Лариса Сорокина
Нейропсихологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологическая готовность к школе
Для успешного школьного обучения ребёнок должен быть настроен психологически, фи-зически, и его мозг должен быть зрелым с нейропсихологической точки зрения.
В структуру школьной готовности входит :
Физиологическая готовность - определяет функциональную зрелость основных систем ор-ганизма ребенка и состояние его здоровья.
Публикация «Нейропсихологическая готовность к школе» размещена в разделах
Социально-психологическая – усвоение социальных норм, правил, выстраивание отноше-ний со сверстниками, взрослыми, регуляция поведения, деятельности.
Личностно – мотивационная готовность, определяется уровнем эмоционально-волевой зре-лостью, т. е. умение справляться со своими «хочу».
Педагогическая – учебные навыки, которые ребенок усвоил в детском саду.
Нейропсихологическая готовность – готовность с точки зрения развития и созревания го-ловного мозга.
Каждая мозговая структура созревает в свое определенное время и требует для этого опреде-ленных условий. Своевременное созревание структур мозга помогает успешной адаптации к школьной среде, к деятельности, которой будет заниматься ребенок в школе.
Должны быть зрелыми высшие психический функции: произвольное внимание, восприятие, память, развитая речь, логическое мышление.
Произвольное внимание: способность сосредоточиться, удерживать позу во время урока, работоспособность, координированность движений.
Если функция не созрела, могут возникнуть трудности: повышенная отвлекаемость, истощаемость, трудности концентрации и удержания внимания, снижение работоспособности, снижение тонуса, трудность удержания статичной позы, повышенная двигательная активность суетливость (ерзает на стуле, болтает ногами, укладывается на стол и т. п.). Эмоциональная реактивность, раздражительность, плаксивость, избыточная чувствительность. Колебание темпа деятельности (то быстрее, то медленнее).
Чем помочь:
Поддерживать соматическое здоровье, правильно организованный режим сна — бодрствования, физических и интеллектуальных нагрузок, ежедневные прогулки на свежем воздухе, полноценное питание. Регулярное наблюдение у невролога. Нейрокоррекционная работа. Достаточное сенсомоторное развитие.
Произвольное восприятие:
Зрительное восприятие - переработка зрительной информации: распознавание цвета, света, контуров, величины, формы предметов, изображений; целостность зрительного образа; выделение фигуры из фона
(Трудности зрительного анализа элементов букв и слов)
Слуховое восприятие – переработка слуховой информации: распознание бытовых шумов, распознание интонации, высоты и ритма звучания; распознание фонем языка; понимание речи
(Если фонематический слух не сформирован возникают трудности звукобуквенного анализа, трудности восприятия и воспроизведения звука, слога, слова и т. д.)
Мышечно-суставное чувство - переработка кинестетической информации: крупная и мелкая моторика; точность позы; артикуляция.
(Если недостаточный уровень развития тонкой моторики возникают трудности письма)
Развитие крупной и мелкой моторики перед школой – основа всех высших психических функций и когнитивного развития, потому что развитие происходит от тела. Как координированно двигается, так и координированно будет писать.
Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, чистка зубов, расстегивание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, одевание).
Хорошо координированно ходит, бегает, прыгает на 2 ногах и на 1 ноге, сохраняет равновесие стоя на одной ноге на счет до 10, катается на велосипеде, коньках, лыжах, прыгает на скакалке, уверенно ловит и бросает мяч, может отбить от земли мяч до 5 счетов.
Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, мелкими деталями. Хорошо вырезает ножницами.
Не испытывает трудностей при рисовании, выполняет тонкокоординированные графические движения: умеет чертить вертикальные и горизонтальные, наклонные линии, штрихует с разным наклоном, рисует ломаные линии, круги, полукруги и т. д.
Зрелость зрительно-пространственных функций (пространственных представлений) для того, чтобы успешно читать, писать.
Логика развития пространственного фактора:
1. Освоение «схемы тела», (если не ориентируется в схеме тела – не ориентируется в пространстве).
2. Освоение внешнего пространства, ориентировка в схематичном пространстве (на бумаге).
3. Логико-грамматические конструкции языка, время (понимание предлогов, отношений в пространстве, дальше – ближе, больше на, меньше на).
Если есть слабости, то может не понимать задачи, пишет в зеркальном отображении, не соблюдает поля, путает буквы близкие по написанию.
Произвольная память:
Зрительная память необходима для того, чтобы списать с доски, с книги.
Слухо-речевая память – чтобы удерживать в памяти инструкции.
Ребенок способен к непосредственному запоминанию 5-6 не связанных между собой образов при 3-4 кратном повторении.
Произвольно запоминает 8-10 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами.
Мышление: переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Словесно-логическое мышление развивается на протяжении всего школьного обучения.
Способность к систематизации и классификации, сравнению (ребенок находит общее, различие предметов, явлений и процессов).
Способен к анализу простых причинно-следственных связей, может самостоятельно сделать простой логический вывод.
Понимает смысл и последовательность на картинках, в рассказе и в жизни.
Мышление связано с межполушарным взаимодействием.
Межполушарное взаимодействие способно перерабатывать информацию правым и левым полушарием синхронно, что обеспечивает интеграцию работы двух полушарий в единую систему в ходе реализации
психических процессов.
Правое полушарие: синтез, пространство, целое, образ, понимание смысла, интуиция, эмоции, творчество, аналогии.
Левое полушарие: анализ, часть, детали, время, логика, мышление, словарный запас, точные науки, символы: буквы и цифры.
Речь. Основные трудности у детей:
Бедный словарный запас, трудности звукопроизношения, трудности фонематического восприятия. Различение значения и смысла слов (точка отличается от бочка, проблемы с правильным грамматическим построением фразы, трудности словоизменения и словообразования (клубника-клубниковый, у меня много печеньев, 2 зайцев и т. п., умение задавать вопрос и давать полный ответ, строит развернутую фразу, сложно сочиненные предложения. Составление самостоятельный монологический рассказ или пересказать мультик, сказку. Составление связного рассказа по последовательным картинкам, а не описание того, что нарисовано на картинке.
К 5,5 ребенок в норме полностью дифференцирует звуки родного языка и правильно их произносит. (Базовые навыки -письмо и чтение требуют хорошего речевого развития)
Речь – базовая функция, на основе которой строится чтение и письмо.
Произвольность - регуляция поведения и организация деятельности: удержание цели, составление плана, самоконтроль (тело, эмоции, речь, поступки)
Развитие произвольности – основное условие готовности к школьному обучению.
Что помогает развитию познавательной и мотивационной сфер дошкольника :
Ощущение безопасности, хороший контакт и включенность родителей.
Понимание задач возрастного периода. Положительное подкрепление и поддержка.
Режим сна, интеллектуальных и физических нагрузок, ежедневные прогулки, полноценное питание. Спонтанная физическая активность и игра.
Поручение посильных домашних обязанностей.
Любые виды игр.
Опыт позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Накопление и расширение опыта различных видов деятельности (творческие занятия, продуктивные виды деятельности, конструирование и т. п.)