Необходимость многоаспектного лингвистического комментирования художественных произведений в начальной школе

Юлия Губачева
Необходимость многоаспектного лингвистического комментирования художественных произведений в начальной школе

Перед современной школой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) второго поколения сегодня стоит задача формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию, самосовершенствованию. В связи с этим на первый план выдвигается задача целенаправленного обучения учащихся познавательной деятельности, то есть способам познания окружающего мира: наблюдению, анализу, сравнению, классификации, моделированию и прочим.

Формирование универсальных учебных действий - личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных – в образовательном процессе осуществляются в контексте усвоения разных учебных предметов, каждый из которых в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией чтения становится восприятие духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение [2].

Oдной из ключевых и наиболее актуальных задач сoвременного литературного образования является подготовка квалифицированного читателя, способного к глубоко-личнoстному, самостоятельному пониманию литературного произведения, обладающего эстетическим вкусом и читательской культурой. Работа по лингвистическому анализу художественного текста, в частности произведений русской классики, может стать одним из звеньев, oбеспечивающих решение этой задачи.

Идеи многоаспектного лингвистического анализа произведений имеют место в науке, есть определенная степень разработки данной темы. Так, Ю. М. Лотман в своем комментарии к роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» выдвинул идеи филологического комментирования [3]. Н. М. Шанский также обосновывал мысли об историко-культурном анализе художественных произведений. Однако мы видим, что применительно к школе практического воплощения данных разработок мало. При работе с художественным произведением учителя читают его и проводят словарную работу, объясняя только смысл непонятных слов, то есть работа по лингвистическому анализу текста проводится формально. Нет введения в контекст, не наблюдается связи с культурно-историческим фоном. Таким образом, понятна актуальность данной проблемы: с одной стороны, в науке существуют теоретические разработки, связанные с многоаспектным лингвистическим анализом произведений, с другой – практического воплощения этих плодотворных идей недостаточно [4].

Очевидным становится противоречие между большой значимостью многоаспектного лингвистического анализа как основе развития навыка чтения у младших школьников и недостаточным практическим использованием такого вида анализа в школе.

Анализ художественного текста - важный вид работы с литературным произведением. Его цель - более глубокое постижение смысла читаемого, художественных особенностей текста, творческой индивидуальности автора.

Приучить ученика начальной школы анализировать прочитанное - значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитической деятельности, необходимый для современного человека.

К сожалению, низкий культурный и образовательный уровень многих учащихся, быстрое невнимательное, незаинтересованное чтение не позволяет, не только воспринять художественный текст как произведение словесного искусства, но и элементарно понять, что хотел сказать своему читателю автор.

Оценив аппарат учебников по литературному чтению, можно отметить, что авторы дают толкование незнакомых и непонятных современному ученику слов и выражений в виде сносок или небольшого словарика в конце книги. Для более полного понимания художественного произведения этого недостаточно так, как толкования и объяснения требует большее количество слов, не хватает исторической справки.

Приведем конкретный пример многоаспектного лингвистического анализа на конкретном художественном произведении, включенном в программу литературного чтения для младших школьников.

Одним их произведений, взятых нами для культурно – исторического анализа, является быль «Филипок» Л. Н. Толстого. До проведения многоаспектного анализа была проведена предварительная предтекстовая работа: прозвучало слово учителя об авторе, эпохе, которая должна отзываться в произведении и необходима для понимания художественного текста. А именно - великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна, в Тульской губернии в 1828 году, то есть почти двести лет тому назад. Жизнь в то далекое время существенно отличалась от дня сегодняшнего. Литературное творчество Льва Николаевича связано с его педагогической деятельностью. Писатель искал пути решения вопроса об образовании народа. Это было время, когда образование не было обязательным как в наши дни, а для детей крестьян и рабочих оно вообще было порой непозволительной роскошью. Большинство детей в 19 веке учились в церковно-приходских школах, которые давали начальное образование (обучали счету, чтению, письму). Но даже такие школы были не в каждом селе. Для воспитания, образования крестьянских детей Л. Н. Толстой открыл школу, в которой сам и преподавал. Поскольку произведений для обучения детей чтению в то время было крайне мало, писатель сам создал короткие рассказы, которые теперь стали классикой учебников литературного чтения для начальной школы. Свои произведения (рассказы, сказки, очерки, научно-популярные статьи) Л. Н. Толстой поместил в специальные учебные книги: «Азбука» (1872, «Новая азбука» (1875, «Русская книга для чтения» (1875). Большинство рассказов и сказок великого русского писателя и в настоящее время включается в учебники литературного чтения и хрестоматии для внеклассного чтения. Они пользуются популярностью, любовью читателей, оказывают благотворное воспитательное воздействие [1: 108].

В произведении «Филипок» (1872) с одной стороны, читатель наблюдает, казалось бы понятную картину – маленький мальчик хочет пойти в школу вместе с ребятами, ведь в младшем возрасте дети любят копировать поведение взрослых. С другой стороны – это желание не покидает мальчика и, несмотря на сопутствующие страхи и опасности, он самостоятельно добирается до школы. Возникает вопрос, почему мальчику так хочется учиться? Опираясь на предтекстовую информацию об авторе, учащиеся вспоминают, что произведение описывает те реалии, которые происходили в России в конце Х1Х века, а именно малая доступность образования для «простых» людей. Тогда становится понятным стремление Филипка к учебе. Эта возможность дана не каждому. Школа, в которой учились дети, находилась за селом у церкви, поэтому можно предположить, что это школа церковно-приходская, дающая начальное образование сельским ребятишкам. Несмотря на то, что в тексте нет конкретного описания Филипка (внешность, характер) или какой-либо информации о нем, мы понимаем, что он принадлежит к классу крестьян: отец еще рано утром уехал в лес; мать ушла на поденную работу. Семья небогата так, как, собираясь в дорогу, Филипку приходится надеть старую отцовскую шапку; убегая от собак, он подобрал полы, то есть одежда ему велика, с чужого плеча, мальчик донашивает ее за кем-то. Можно понять немного и о характере героя: потреленок – озорник, сорванец, бедовый - шустрый, смелый, страсть какой ловкий – очень ловкий сообразительный. История со школой для Филипка заканчивается благополучно, благодаря своей настойчивости он получит начальное образование, что в то время было очень даже неплохо.

Слова и словосочетания, требующие пояснения:

Печка – сооружение из камня или кирпича для отопления помещения, приготовления горячей пищи.

Изба – деревянный крестьянский дом.

Поденная работа – работа, относящаяся к счету, учету или расчету по дням.

Село – большое крестьянское селение, отличавшееся от деревни наличием церкви.

Слобода – окраина селения; здесь: улица.

Постреленок – озорник, сорванец.

Подобрать полы – приподнять подол, нижний край одежды.

Сенцы – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Лавка – то же, что скамейка.

Бедовый – шустрый, смелый.

Литература

1. Детская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для пед. училищ по спец. 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы». Сост. А. В. Дановский. М.:, «Просвещение», 1978. 416 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под общ. ред. А. Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008.

3. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1980. – 416 с.

4. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – Просвещение, 2002. – 224 с.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы формирования познавательных учебных действий у младших школьников Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО второго поколения привело к перестройке организационной и методической.

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Необходимость многоаспектного лингвистического комментирования художественных произведений в начальной школе
Опубликовано: 4 января 2015 в 23:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 ноября. Выставка самодельных часов на МААМ

Часы – это незаменимый помощник для людей. Главное их назначение состоит в том, чтобы сберечь, рассчитать время современному человеку, помочь ему рационально спланировать все свои повседневные дела....

17 ноября. День динозавров на МААМ

Тайна динозавров, некогда населявших нашу планету, волнует умы не только взрослых, но и детей. Эти неприглядные на вид животные одна из любимых детских игрушек. Маленьких исследователей интересует всё –...

Фотоотчет «Рисование «Деревья осенью»
На прогулку мы идем Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… За окнами нашей группы растут березки и клены. Мы всегда любуемся...
Мастер-класс по изготовлению открытки в смешанной технике в средней группе
Цель: изготовление праздничной открытки в смешанной технике ( декупаж на бумаге и аппликация. Задачи: - осваивать новые техники апппликационной работы;...
Детский мастер-класс «Открытка ко Дню матери»
Уважаемые коллеги! Ровно через неделю все мамы будут принимать поздравления. Если кто -то еще не успел изготовить открытки к празднику "День матери",...