Папки-передвижки

Нейропсихологическая готовность к школе

Лариса Сорокина
Нейропсихологическая готовность к школе

Нейропсихологическая готовность к школе

Для успешного школьного обучения ребёнок должен быть настроен психологически, фи-зически, и его мозг должен быть зрелым с нейропсихологической точки зрения.

В структуру школьной готовности входит :

Физиологическая готовность - определяет функциональную зрелость основных систем ор-ганизма ребенка и состояние его здоровья.

Публикация «Нейропсихологическая готовность к школе» размещена в разделах

Социально-психологическая – усвоение социальных норм, правил, выстраивание отноше-ний со сверстниками, взрослыми, регуляция поведения, деятельности.

Личностно – мотивационная готовность, определяется уровнем эмоционально-волевой зре-лостью, т. е. умение справляться со своими «хочу».

Педагогическая – учебные навыки, которые ребенок усвоил в детском саду.

Нейропсихологическая готовность – готовность с точки зрения развития и созревания го-ловного мозга.

Каждая мозговая структура созревает в свое определенное время и требует для этого опреде-ленных условий. Своевременное созревание структур мозга помогает успешной адаптации к школьной среде, к деятельности, которой будет заниматься ребенок в школе.

Должны быть зрелыми высшие психический функции: произвольное внимание, восприятие, память, развитая речь, логическое мышление.

Произвольное внимание: способность сосредоточиться, удерживать позу во время урока, работоспособность, координированность движений.

Если функция не созрела, могут возникнуть трудности: повышенная отвлекаемость, истощаемость, трудности концентрации и удержания внимания, снижение работоспособности, снижение тонуса, трудность удержания статичной позы, повышенная двигательная активность суетливость (ерзает на стуле, болтает ногами, укладывается на стол и т. п.). Эмоциональная реактивность, раздражительность, плаксивость, избыточная чувствительность. Колебание темпа деятельности (то быстрее, то медленнее).

Чем помочь:

Поддерживать соматическое здоровье, правильно организованный режим сна — бодрствования, физических и интеллектуальных нагрузок, ежедневные прогулки на свежем воздухе, полноценное питание. Регулярное наблюдение у невролога. Нейрокоррекционная работа. Достаточное сенсомоторное развитие.

Произвольное восприятие:

Зрительное восприятие - переработка зрительной информации: распознавание цвета, света, контуров, величины, формы предметов, изображений; целостность зрительного образа; выделение фигуры из фона

(Трудности зрительного анализа элементов букв и слов)

Слуховое восприятие – переработка слуховой информации: распознание бытовых шумов, распознание интонации, высоты и ритма звучания; распознание фонем языка; понимание речи

(Если фонематический слух не сформирован возникают трудности звукобуквенного анализа, трудности восприятия и воспроизведения звука, слога, слова и т. д.)

Мышечно-суставное чувство - переработка кинестетической информации: крупная и мелкая моторика; точность позы; артикуляция.

(Если недостаточный уровень развития тонкой моторики возникают трудности письма)

Развитие крупной и мелкой моторики перед школой – основа всех высших психических функций и когнитивного развития, потому что развитие происходит от тела. Как координированно двигается, так и координированно будет писать.

Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, чистка зубов, расстегивание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, одевание).

Хорошо координированно ходит, бегает, прыгает на 2 ногах и на 1 ноге, сохраняет равновесие стоя на одной ноге на счет до 10, катается на велосипеде, коньках, лыжах, прыгает на скакалке, уверенно ловит и бросает мяч, может отбить от земли мяч до 5 счетов.

Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, мелкими деталями. Хорошо вырезает ножницами.

Не испытывает трудностей при рисовании, выполняет тонкокоординированные графические движения: умеет чертить вертикальные и горизонтальные, наклонные линии, штрихует с разным наклоном, рисует ломаные линии, круги, полукруги и т. д.

Зрелость зрительно-пространственных функций (пространственных представлений) для того, чтобы успешно читать, писать.

Логика развития пространственного фактора:

1. Освоение «схемы тела», (если не ориентируется в схеме тела – не ориентируется в пространстве).

2. Освоение внешнего пространства, ориентировка в схематичном пространстве (на бумаге).

3. Логико-грамматические конструкции языка, время (понимание предлогов, отношений в пространстве, дальше – ближе, больше на, меньше на).

Если есть слабости, то может не понимать задачи, пишет в зеркальном отображении, не соблюдает поля, путает буквы близкие по написанию.

Произвольная память:

Зрительная память необходима для того, чтобы списать с доски, с книги.

Слухо-речевая память – чтобы удерживать в памяти инструкции.

Ребенок способен к непосредственному запоминанию 5-6 не связанных между собой образов при 3-4 кратном повторении.

Произвольно запоминает 8-10 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами.

Мышление: переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Словесно-логическое мышление развивается на протяжении всего школьного обучения.

Способность к систематизации и классификации, сравнению (ребенок находит общее, различие предметов, явлений и процессов).

Способен к анализу простых причинно-следственных связей, может самостоятельно сделать простой логический вывод.

Понимает смысл и последовательность на картинках, в рассказе и в жизни.

Мышление связано с межполушарным взаимодействием.

Межполушарное взаимодействие способно перерабатывать информацию правым и левым полушарием синхронно, что обеспечивает интеграцию работы двух полушарий в единую систему в ходе реализации

психических процессов.

Правое полушарие: синтез, пространство, целое, образ, понимание смысла, интуиция, эмоции, творчество, аналогии.

Левое полушарие: анализ, часть, детали, время, логика, мышление, словарный запас, точные науки, символы: буквы и цифры.

Речь. Основные трудности у детей:

Бедный словарный запас, трудности звукопроизношения, трудности фонематического восприятия. Различение значения и смысла слов (точка отличается от бочка, проблемы с правильным грамматическим построением фразы, трудности словоизменения и словообразования (клубника-клубниковый, у меня много печеньев, 2 зайцев и т. п., умение задавать вопрос и давать полный ответ, строит развернутую фразу, сложно сочиненные предложения. Составление самостоятельный монологический рассказ или пересказать мультик, сказку. Составление связного рассказа по последовательным картинкам, а не описание того, что нарисовано на картинке.

К 5,5 ребенок в норме полностью дифференцирует звуки родного языка и правильно их произносит. (Базовые навыки -письмо и чтение требуют хорошего речевого развития)

Речь – базовая функция, на основе которой строится чтение и письмо.

Произвольность - регуляция поведения и организация деятельности: удержание цели, составление плана, самоконтроль (тело, эмоции, речь, поступки)

Развитие произвольности – основное условие готовности к школьному обучению.

Что помогает развитию познавательной и мотивационной сфер дошкольника :

Ощущение безопасности, хороший контакт и включенность родителей.

Понимание задач возрастного периода. Положительное подкрепление и поддержка.

Режим сна, интеллектуальных и физических нагрузок, ежедневные прогулки, полноценное питание. Спонтанная физическая активность и игра.

Поручение посильных домашних обязанностей.

Любые виды игр.

Опыт позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Накопление и расширение опыта различных видов деятельности (творческие занятия, продуктивные виды деятельности, конструирование и т. п.)

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологическая готовность к школе
Опубликовано: 31 мая 2020 в 13:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД