Лучший педагог года

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности

Пастухова Наталья Васильевна
Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности

«Современные технологии и условия

для развития речи дошкольников посредством

познавательно - исследовательской деятельности»

Публикация «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально благоприятный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством».

Развитие речи – процесс сложный и творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и технологий.

Одним из основных направлений для развития речи у детей дошкольного возраста является познавательно-исследовательская деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

К современным образовательным технологиям, помогающим в развитии речи дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности относятся :

Здоровьесберегающие технологии.

Технология проектной деятельности.

Технология исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения.

Технологии обучения детей составлению загадок.

Мнемотехника.

Синквейн.

Игровые технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи

-способствует повышению речевой активности;

-развивает речевые умения и навыки;

-снимает эмоциональную напряженность и тревожность, восстанавливает работоспособность;

-активизирует познавательный процесс;

-улучшает внимание, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

К ним относятся:

-дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика,

артикуляционная гимнастика;

-физминутки, логоритмические занятия;

-элементы музыкотерапии, сказкотерпапии, массаж и самомассаж.

Технология проектной деятельности

По длительности проекты могут быть краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные проекты характерны для детей младшего возраста. Они включают 2-3 образовательные ситуации и могут длиться 2-3 дня. ( Например: «Надо, надо умываться» - данный проект включает в себя осмотр умывальной комнаты, рассматривание картин «купание куклы» и чтение стихотворений по теме. Результатом будет организация купания кукол. Для детей средней группы проект средней продолжительности, а для старших дошкольников долгосрочный, они могут длиться в течение всего года, Эти проекты требуют постепенного пополнения материала конечного продукта. К таким проектам можно отнести «Дневник наблюдений за цветком» или коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза», результатом которого становится конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей.)

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Технологии исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. На занятиях по экспериментальной деятельности ребёнок начинает рассуждать, спорить, доказывать свою точку зрения. Словарь понятий ребёнка формируется в процессе практических действий. Происходит формирование и закрепление грамматической речи : согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными, предлогами, формируется синтаксические конструкции и падежные формы. ( Например: опустив кусочек льда в воду, ребёнок надолго запомнит это явление. Выделит причину и будет знать, что лёд плавает, потому что он легче воды. А если поместить большее количество льдинок, можно увидеть как они сталкиваются, что напоминает явление ледохода.)

Технология проблемного обучения

Технология, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность ребёнка, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает как организатор совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребёнку стать активным. Существуют проблемные ситуации, вопросы и проблемные задачи.

Проблемные вопросы - это не просто воспроизведение знаний, которые уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. ( Например: Когда мы спрашиваем: «Когда опадают листья?» Здесь предполагается конкретный ответ, основанный на имеющиеся знания. А если взрослый спросит: «Почему осенью опадают листья»? Здесь надо рассуждать, этот вопрос уже является проблемным.)

Проблемные задачи - есть условия, и есть вопрос. ( Например: Буратино уронил в воду пять золотых монет. Их надо достать, но прыгнуть в воду он не может, он будет плавать на поверхности воды. Как ему помочь? Дети рассуждают, демонстрируя свои знания, а затем приходят к правильному решению. (Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут, так как дерево легче воды. Можно достать монеты с помощью магнита).

Проблемная ситуация – наиболее сложная форма проблемного обучения. ( Например: железо в воде тонет, а корабль, построенный из железа, плавает. Возникает противоречие. И, чтобы решить эту проблемную ситуацию, воспитатель организует ряд опытов с предметами и подводит детей к выводу, что у корабля подводная часть полая, там есть воздух, который не позволяет кораблю тонуть.)

Технологии обучения детей составлению загадок

Позволяет научить дошкольников составлять загадки. Обучение детей составлять загадки начинается со средней группы. Детям предлагают образные характеристики по заданным признакам. Ребёнок сравнивает один объект с другим, находит между ними общее и различное. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает табличку с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

КАКОЙ?

ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?

Выбираем объект (мяч).

Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой мяч по цвету? - Разноцветный. (заполняются левые строки таблицы)

- Какой по форме? - круглый.

- Какой мяч по действиям? - быстрый.

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:

Что бывает таким же?

Разноцветная радуга

Круглый арбуз

Быстрый заяц

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками столбцов связки "Как" или "Но не".

Пример: Разноцветный, но не радуга, круглый, но не арбуз, быстрый, как заяц.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком.

Синквейн

Технология Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму) :

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Например: ОГУРЕЦ

Огурец

Зелёный, продолговатый

Сорвать, резать, есть

Огурец лежит на грядке

Овощи

Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

Мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания») - это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному. Начиная с простейшего мнемоквадрата, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие, либо признак.

Переходим к мнемодорожке – это коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

После переходим к мнемотаблице – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы – это дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.)

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, стихотворение зарисовывается схематически.

После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план – схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию,  так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Игровые технологии

В неё включаются последовательно:

1. Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки, сравнивать и сопоставлять их.

2. Группы игр на обобщение предметов по определённым признакам.

3. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

4. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакций на слово, фонетический слух, смекалку…

5. Ролевая игра.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение у детей в различных речевых ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Она ориентирует у воспитанников планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность :

во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Все вышесказанное способствует возникновению речевой активности у детей.

Используемая литература:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. - Т. 2. - С. 251. / Л. С. Выготский -М. : Педагогика, 1982.

Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) / Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова – СПб. : Детство-Пресс, 2010.

2. Белобрыкина О. А. Речь и общение/ О. А. Белобрыкина – Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Рассел Дж. Синквейн / Дж. Рассел – VSD, 2013 https://dic.academic.ru/

4. Сидорчук Т. А. Технология развития связной речи дошкольников : Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. - Минск: Изд. Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий, 2004.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности
Опубликовано: 12 марта 2022 в 17:19
+264Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 102.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД