Сухих Елена
Нейропсихологические игры в коррекционной деятельности специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологические игры в коррекционной деятельности специалистов.
Автор: Сухих Е. Н.
Учитель - логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ №24 "Журавушка"
Краткая аннотация: Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Данный подход является здоровьесберегающей и игровой технологией, предполагает коррекцию нарушенных психических процессов, речи, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Публикация «Нейропсихологические игры в коррекционной деятельности специалистов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Мы представляем свой опыт использования нейропсихологических игр в своей коррекционной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Расскажем про игры и пособия, которые используем в данном направлении деятельности, предоставим их описания, область применения и эффективность. Помимо представленных пособий и оборудования мы ещё расскажем про их аналоги.
Будут представлены как настольные игры, так и подвижные. Представлен опыт использования в деятельности педагога-психолога и учителя логопеда. Описаны возможности данных игр и пособий и вариативность их использования.
Игры, самый эффективный и интересный вариант коррекционной технологии, как для ребёнка, так и для специалиста. Данный подход является вариативным и может использоваться во всех возрастах. Данный опыт может быть использован в работе психологов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей.
Область применения: учебная.
Возраст обучающихся: 4-7 лет.
Педагогические задачи, решаемые в игре:
1. Коррекция звукопроизношения (автоматизация, дифференциация нарушенных звуков);
2. Развитие высших психических функций;
3. Развитие моторики;
4. Развитие координации и пространственного восприятия.
Описание игры и игровые материалы :
«Упражнения с мячиками»
Оборудование: Каучуковые мячи, мячи «Ёжик»
Ход игры:
1 вариант.
Учимся с ребенком катать каучуковые мячи друг другу.
Педагог с ребенком сидит за столом напротив друга. Каучуковые мячи, у ребенка и педагога, лежит под противоположными ладошками. Педагог объясняет ребенку, что они будут катать мяч по очереди.
Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком. Затем, можно подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.
Усложняем упражнение. Катаем каучуковые мячи двумя руками. Объясняем ребенку, что руки ставим на разной ширине и одновременно катаем мячи друг другу.
Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком. Затем, можно подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.
2 вариант.
У педагога и ребенка в руках по одному каучуковому мячу. Начинаем передавать мячи друг другу постепенно наращивая темп движения.
Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком.
Затем, подключаем простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.
Усложняем упражнение. У педагога и ребенка в руках по одному каучуковому мячу. Начинаем передавать мячи по и против часовой стрелки постепенно наращивая темп движения. Когда навык отработается, предлагаем ребенку подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука.
Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком. Затем, можно подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.
3 вариант.
Движения и упражнения на слухоречевую память сначала делаем сопряженно, а затем отраженно.
Сначала отрабатываем движения, а затем подключаем речь.
В руках у педагога и ребенка по одному мячу «Ежик» передаем мяч через противоположную ногу с наклоном, затем меняем сторону.
Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком. Затем, можно подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.
Упражнения с кубиками и карточками
Перед ребенком лежит набор карточек с изображением положения рук. Необходимо перевернуть 3 карточки и повторить движения. Затем к движениям добавляем речь.
Ребенку предлагается с помощью двух кубиков определить положение пальцев на руках. Выполнить движения, затем попеременно выполнять двумя руками. После тренировки добавляется речевой материал.
Игра с физиологической нагрузкой
Перед ребенком на полу раскладываются картинки с закрепляемым материалом. К каждой картинки добавляется движение, например, первая картинка руки на голову, вторая хлопок. Ребенок проходит дорожку с последовательными движениями, а затем соединяет движение и проговаривание слова.
Усложнить задание можно с помощью увеличения числа движений или увеличением речевой нагрузки. Добавить движение и проговорить, например, за мышкой, кошка, за кошкой, шапка и т. д.
Опыт использования игры в педагогической деятельности : что бы занятия с детьми были эффективными и увлекательными, педагог должен использовать новые технологии и делать деятельность детей активной и разнообразной. Ребёнок развивается в движении, для этого подойдут «умные» игры. Используя нейропсихологические игры, специалист стимулирует работу головного мозга ребёнка, тем самым ускоряя его развитие.
Анализ результативности использования данной игры в решении педагогических задач: о результативности использования представленных игр говорят следующие факторы:
1. Увеличилась активность и инициативность детей во время коррекционных занятий;
2. Возросла мотивационная составляющая (дети ждут следующего занятия, просят повторить игры, с желанием выполняют поставленные задачи);
3. Наблюдается прогресс в развитии высших психических функций;
4. Уменьшается время, затрачиваемое на автоматизацию звуков в речи.