухомлинский) Чтобы учить других, надо учиться.

Культура общения преподавателя и студентов Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые.

Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе Научно-исследовательская работа ЛИТЕРАТУРА Тема работы: «Портреты и судьбы» Выполнил: Добрынин Василий Алексеевич учащийся 7.

Научно-исследовательская работа «1 апреля — День смеха» Тема: «День смеха» Цель: Формирование у дошкольников представлений о праздниках на примере празднования Дня смеха, развитие инициативы и.

Научно-исследовательская работа «Ель-хвойное дерево» Научно-исследовательская работа "Ель-хвойное дерево". По сравнению с другими деревьями, ель удивительно стройна. У ели есть шишки. Ель доживает.

Научно-исследовательская работа «Лук — зеленый друг» «Я – исследователь 2017» Естествознание. Живая природа. ЛУК – ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ. Введение У меня есть друг, Он от семи недуг! Это вкусный.

Научно-исследовательская работа «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Тема: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Содержание: Паспорт научно-исследовательской.

Научно-исследовательская работа «Волшебник-Лимон» Содержание Введение…. стр. 3 Глава 1. Теоретическая часть… стр. 4 § 1.1. Лимон…. стр. 4.

Статья «Хорошо рядом с мамой» для участия во Всероссийской научно-практической конференции в ОмГПУ «Детство, открытое миру» ]Хорошо рядом с мамой «Самое святое и прекрасное в жизни человека - это мать», В. А. Сухомлинский Дошкольное детство – уникальный период.

Выявление психолого-педагогических качеств личности тренера-преподавателя Мбоу до «Дюсш» «ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА – ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МБОУ ДО «ДЮСШ», ВЛИЯЮЩИХ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Профессии и труд
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Научно-исследовательская статья «Проблема трудоустройства и низкой оплаты труда молодого преподавателя»
Опубликовано: 7 марта 2018 в 22:50
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Яблоки»
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаем вам мастер-класс объемного яблока, сделанного из бумаги. Объемное яблоко из бумаги...
Сценарий встречи «Дня именинника в теремке» в семейном клубе «Мама, папа, я —...
Сценарий встречи "Дня именинника в теремке" в семейном клубе «Мама, папа, я – музыкальная семья» ( для детей младшей группы и их родителей. В-ль:...
Презентация «Добыча соли, ее применение»
Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 « Рябинушка » МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли, ее применение»....