Мария Благова
Научные подходы к изучению досуговой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Досуговая деятельность, являясь одним из действенных средств психического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста средствами досуговой деятельности становится актуальной необходимостью.
Публикация «Научные подходы к изучению досуговой деятельности детей» размещена в разделах
Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его творческого развития. В организации досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники дошкольного учреждения. Такой подход к досугу дошкольников опирается на научное положение о том, что продуманная организация использования свободного времени ребенка в социально значимых целях имеет большое значение для его художественно-эстетического воспитания и целостного развития.
Досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях, как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи составляющими досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств, художественно – творческая, включая исполнительскую.
Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны, ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздника, отдыха, самостоятельной творческой работы с художественными материалами, что обеспечивает детям возможность развивать культурные потребности и расширять знания о видах искусства. В итоге это приводит к формированию основ культуры ребенка дошкольного возраста. Именно в ходе досуговой деятельности удовлетворяется в большей части детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с явлениями окружающего мира, со сверстниками, получает информацию, ее перерабатывает и использует в своей деятельности. В процессе этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание, доброжелательность и другие нравственные волевые качества, а также осваивает язык и развитие культуры речи. Все это показывает необходимость формирования коммуникативного компонента культуры дошкольника.
Одним из средств формирования общекультурного уровня дошкольника являются спортивные элементы досуговой деятельности, которые обеспечивают физическое развитие, умение восстанавливать работоспособность, вести здоровый образ жизни, что создает основания для формирования физического компонента культуры ребенка. Существенным и основным элементом досуговой деятельности является игра. Феномен игры становится наиболее понятным, если рассматривать его как явление личностное: потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть – это всегда показатель культуры личности ребенка, а значит, необходимо развивать детский игровой компонент культуры. В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. Дошкольное детство – сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности : познавательной, игровой, художественной, литературной.
Значение досуга для развития личности подчеркивается, в том числе, на государственном уровне. В современных исследованиях досуг, досуговая деятельность предстают как категории междисциплинарные.
В психологических и педагогических работах авторы обращают внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в досуговой деятельности [4, c. 47].
Представление о досуговой деятельности как об осуществляемой по собственному выбору, в свободное время активности, с целью удовлетворения эмоциональных, психологических, социальных, физических потребностей, дает возможность самовыражения благодаря самостоятельно выбираемым видам деятельности и способствует саморазвитию подростков посредством приобретения ими новых знаний, умений, опыта.
Мотивом досуговой деятельности, исходя из ее определения, является стремление к физическому, психологическому, социальному, эмоциональному комфорту, стремление к признанию, самореализации.
Стимулирование позитивного отношения в досуговой деятельности, благодаря положительному опыту удовлетворения в ней индивидуальных потребностей, способствует расширению пространства социализации и саморазвития личности ребенка.
Формы организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста определяются их интересами и потребностями. Изменение интересов, появление новых потребностей позволяют менять виды деятельности и обогащать досуг.
Изложенное выше показывает, что досуговая деятельность имеет значительный потенциал для развития личности. Еще большее влияние на личность оказывает коллективная досуговая деятельность, что доказано в работах отечественных педагогов.
Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение – важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.
В дошкольных учреждениях воспитатели пытаются использовать досуг в целях разностороннего образования ребенка. В детских дошкольных учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, обучению детей иностранному языку, танцам, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе.
На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей :
– досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
– досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
– досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;
– досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;
– досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
– досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную «Я – концепцию»; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
– досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций. Досуг для детей – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Значит, детскому досугу свойственна творческая функция.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.
Досуговое время оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий : игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию. Реализация данных функций обеспечивает целостное развитие личности ребенка.
Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.
В соответствии с задачами исследования была проанализирована теоретическая представленность методической деятельности учителя-логопеда в контексте научного обоснования и технологического обеспечения. Следует подчеркнуть, что при общей разработанности проблемы научная аргументация реализация методической деятельности учителя-логопеда представлена фрагментарно: данная тематика отражена в ограниченном круге исследовательских работ. Исследовательских работ, которые бы представляли целостный процесс – модель ее воплощения в профессиональной деятельности учителей-логопедов в доступных информационных источниках не выявлено. В связи с этим был осуществлен мониторинг ресурсов Интернет – личных сайтов логопедов образовательных организаций – рассмотрены организация и содержание обозначенного вида деятельности. К сожалению, данный вид деятельности учителя-логопеда передан «общероссийской калькой» с очень редкими вариациями. В обобщении – методическая деятельность учителя-логопеда, практикующего в системе образования, включает в себя:
разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
перспективное планирование;
изучение и обобщение передового опыта;
участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
поиск наилучших средств коррекции речи детей;
изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
самообразование;
изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи
Итак, сегодня нет единых представлений о специфике проектирования и реализация методической деятельности учителя-логопеда в сфере досуговой деятельности дошкольников. Исследователи только пытаются найти ответы на вопросы о том, каков алгоритм проектирования, что является средствами проектной деятельности, что представляет из себя «методическое обеспечение» как результат проектной деятельности.