Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»

Татьяна Ледяева
Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»

Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»

Непосредственно-образовательная область «Познание»

Цель: Познакомить детей с хантыйской куклой Акань и играми коренных народов Севера.

Задачи: Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.

Научить детей изготовлять хантыйскую куклу «акань», показать последовательность ее изготовления и приемы, объяснить, как подбирают цвета ткани.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, трудолюбие.

Развивать мелкую моторику рук.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: лоскуток, чум.

Материал: Кукла Акань, чум, лоскутки ткани, деревянные палочки.

Предварительная работа: Просмотр презентации : «Познакомьтесь – народ ханты!».

Ход занятия:

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие – многие километры с севера на юг, с запад на восток. И живут в нашей стране народы разные. Среди них есть и русские и украинцы, белорусы и татары. Но сегодня мы отправимся в гости к народу ханты. Весь уклад хантыйской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством.

Этот народ предпочитает жить наедине с природой, то есть их редко встретишь в городе. Это отложило свой отпечаток на всю жизнь ханты. Поэтому и детей с детства приучают к труду и суровым условиям жизни в условиях севера. Но дети есть дети. Вот вы чем любите заниматься в свободное время?

Дети – Играть!

Воспитатель: - Конечно! И дети народов ханты тоже любят играть. Но игры и игрушки у них немного отличаются от ваших.

Мальчики народов ханты должны уметь охотиться и рыбачить. Что для этого надо уметь? Да, верно, надо уметь стрелять, и закидывать удочку. А для этого человек должен быть смелым, ловким и выносливым. Поэтому любимые игрушки мальчиков ханты – это лук и нож. Так же для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы.

А еще охотник и рыбак должен быть терпеливым. И для развития этого качества дети ханты играют в такую игру – «Щёл». Хотите и вы поиграть в эту игру?

Игра «Щёл»

В неё играют несколько детей по очереди. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижнюю часть пучка несколько раздвигает, получается фигура в форме чума. После этого ведущий игрок резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребёнок за которым ход игры, должен из этого вороха, очень осторожно, вытянуть одну палочку, но так, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают за ним. Если игроку удалось соблюсти правила игры, то ход остаётся за ним. В случае, если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает игрок, была потревожена, то ход игры переходит к другому. Конечная цель игры – набрать максимальное количество палочек.

Воспитатель: Ну а любимая игрушка девочек, это конечно – же что?

- Кукла!

- Посмотрите, в этом доме ханты, который как ребята называется?

- Чум!

- Да правильно, чум. В этом чуме живет кукла «акань». Она одна. Как вы думаете, не скучно ли ей? А если скучно, то что, по-вашему, надо сделать, чтобы ее развеселить? Правильно, мы сделаем ей подружек.

Я расскажу вам о старинной хантыйской игрушке — кукле «акань». В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси живущие в нашем округе. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других ребят.

У каждого из вас в мешочке есть разные лоскутки тканей. Приготовьте все необходимое для работы. (Дети достают из мешочков лоскутки, нитки).

Сейчас приступаем к изготовлению куклы.

Положите самый большой платочек на ладонь, сверху на него положите лоскуток поменьше. А теперь в середину лоскутков положите кусочек ваты. Потом необходимо сжать кусочек ваты и обвязать его ниткой.

(Самостоятельная работа детей.)

Послушайте стихотворение о кукле «акань».

Ма аканем, омса. Моя кукла, сиди,

Тоса яма вола, Хорошо себя веди,

Хураманг сухен Красивое платье

Яма, яма тае. Аккуратно носи.

Кто может повторить?

(Два-три ребенка повторяют стихотворение.)

Теперь послушайте еще раз и постарайтесь запомнить, а дома расскажите его своей маме или бабушке.

Как вы думаете, что еще нужно сделать для наших кукол? Правильно, платок. Согласно обычаю, хантыйские и мансийские женщины не ходили без платка.

(Под руководством воспитателя дети повязывают платок кукле.)

Хантыйскую куклу можно сшить и из других материалов: сукна, шкурки молодого оленя, белки и других зверьков.

Итог: Куколка «акань» посмотри сколько для тебя подружек сделали ребята, теперь тебе не будет скучно, ты будешь играть и веселится.

Кукла хвалит и благодарит ребят.

Воспитатель: Вот, ребята сегодня мы с вами научились делать своими руками куклу «акань». Вы покажите кукол своим родителям, и они порадуются и расскажите им стихотворение про свою куколку. Девочки поиграют своими куклами, а мальчики могут подарить младшим сестренкам или мамам, кукла им очень понравится.

Публикации по теме:

«Игры народов мира». Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе Цель: создание музыкальных и эмоциональных впечатлений, активизация полученных знаний через игровые ситуации Задачи: Обучающие (коммуникация,.

Мастер-класс «Обряд гостеприимства народов ханты и манси»Мастер-класс «Обряд гостеприимства народов ханты и манси» обряд гостеприимства народов ханты и манси Встречаем гостей в холле Ведущая: (в национальной одежде) Здравствуйте, дорогие гости! (Пауся.

Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе по теме «Стихи А. Барто «Игрушки» Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе по теме «Игрушки» А. Барто Автор: Воспитатель Фадеева Ольга Анатольевна.

Непосредственно образовательная деятельность. «Царица-водица».(старшая группа) Цели: 1. уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмах,.

Непосредственно образовательная деятельность «Гусеница» Цель: способствовать развитию умения пользоваться нетрадиционными материалами, оказать помощь в расположении рисунка по центру, содействовать.

Непосредственно-образовательная деятельность по здоровьесбережению Программное содержание: Формирование здоровье сберегающих технологий через игры; Учить упражнениям пальчиковой гимнастики; Развивать в.

«Я люблю свою лошадку». Непосредственно-образовательная деятельность с элементами сюжетно-ролевой игры «Музей» Цель: Закрепить ролевые действия работников музея, показать, что труд - коллективный, от качества работы одного зависит результат всего.

Непосредственно-образовательная деятельность «Луч доброты» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребенка - детский сад «Мечта». Конспект непосредственно.

Непосредственно образовательная деятельность «Выручи Кая» Программные задачи: - упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20 - закреплять умение соотносить количество предметов с.

Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты»Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Новый год
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»
Опубликовано: 7 июня 2016 в 20:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки