Миршниченко Ольга Викторовна
Недостатки произношения свистящих звуков «[С]» — «[С]’», (сигматизм, парасигматизм)
▼ Скачать + Заказать документы
Недостатки произношения свистящих звуков «с» - «с,», (сигматизм, парасигматизм).
Губно-зубной сигматизм.
Фонема с произносится с оттенком «ф» ввиду того, что в образовании щели, помимо языка, принимает участие нижняя губа, сближенная с верхними резцами.
- нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».
Публикация «Недостатки произношения свистящих звуков „[С]“ — „[С]’“, (сигматизм, парасигматизм)» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
-Ребенок говорит так: «фанки» – вместо «санки», «пефок» – вместо «песок» и т. д.
Межзубный сигматизм
Отсутствует характерный для фонемы «с» свист, вместо которого слышится более низкий и слабый шум, что обусловлено положением языка, просунутого между зубами. В результате такой артикуляции круглая щель у альвеол заменяется плоской, образуемой между языком и верхними резцами.
Носовой сигматизм
Произношение фонем «с» характеризуется резким отклонением в характере присущего им шума и сопровождается появлением носового оттенка у последующей гласной фонемы. Носовой оттенок гласных обусловлен в этих случаях тем, что предшествующие им согласные произносятся при наличии значительной щели между мягким нёбом и задней стенкой глотки, вследствие чего струя выдыхаемого воздуха проходит через нос.
Боковой сигматизм
Вместо «с» слышится своеобразный хлюпающий шум, подобие которого
можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шепотом фонему «л».
Причина такого искажения фонемы лежит в том, что кончик языка и передняя
часть его спинки образуют смычку с резцами и альвеолами, а боковой край
языка с одной стороны не прилегает к коренным зубам, в результате чего
образуется боковая щель, через которую с шумом выходит струя выдыхаемого
воздуха. Иногда такие щели образуются с обеих сторон.
Призубный сигматизм
характеризуется, как и межзубный, отсутствием свиста или заметным его притуплением, а часто и прямой заменой фонем «с» фонемами «т» и «д». В последнем случае дефект принимает вид парасигматизма. Причиной призубного сигматизма (парасигматизма) является почти полное или полное замыкание ротовой полости. Предрасполагающим
обстоятельством к этому служит так называемый глубокий или закрытыйприкус, при котором резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами верхней челюсти. Призубный сигматизм часто сопутствует тугоухости.
Шипящий парасигматизм
Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающий укороченный Щ.
Приемы постановки свистящих звуков. Межзубный сигматизм
1. По подражанию.
2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.
3. Пение [т’].
Приемы постановки свистящих звуков. Боковой сигматизм.
Через межзубное произношение
Прикусить широкий язык зубами и произносить слоги та-та-та-та-та.
Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами
Постепенно переходим к «С».
Приемы постановки свистящих звуков. Носовой сигматизм
1. От «Ф» с положением языка между нижней губой и верхними резцами.
2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа.
3. Через межзубное произношение.
Приемы постановки свистящих звуков. Призубный, шипящий,свистящий парасигматизм
Через межзубное произношение с механической помощью.
Для всех видов сигматизма можно рекомендовать универсальный прием постановки С в два приема и вместо зондов использовать указательный палец ребенка
(не забудьте предварительно хорошо вымыть руки
и подстричь ногти ребенку).
Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов.
Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С.
С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т. п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги.
Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.
5. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
1. ВЕСЁЛАЯ РАСПЕВКА
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ