Получи документы

Непрерывное образование дошкольников посредством технологии «Виртуальное участие дошкольников в образовательном пространстве»

Симонова Алиса
Непрерывное образование дошкольников посредством технологии «Виртуальное участие дошкольников в образовательном пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Современное образование требует от детских садов и школ непрерывного включения детей в образовательный процесс. В этом случае может помочь технология «Виртуального включения ребенка в образовательную деятельность». Для этого нами в статье представлен опыт использования данной технологии в системе образования старшей группы.

Публикация «Непрерывное образование дошкольников посредством технологии „Виртуальное участие дошкольников в образовательном пространстве“» размещена в разделах

Ключевые слова. Виртуальное взаимодействие, непрерывное образование, виртуальное участие дошкольников, образовательная деятельность группы, образование дошкольников в ДОО, современная технология.

Пояснительная записка. В настоящее время цифровизация является одним из стратегических направлений развития Российского образования. В рамках проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)», воспитателями группы №12 МБДОУ д/с № 19 «Антошка», апробируется технология «Виртуального включения ребенка в образовательную деятельность». В Минпросвещении России считают, что реализация проекта влечет за собой обновление содержания образования и изменение роли воспитателя, который становится куратором, ориентирующим ребёнка в соответствии с его запросами и приоритетами и создает условия для непрерывного образования дошкольников.

Современное образование требует от детских садов и школ непрерывного включения детей в образовательный процесс. В этом случае может помочь технология «Виртуального включения ребенка в образовательную деятельность»

Содержание методической разработки. Для охвата большего количества человек, воспитатели для родителей размещают в социальных сетях, в соответствии с программным содержанием и тематическим планом, учебно-методический материал в доступном и понятном для родителей и обучающихся формате. Это наиболее удобный способ виртуального взаимодействия с родителями дошкольников, так как они могут просматривать материалы с телефона, планшета или ноутбука. Материал обновляется еженедельно, с учетом потребностей родителей и дошкольников.

Данная работа нашла свой положительный отклик с января 2021 года, после проведенного виртуального родительского собрания, когда воспитателями в мессенджере Viber, были отправлены фрагменты образовательной деятельности по художественно-эстетическому и познавательному развитию для активизации образовательной деятельности детей в домашних условиях. Собрание включало информацию о том, как полезно и интересно организовать время ребенка, который по разным причинам не может посещать детский сад, делились секретами педагогического мастерства, и все это подкреплялось видео и фотоматериалами. После чего для поддержания интереса родительской аудитории к виртуальному взаимодействию воспитателями был проведен опрос. Результат был просто поразительным : столько заинтересованных родителей откликнулось на участие в виртуальном взаимодействие! После чего воспитатели начали подготовку к первому мероприятию. Одним из первых мероприятий воспитателей в таком формате стала виртуальная гостиная, посвященная семейным спортивным традициям «Семья и спорт – это сила!», в рамках которого родители и их дети рассказали воспитателям о своих спортивных путешествиях, традициях и секретах. Воспитатели поделились новостью о прошедшем мероприятие в профиле официального аккаунта МБДОУ «Детский сад №19». Особенно было интересно поучаствовать дошкольникам, которые по разным причинам не могут посещать детский сад. Данный факт привлек интерес воспитателей, что подтолкнуло их к введению в свою работу технологии «Виртуального включения ребенка в образовательную деятельность».

Виртуальное включение обучающихся в режиме online проводилось по заранее составленному расписанию, согласованному с родителями. В процессе такой НОД воспитатель и дети могут видеть, слышать и конструктивно общаться между собой.

Одна из онлайн-платформ, на которой проводиться онлайн обучение, это платформа Skype, которая является лидером в сфере виртуальных-решений.

Основные причины, почему мы используем именно данную программу для виртуального включения в образовательную деятельность :

1. Популярная.

2. Бесплатный тариф.

3. Удобная ( представляет много возможности для более интересного ведения НОД: группа, подгруппа, индивидуально-личностный подход).

Но следует учитывать, что дети нуждаются в помощи взрослых, которые не всегда могут участвовать в онлайн-НОДах в рамках образовательной сетки.

Для того чтобы начать работу в рамках виртуального включения обучающегося в непосредственно образовательную деятельность, соблюдалась определенная последовательность действий:

1. Мы изучили нормативную базу, позволяющую осуществлять такую деятельность с детьми дошкольного возраста :

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13 п. 2, ст. 15, ст. 16, ст. 17, ст. 41 п. 5).

• Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)» (п. 2.2.).

• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).

- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);

- СанПиН 2.4.1.2791-10 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 (зарегистрированы в Минюсте России 22.12.2010, регистрационный номер 19342).

2. Провели анкетирование среди родителей с целью выявления проблем и предложений для работы в данном режиме и, естественно, нам было важно определить технические возможности каждой стороны образовательного процесса.

3. Далее мы выявили потребности родителей и детей. Был проведен опрос среди родителей с целью максимального охвата воспитанников, не посещающих доо, в образовательную деятельность группы :

• в какое время им будет удобнее выходить на связь (первая или вторая половина дня?

посредством какой виртуальной площадки удобнее это делать (например, Skype?

• уточнены направления образовательной деятельности.

Таким образом, учитывая пожелания и возможности родителей было определено совместное время проведения образовательной деятельности в группе.

Так же было принято решение осуществлять образовательную деятельность в режиме Оnline – у кого есть такая техническая возможность и Оffline – у кого техническая возможность отсутствует, а взаимодействие с родителями – сочетая режимы работы Оnline и Оffline.

Прямая связь, осуществляемая воспитателем в Skype, преимущественна в том, что она максимально приближена к живому общению: воспитатель может видеть эмоции детей, ориентироваться на их настроение, осуществлять индивидуальный подход, использовать в работе демонстрационный материал, сопровождающий теоретическую часть – воспитатели выводят всю наглядность на экран, а это значительно облегчает детское восприятие. Также немаловажно общение между детьми: они очень рады видеть друг друга, делиться последними новостями это ведет к психологическому комфорту при данном виде связи. Однако, несмотря ни на что, не все дети чувствуют себя комфортно: некоторые испытывают наоборот - психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде, находясь изолированными от сверстников, при этом ребенок полностью зависим от родителей, т. к. именно они осуществляют техническую сторону взаимодействия: выходят на связь, отключают (включают) камеру, микрофон.

Так, в нашей группе с мая 2021 года, мы начали внедрять технологию виртуального включения дошкольника в образовательную деятельность. Данная технология реализуется нами 2-3 раза в месяц, с длительно болеющим ребенком, в зависимости от необходимости и потребности. Посредством мессенджеров, в личное сообщение одному из родителей воспитатель скидывает на согласование темы НОД по различным направлениям на месяц, родитель совместно с ребенком выбирает тему, затем участники образовательного процесса обговаривают время проведения НОД в соответствии с учебной сеткой.

Приведем примеры проведенных НОД:

1. НОД по художественно-эстетическому направлению (аппликация) на тему «Цветы победы». С помощью программы Skype к занятию подключилась Мария З., которая совместно с папой выполнила замечательную поделку, которую в дальнейшем подарила своей бабушке. Цель: развитие творческих способностей, духовно-нравственного развития дошкольников в процессе очного выполнения цветов из салфеток, а также онлайн включения. Программные задачи: закрепить знания и умения, полученные при изучении техники работы с бумажной салфеткой; воспитывать социально активную, творческую личность, стремление к достижению желаемого результат; способствовать развитию и совершенствованию навыков работы с фоамираном; способствовать сохранению доброжелательного отношения друг к другу, умение «слышать другого», уметь сотрудничать через виртуальное взаимодействие.

2. Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому направлению по аппликации на тему «Домашние животные». В рамках НОД по программе Skype подключился Егор Л., для совместного выполнения поделки. Цель: способствовать усвоению художественных знаний и умений воспитанников в изобразительной деятельности по отрывной аппликации у детей в процессе очного участия и онлайн взаимодействия. Программный задачи: формировать интерес к НОДу по изобразительной деятельностью. Учить в аппликации изображать животных, передавая их образную выразительность. Нетрадиционный метод работы: аппликация рваной бумагой; воспитывать радость от восприятия результата работы; развивать у детей мелкую моторику.

3. К непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению по аппликации на тему: «Осенние дерево» с элементами рисования, подключилась Надя П. Цель: формировать и развивать художественно-творческие способности в процессе виртуального взаимодействия. Программные задачи: продолжать учить различать характерные признаки осени; закреплять представление детей о времени года-осень; развивать мышление, внимание, терпение, аккуратность; развивать мелкую моторику рук, пальцев; закреплять умение детей работать без ножниц, правильно работать с цветной бумагой.

4. Непосредственная образовательная деятельность по рисованию на тему «Портрет для папы», на которую присоединился Михаил Ч. вместе с мамой. Миша совместно с детьми группы и воспитателем выполнил портрет для папы. Миша пообещал подарить свой рисунок папе 17 октября в «День Папы».

Также в нашей группе существует другая форма взаимодействия с семьями воспитанников в том случае, если по каким-то причинам ребенок не смог принять участие в образовательной деятельности в режиме Оnline. В этом случае с родителями отсутствующего ребенка обговаривается время проведения индивидуального обучения. Например, индивидуальная НОД по лепке на тему «Самолет на аэродроме», в котором принял участие Егор Л. посредством программы Skype. Совместно с папой и воспитателем Егор выполнил изделие из пластилина, который захотел подарить своему брату на день рождение.

Положительной стороной данного вида виртуального взаимодействия является то, что при желании родитель может воспользоваться материалом в любое удобное для себя любое время и виртуально поучаствовать вместе с ребенком в НОД. Подведение итогов занятия, является обратная связь, которая подразумевает отчет творческой работы детей по результатам деятельности, проводимой воспитателем. Зачастую это несложные творческие работы-ответы, которые могут носить поисковый характер, небольшие творческие рассказы, фото-отчеты. Обратная связь позволяет нам понимать, насколько каждый ребенок усвоил материал, понял поставленную задачу. По количеству обратной связи можно понять, насколько воспитатель смог заинтересовать ребенка данной темой, замотивировать его на выполнение творческого задания (исключение составляет занятость родителей).

На достигнутом мы не собираемся останавливаться. Например, в старшей группе №12, в преддверии праздника «День Народного Единства», воспитателями была реализована технология «Виртуальный Гость группы».

Воспитанники и воспитатели 12 группы в канун праздника Дня народного единства отправились в виртуальное путешествие по этому сказочному месту. Такую возможность им предоставила семья Волковых, посетившая Кудыкину гору. Благодаря виртуальным гостям группы ребята вспомнили сказки, увидели настоящего Змея Горыныча, извергающего языки пламени, познакомились с русскими богатырями. Денис, участник путешествия, с экрана и в живую поделился с товарищами своими эмоциями от посещения места, где живут сказки.

Заключение. Опыт использования виртуального включения обучающихся в образовательный процесс в нашей группе, безусловно, невелик и требует доработок, однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным. За небольшой период работы виртуального обучения, хочется отметить, что преодоление трудностей на этом непростом этапе. Безусловно, было трудно, но мы справились и достойно вошли в новый формат, продиктованный временем – формат виртуального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)» (п. 2.2.).

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13 п. 2, ст. 15, ст. 16, ст. 17, ст. 41 п. 5).

4. Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

5. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267).

6. СанПиН 2.4.1.2791-10 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 (зарегистрированы в Минюсте России 22.12.2010, регистрационный номер 19342).

Публикации по теме:

Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского садаДетское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУПрименение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Непрерывное образование дошкольников посредством технологии «Виртуальное участие дошкольников в образовательном пространстве»
Опубликовано: 29 июля 2022 в 15:23
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непрерывное образование дошкольников посредством технологии «Виртуальное участие дошкольников в образовательном пространстве»» (включая файлы) размещена пользователем Симонова Алиса (УИ 2799715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД