татьяна зарипова
Недельный проект «Книжкина неделя» по произведениям С. Я. Маршака
▼ Скачать + Заказать документы
Недельный проект по произведениям С. Я. Маршака
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»
Недельный проект "Книжкина неделя" по произведениям С. Я. Маршака.
Подготовила и провела :
воспитатель 1 кв. категории
Зарипова Татьяна Геннадьевна
Пермский край, г. Березники, 2021
Пояснительная записка
ПУСТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДЫЙ ЧАС
ВАМ НОВОЕ ДОБУДЕТ.
ПУСТЬ ДОБРЫМ БУДЕТ УМ У ВАС,
Публикация «Недельный проект „Книжкина неделя“ по произведениям С, Я, Маршака» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
А СЕРДЦЕ УМНЫМ БУДЕТ.
(ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ С. Я. МАРШАК)
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Паспорт проекта
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : недолгосрочный «Книжкина неделя»
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы
Актуальность. Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а так же максимально расширит представления детей о произведениях С. Я. Маршака.
Цель: познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака
Задачи:
- активизировать знания детей о книге;
- продолжать углублять знания детей о творчестве советских писателей и поэтов;
- формировать эмоционально – образное восприятие произведений;
- прививать любовь к чтению;
- продолжать работу над выразительным чтением стихотворений;
- приобщать родителей к семейному чтению литературы;
- развивать познавательные и умственные способности, речь детей;
- провести спортивный праздник.
Предполагаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений с. Я. Маршака.
- Подбор фонотеки, видеотеки произведений
- Оформление книг, альбома рисунков по произведениям с. Я. Маршака
- Создание развивающих игр
- Театрализованные игры
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству С. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Предварительная работа:
1) Беседа на тему «Как беречь книгу?»
2) Чтение, показ сказок С. Я. Маршака : «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный» (фланелеграф, настольный театр, рассматривание иллюстраций к сказкам.
3) Драматизация сказок детьми.
4) Дидактические и настольные игры: «Назови сказку», «Спектакль игрушек»
5) Игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Узнай голоса»
6) Ролевые игры: «Угадай, кто пришёл», «Сказочное путешествие, Поезд путешественников», «Поиграем с мишками в мячи», «Вышла курочка гулять».
7) Продуктивная деятельность: «Дорожка для Колобка» - рисование; «Снесла курочка яичко.» - лепка, «Домок-теремок» - конструирование.
Оборудование и материалы
- книги С. Я. Маршака.
- картины и иллюстрации к произведениям.
- видео- и аудиозаписи.
- магнитофон, видеомагнитофон, мульти видео.
- фотоаппарат.
- компьютер.
- настольно печатные игры.
- наборы разных видов театра.
- материалы для продуктивной деятельности.
Роль родителей в реализации проекта :
- Развлечение «Книги - наши друзья»
- Индивидуальные беседы «Какие книжки читают дома»
- Папка-передвижка «Сказкотерапия, или сказочное лечение души»
- Изготовление «Книжек - самоделок».
- Подготовка к спортивному празднику
Работа с воспитателями и музыкальным руководителем: выбор ведущих, выбор музыкального сопровождения, выбор методических пособий, помощь в реализации проекта.
План мероприятий
Основные виды деятельности Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры «Угадай кто пришел» Сказочное путешествие Вышла курочка гулять Поезд путешественников Поиграем с мишками в мячи
Дидактические игры Расскажи до конца Что сначала, что потом? Расскажи стих не по картинкам Сочини рассказ
Театрализованные игры Чтение и инсценировка «Кот и лодыри» Инсценирование «Сказка о глупом мышонке» Инсцени-рование сказки «Курочка ряба»
Подвижные игры «Ворона и воробей» «Гуси – гуси» «Мы капельки» «Лови – бросай» «Салки»
занятия Предварительная работа Беседа на тему «Какая бывает книга» Чтение, показ сказок С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный»(фланелеграф, настольный театр) Драматизация сказок детьми Игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Узнай голоса»
Беседа «Моя любимая книга», рассматри-вание иллюстраций к сказкам.
Чтение художественной литературы «Сказка о глупом мышонке» «Сказка об умном мышонке» «Веселые чижи» Стихи детям С. Я. Маршака
Изодеятельность Рисование иллюстраций к стихам С. Я. Маршака Разукрась героя сказки Иллюстрации к книге»Разноцветная книга» Выставка детских рисунков к стихам С. Маршака
Конструирование Из бумаги – мебель для мышонка Из бумаги» усатый – полосатый» «Домок – теремок»
Музыкальное воспитание Прослушивание песенки «о поросятах». Ст. С. Маршака «Разговор лягушек» Прослу-шевание песен на стихи С. Я. Маршака «Несговорчивый удот»
Физическое воспитание Физкультурное занятие «Сказ о том, как тушили кошкин дом»
Физкультурное занятие
«Детки в клетке» Спортивный праздник «Мой двор» Веселая зарядка
Нравственное воспитание Создание книг «Нравственная семья» Выпуск книги по произведениям С. Я. Маршака «Разноцветная книга»
Трудовое воспитание В гостях у рассеянного (лечим книги) В гостях у рассеянного
(убираемся в игровой комнате)
Культурно – досуговая деятельность Досуг. День загадок по С. Маршаку Конкурс чтецов Просмотр мультфтльма «Кошкин дом» Досуг «Хороший день» по произведениям С. Я. Маршака
Понедельник
Открытие недели книги
УТРО
Сюрпризный момент
Педагог предлагает детям прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки. Подводит детей к ней, находит там необычную книжку. Рассматривает ее с детьми. Королева-книжка говорит, что она пришла со своими помощниками и предлагает открыть первую страницу. Но сначала вспомнить, как надо обращаться с книгами. (Бережно, аккуратно.) Педагог открывает первую страницу, на которой иллюстрация из сказки «Кошкин дом».
Педагог спрашивает у детей, из какой сказки герои, почему загорелся дом, как плакала кошка.
Утренняя гимнастика «Сказ о том, как загорелся кошкин дом»
Умывание
Цели: развить культурно-гигиенические навыки; закрепить знание содержания сказки; активизировать речь через совместное проговаривание текста, ответы на вопросы.
Подготовка к завтраку
Цель: развить аналитическую деятельность, интерес к устному народному творчеству.
Книга поощряет детей за умывание и хочет узнать, как дети умеют отгадывать загадки. Педагог открывает страницу с загадками о хлебе, ноже, каше и просит детей отгадать их, помогает, поощряет.
ДЕНЬ
Занятие по развитию речи «Чтение «Сказка о глупом мышонке»
Цели: развить умение внимательно слушать рассказ взрослого, активно отвечать на вопросы по содержанию; сформировать интерес к сказкам; развить звукоподражание.
Оборудование: красочные иллюстрации к книге или персонажи кукольного театра игрушек, фланелеграф.
Раздается писк мышонка, который пришел к детям, чтобы они ему помогли разобраться, какая нянька ему нужна. Педагог приглашает детей и игрушку-мышонка разобраться в этом.
Чтение и инсценировка «Кот и лодыри»
Цели: учить осознавать, выражать эмоциональное отношение к героям сказок, развивать коммуникативные способности детей, вовлечь в театрализованную деятельность.
Оборудование: театральные костюмы, магнитофон.
Включаем магнитофон с записью сказки. Дети внимательно слушают, распределяем роли, начинаем театральное действие с главными героями и приобщаем к игре детей, которые не заняты в постановке. См. фото 1.
Подготовка к прогулке
Королева-книжка дарит детям свою книжку-подружку, в которой много потешек, предлагает взять ее на улицу. На улице играем в подвижную игру «Ворона и воробей».
Подготовка ко сну
Цель: успокоить детей, настроить на спокойный сон.
Чтение стихотворения А. Барто «Спать пора», которое педагог находит на очередной странице Королевы-книжки.
После пробуждения
Загадывание загадок о героях сказок Цели: развить аналитические способности; научить выделять яркие, характерные особенности объекта.
Оборудование: иллюстрации к сказкам с изображением их героев.
Педагог говорит детям, что Королева-книжка принесла волшебные картинки. Чтобы их расколдовать, надо отгадать загадку. Предлагает загадки в описательной форме о колобке, репке, Курочке Рябе, теремке.
Рисование и конструирование
Дети в свободной форме, при помощи педагога, занимаются рисованием иллюстраций к стихам С. Я. Маршака или конструированием (делают из бумаги мебель для мышонка).
ВЕЧЕР
Беседа «Какие бывают книги»
Дети, мы с вами были в детской библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. А какую последнюю книгу прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)
Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.
Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.
По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи.
А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.)
Кто пишет рассказы? стихи? сказки? ( Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.)
А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая?
А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.)
Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (раскраски.)
К сожалению, в нашей группе есть потрепанные и рваные книжки. Придется нам самим вылечить все «больные» книги, и впредь обращаться с ними мы будем аккуратно.
Труд в книжном уголке
Цели: научить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книгам.
В конце дня педагог предлагает Королеве-книжке остаться в группе и порадовать детей новыми сказками и стихами.
ВТОРНИК
В гостях у сказки
УТРО
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Цели: закрепить знания детей о содержании и героях сказки; дать возможность продемонстрировать свои знания и предпочтения; развить речь.
Оборудование: иллюстрации к знакомым сказкам.
Подвижная игра «Гуси – гуси»
Цели: музыкальное и физическое развитие.
ДЕНЬ
Инсценирование «Сказка о глупом мышонке»
Цели: развить выразительность речи и пантомимики детей; закрепить знание содержания сказки, умение пользоваться атрибутами театра.
Чтение
Читаем «Сказка об умном мышонке»
Цели: развить аналитическую деятельность. Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению
ВЕЧЕР
Изобразительная деятельность «Разукрась героя сказки»
Цели: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, и одном направлении; развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить знание основных цветов спектра; развить творческое начало.
Оборудование: шаблоны-заготовки, изображающие героев сказки.
«Злой волшебник заколдовал героев сказки и все они стали бесцветными, надо их расколдовать».
Обыгрывание полученных работ.
Музыкальная минутка.
Прослушивание песенки на слова С. Я. Маршака «Разговор лягушек»
Цель: музыкальное воспитание
Оборудование: магнитофон
Досуг.
День загадок по С. Я. Маршаку.
Цель: развитие памяти и аналитических способностей.
Оборудование: иллюстрации к загадкам
СРЕДА
По страницам любимых сказок
УТРО
Дидактическая игра: Расскажи сказку не по картинке
Цели: Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
Сюжетно – ролевая игра: Вышла курочка гулять.
Цели: Формирование желания принимать участие в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх по сказкам.
Чтение
Читаем «Веселые чижи».
Цели: формировать устойчивый интерес к художественному творчеству (творчеству С. Я. Маршака). Учим выразительно читать стихотворение, понимать образную речь
ДЕНЬ
Прогулка.
Подвижная игра «Мы капельки»
Цель: обучение ритмическим движениям, физическое развитие.
Конструирование «Усатый - полосатый»
Цель: Развиваем конструктивные способности, учим выполнять поделки из бумаги по алгоритму, создавать «театр оригами».Делать декорации.
Оборудование: бумага, ножницы
Музыкальная минутка
Прослушивание песен на стихи С. Я. Маршака
Цели: Продолжаем знакомство с творчеством Маршака. Развиваем музыкальные способности, умение сопереживать, делать оценку поступкам героев произведений.
Оборудование: магнитофон
ВЕЧЕР
Выпуск книги по произведениям С. Я. Маршака «Разноцветная книга»
Цели: Развиваем интерес к ручному труду, творческие способности. Вовлекаем родителей в оформление группы.
Конкурс чтецов.
Дети читают стихи С. Я. Маршака.
Цели: Продолжаем знакомить детей с творчеством Маршака. Развиваем поэтический слух, память детей. Учим выразительно читать стихотворение.
ЧЕТВЕРГ
Чудеса в книжном царстве
УТРО
Сюрпризный момент
Дети получают звуковое письмо от сказочника из страны сказок, который предупреждает детей о том, что к ним сегодня придут герои сказок в гости.
Педагог спрашивает у детей, как они думают, из каких сказок придут герои. Обращает внимание детей на то, что в группе что-то изменилось.
Вместе с детьми обходит группу, находит книги со стихами С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, игровых персонажей, наборы кукольного театра по сказкам Маршака.
Рассматривание иллюстраций книги, чтение отрывков
Цели: замотивировать детей; вызвать интерес; привлечь внимание; активизировать речь, память.
Педагог предлагает детям отправиться в сказку, выбрать себе роли. Но оказывается, что нет главного героя – усатого - полосатого. «А может, он уже приходил?» Дети зовут кота, воспитатель уходит, переодевается в кота и появляется перед детьми. Кот осматривает детей, шутит, просит сделать несколько упражнений, подышать, и говорит, что дети нуждаются в зарядке.
Завтрак
Цели: сформировать осознанное отношение детей к сохранению собственного здоровья, интерес к повседневным гигиеническим процедурам; развить речь.
При подготовке к завтраку Кот осматривает вымытые руки, уши детей. Спрашивает, для чего мы моем руки. «Что может случиться, если не мыть перед едой руки? Почему надо насухо вытирать руки? Почему пищу надо тщательно пережевывать?»
ДЕНЬ
Дидактическая игра «Сочини рассказ»
Цели: развить игровой диалог, игровое взаимодействие; Развиваем речь детей, логическое мышление.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Физкультурное занятие «Мой двор»
Цели: развить полученные физические навыки, ловкость, общую выносливость; доставить радость от движения, общения.
ВЕЧЕР
Подъем
После сна, во время одевания, педагог обращает внимание детей на то, как надо расчесывать волосы, почему это надо делать личной расческой, какие заколки могут испортить волосы и т. п.
Трудовое воспитание.
Проводим игровую ситуацию «В гостях у рассеянного»
Цель: Прививаем любовь к труду, опрятности, чистоте личных вещей.
Литературная викторина
Цель: Продолжаем знакомить детей с многообразием творчества Маршака. Развиваем внимание, сообразительность, воображение, смекалку, познавательный интерес.
ПЯТНИЦА
УТРО
«Весёлая зарядка»
Комплекс веселой зарядки под музыку.
Инсценирование сказки «Курочка ряба»
Цель: Пробуждать интерес к творчеству Маршака. Учим понимать содержание, идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.
ДЕНЬ
Подвижные игры:
«Салки», «Поиграем с мишками в мячи».
Чтение стихов С. Я. Маршака
Выставка детских рисунков к стихам С. Маршака
ВЕЧЕР
Досуг «Хороший день» по произведениям С. Я. Маршака
Подготовка праздника: поход в детскую библиотеку (выставка книг, рассказ библиотекаря о Маршаке, выбор книг для чтения в группе); чтение стихов и рассматривание иллюстраций разных художников к стихам С. Маршака – В. Лебедева, В. Конашевича и др. ; оформление выставки в книжном уголке, портрет Маршака; заучивание стихов, загадок; рисование на темы произведений Маршака, оформление книги рисунков “Разноцветная книга”, выставка детского рисунка; подготовка детьми спектакля “Сказка о глупом мышонке”; разучивание координационно-подвижной игры “Дом, который построил Джек”; театр на фланели “Кто колечко найдет?”.
Оборудование: игрушки (котенок, неваляшка, светофор, колечко, домик, матрешка, мышка); картинки на фланели “Кто колечко найдет?”; опорные картинки “Дом, который построил Джек”; перчаточные куклы волка и лисы; разрезные картинки “Где обедал воробей?”; 3 матрешки; в коробке – часы, очки, утюг, календарь, спички, мяч; мячи по количеству детей; элементы костюмов для переодеваний.
Игра “Узнай по игрушке произведение Маршака”
(ведущий достает по одной игрушке из мешка, дети отгадывают и называют произведение Маршака)
Вед. Кто-то мягкий и пушистый (достает полосатого котенка)
Дети: “Усатый-полосатый”
“Закончите стихи”
Театр на фланели (или на магнитной доске) “Кто колечко найдет?”
(дети читают стихи по ролям, поочередно прикрепляя картинки на фланелеграф)
Вед.
Посмотрим, что еще есть в “мешке загадок”? (достает домик)
В каких стихах Маршака есть дом…
Дети: “Дом, который построил Джек”
Вед. Правильно, это английская детская песенка, которую перевел с английского языка на русский Самуил Яковлевич Маршак. Хотите поиграть?
Координационно – подвижная игра “Дом, который построил Джек”
(дети встают в круг парами; на магнитной доске прикреплены опорные схематичные картинки; дети хором читают стихи и выполняют движения по тексту; с окончанием игры аплодируют себе)
Кукольный театр “Волк и лиса”
(показывают взрослые за ширмой)
Разрезные картинки “Где обедал воробей?”
(дети встают полукругом, ведущий раздает наборы разрезных картинок – рисунков В. Лебедева к стихам “Где обедал воробей?”; дети парами собирают на полу картинки; затем один ребенок читает стихотворение, проходя вдоль ряда собранных на полу картинок, остальные дети помогают ему)
Танец матрешек
Игра “Кто быстрее соберет матрешку?”
Спектакль “Сказка о глупом мышонке”
Игра “Найди отгадку на ощупь”
Игра “Мой веселый звонкий мяч”
Театр переодеваний в героев Маршака