МААМ-картинки

Необходимость многоаспектного лингвистического комментирования художественных произведений в начальной школе

Юлия Губачева
Необходимость многоаспектного лингвистического комментирования художественных произведений в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Перед современной школой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) второго поколения сегодня стоит задача формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию, самосовершенствованию. В связи с этим на первый план выдвигается задача целенаправленного обучения учащихся познавательной деятельности, то есть способам познания окружающего мира: наблюдению, анализу, сравнению, классификации, моделированию и прочим.

Публикация «Необходимость многоаспектного лингвистического комментирования художественных произведений в начальной школе» размещена в разделах

Формирование универсальных учебных действий - личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных – в образовательном процессе осуществляются в контексте усвоения разных учебных предметов, каждый из которых в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией чтения становится восприятие духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение [2].

Oдной из ключевых и наиболее актуальных задач сoвременного литературного образования является подготовка квалифицированного читателя, способного к глубоко-личнoстному, самостоятельному пониманию литературного произведения, обладающего эстетическим вкусом и читательской культурой. Работа по лингвистическому анализу художественного текста, в частности произведений русской классики, может стать одним из звеньев, oбеспечивающих решение этой задачи.

Идеи многоаспектного лингвистического анализа произведений имеют место в науке, есть определенная степень разработки данной темы. Так, Ю. М. Лотман в своем комментарии к роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» выдвинул идеи филологического комментирования [3]. Н. М. Шанский также обосновывал мысли об историко-культурном анализе художественных произведений. Однако мы видим, что применительно к школе практического воплощения данных разработок мало. При работе с художественным произведением учителя читают его и проводят словарную работу, объясняя только смысл непонятных слов, то есть работа по лингвистическому анализу текста проводится формально. Нет введения в контекст, не наблюдается связи с культурно-историческим фоном. Таким образом, понятна актуальность данной проблемы: с одной стороны, в науке существуют теоретические разработки, связанные с многоаспектным лингвистическим анализом произведений, с другой – практического воплощения этих плодотворных идей недостаточно [4].

Очевидным становится противоречие между большой значимостью многоаспектного лингвистического анализа как основе развития навыка чтения у младших школьников и недостаточным практическим использованием такого вида анализа в школе.

Анализ художественного текста - важный вид работы с литературным произведением. Его цель - более глубокое постижение смысла читаемого, художественных особенностей текста, творческой индивидуальности автора.

Приучить ученика начальной школы анализировать прочитанное - значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитической деятельности, необходимый для современного человека.

К сожалению, низкий культурный и образовательный уровень многих учащихся, быстрое невнимательное, незаинтересованное чтение не позволяет, не только воспринять художественный текст как произведение словесного искусства, но и элементарно понять, что хотел сказать своему читателю автор.

Оценив аппарат учебников по литературному чтению, можно отметить, что авторы дают толкование незнакомых и непонятных современному ученику слов и выражений в виде сносок или небольшого словарика в конце книги. Для более полного понимания художественного произведения этого недостаточно так, как толкования и объяснения требует большее количество слов, не хватает исторической справки.

Приведем конкретный пример многоаспектного лингвистического анализа на конкретном художественном произведении, включенном в программу литературного чтения для младших школьников.

Одним их произведений, взятых нами для культурно – исторического анализа, является быль «Филипок» Л. Н. Толстого. До проведения многоаспектного анализа была проведена предварительная предтекстовая работа: прозвучало слово учителя об авторе, эпохе, которая должна отзываться в произведении и необходима для понимания художественного текста. А именно - великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна, в Тульской губернии в 1828 году, то есть почти двести лет тому назад. Жизнь в то далекое время существенно отличалась от дня сегодняшнего. Литературное творчество Льва Николаевича связано с его педагогической деятельностью. Писатель искал пути решения вопроса об образовании народа. Это было время, когда образование не было обязательным как в наши дни, а для детей крестьян и рабочих оно вообще было порой непозволительной роскошью. Большинство детей в 19 веке учились в церковно-приходских школах, которые давали начальное образование (обучали счету, чтению, письму). Но даже такие школы были не в каждом селе. Для воспитания, образования крестьянских детей Л. Н. Толстой открыл школу, в которой сам и преподавал. Поскольку произведений для обучения детей чтению в то время было крайне мало, писатель сам создал короткие рассказы, которые теперь стали классикой учебников литературного чтения для начальной школы. Свои произведения (рассказы, сказки, очерки, научно-популярные статьи) Л. Н. Толстой поместил в специальные учебные книги: «Азбука» (1872, «Новая азбука» (1875, «Русская книга для чтения» (1875). Большинство рассказов и сказок великого русского писателя и в настоящее время включается в учебники литературного чтения и хрестоматии для внеклассного чтения. Они пользуются популярностью, любовью читателей, оказывают благотворное воспитательное воздействие [ 1: 108].

В произведении «Филипок» (1872) с одной стороны, читатель наблюдает, казалось бы понятную картину – маленький мальчик хочет пойти в школу вместе с ребятами, ведь в младшем возрасте дети любят копировать поведение взрослых. С другой стороны – это желание не покидает мальчика и, несмотря на сопутствующие страхи и опасности, он самостоятельно добирается до школы. Возникает вопрос, почему мальчику так хочется учиться? Опираясь на предтекстовую информацию об авторе, учащиеся вспоминают, что произведение описывает те реалии, которые происходили в России в конце Х1Х века, а именно малая доступность образования для «простых» людей. Тогда становится понятным стремление Филипка к учебе. Эта возможность дана не каждому. Школа, в которой учились дети, находилась за селом у церкви, поэтому можно предположить, что это школа церковно-приходская, дающая начальное образование сельским ребятишкам. Несмотря на то, что в тексте нет конкретного описания Филипка (внешность, характер) или какой-либо информации о нем, мы понимаем, что он принадлежит к классу крестьян: отец еще рано утром уехал в лес; мать ушла на поденную работу. Семья небогата так, как, собираясь в дорогу, Филипку приходится надеть старую отцовскую шапку; убегая от собак, он подобрал полы, то есть одежда ему велика, с чужого плеча, мальчик донашивает ее за кем-то. Можно понять немного и о характере героя : потреленок – озорник, сорванец, бедовый - шустрый, смелый, страсть какой ловкий – очень ловкий сообразительный. История со школой для Филипка заканчивается благополучно, благодаря своей настойчивости он получит начальное образование, что в то время было очень даже неплохо.

Слова и словосочетания, требующие пояснения:

Печка – сооружение из камня или кирпича для отопления помещения, приготовления горячей пищи.

Изба – деревянный крестьянский дом.

Поденная работа – работа, относящаяся к счету, учету или расчету по дням.

Село – большое крестьянское селение, отличавшееся от деревни наличием церкви.

Слобода – окраина селения; здесь: улица.

Постреленок – озорник, сорванец.

Подобрать полы – приподнять подол, нижний край одежды.

Сенцы – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Лавка – то же, что скамейка.

Бедовый – шустрый, смелый.

Литература

1. Детская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для пед. училищ по спец. 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы». Сост. А. В. Дановский. М. :, «Просвещение», 1978. 416 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / под общ. ред. А. Г. Асмолова - М. : Просвещение, 2008.

3. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий : пособие для учителя. – Л. : Просвещение, 1980. – 416 с.

4. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – Просвещение, 2002. – 224 с.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы формирования познавательных учебных действий у младших школьников Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО второго поколения привело к перестройке организационной и методической.

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимость многоаспектного лингвистического комментирования художественных произведений в начальной школе
Опубликовано: 4 января 2015 в 23:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Необходимость многоаспектного лингвистического комментирования художественных произведений в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Губачева (УИ 292755) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД