Нугуманова Елена Тавкильевна
Нестандартные формы работы по речевому и познавательному развитию детей в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в психофизическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
«Задержка психического развития» – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
Публикация «Нестандартные формы работы по речевому и познавательному развитию детей в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В группу компенсирующей направленности зачислено 12 детей с диагнозом ЗПР, дизартрия, ОНР II-III уровня, нарушение ОДА, РАС, агнозия зрительного нерва, слабослышащий ребенок.
Диагностика познавательных процессов показала, что у детей ограничены представления об окружающем мире. Представления о предметах, их частях, свойствах и назначении отрывочны.
* Объем памяти низкий. Запоминание долгое, кратковременное. Концентрация внимания низкая. Легко отвлекаются на посторонние раздражители. Дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. * Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднё н процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Дети испытывают трудности ориентировки во времени и пространстве.
* Словарь детей ограничен бытовой тематикой, мало обобщающих понятий, редко используют в речи антонимы, отсутствуют синонимы.
* Поведение некоторых детей в группе указывает на несформированность эмоционально-волевой сферы: они легко возбудимы, наблюдается неустойчивость настроения, что приводит к трудностям поведения.
Таким образом, нарушение познавательно-речевой деятельности у детей с ЗПР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-воспитательных задач.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию Программы, материалов, оборудования для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
В основу наполняемости познавательно-речевого центра положено тематическое планирование по лексическим темам.
Материал имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов, и функций, составляющих психологическую базу речи.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР проводится в индивидуальной и подгрупповой форме в соответствии с перспективным тематическим планом, который составляется в начале каждого учебного года по результатам диагностики и корректируется в течение учебного года с учётом динамики и особенностей протекания коррекционного процесса.
Дидактическая продукция апробировалась на базе Детского сада №93 в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Данные игры применялись как индивидуально, так и малыми подгруппами.
1. «Тактильный сенсорный куб» : используется для развития сенсорных качеств ребёнка, для развития тактильных ощущений, внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики, речи.
Данное пособие представляет собой красочный куб с отверстием для руки.
В нём находятся фишки с разными поверхностями.
Варианты игр: «Найди пару»
«Убери лишнюю» : выложит две фишки и одну дополнительную. Закрытыми глазами определить лишнюю.
«Ассоциации» : достань только гладкие, только шершавые и т. д.
2. Математическая игра «Дружная семейка» представляет собой игровое поле (цветок, Божьи коровки (5шт.) и игральные кубики и набор чёрных камушек.
Цель: Уточнить состав числа в пределах десяти, учить соотносить варианты рисуночного изображения с их числовым эквивалентом. Закрепление основных цветов и оттенков. Закрепление прямого и обратного счёта. Развивать логическое мышление, внимание, мелкой моторики.
Игра для детей 5-7 лет.
3. Математическая игра «Праздничный торт» представляет собой набор карточек (торты) с математическими расчётами и набор свечей с изображением цифр от 0-9.
Цель: Формировать математические представления у детей дошкольного возраста (счёт, количество). Закрепление представления о порядковом счёте от 1 до 10 Развивать память, внимание, логического мышления, творческого воображения.
Описание игры: предложить ребёнку расставить свечки на тортах, выполняя математические расчёты.
Игра для детей 5-7 лет.
4. Математическая игра на липучках «Варим компот» представляет собой картинку кастрюли, набор фруктов и ягод, а также набор карточек (рецептов компотов)
Цель: Развитие математические способности, логику, мелкую моторику, внимательность и память. Учит выполнять задания по образцу. Закрепить знания по теме фрукты и ягоды, развить речь.
Описание игры: Разложите на столе игровой материал - карточки с фруктами
и ягодами, кастрюлю.
Предложить ребенку рецепт и попросите его сварить компот. Чтобы сварить компот по рецепту, нужно:
Внимательно рассмотреть рецепт; выбрать нужные фрукты и ягоды; правильно сосчитать ингредиенты; положить их в кастрюлю.
Игра для детей 4-6 лет. Данную игру можно применять как индивидуально, так и подгруппой детей.
5. Математическая игра ходилка «Решение примеров вместе со Смешариками» представляет собой набор игрового материал – карточки ходилки (4 шт.) и набор цифр.
Цель: Формировать навыки вычислительной деятельности; упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10; развивать логическое мышление, внимание.
Описание игры: Ребёнку предлагается по путешествовать со Смешариками, двигаясь по стрелочкам при этом совершая математические расчёты (закрывая пустое окошечка правильным ответом).
Игра для детей 5-7 лет.
6. «Логопедические круговые пазлы по звукам» применяются при автоматизации звука в словах. Выполняя их дети сравнивают звуки, конструируют и читают слоги, выделяют звук вначале, середине и в конце слова. Особенность таких пазл заключается в том, что, собрав один элемент (картинку, остальные картинки и слоги не сойдутся.
Игры, направленные на речевое развитие.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Выполняется в забавной игровой форме – точечный, в стихах, с использованием массажных мячиков, карандашей, палочек. Все массажные манипуляции сначала проводится взрослым индивидуально и дозировано, начиная с поглаживания, пощипывания и только потом с массажным оборудованием.
В своей работе для развития мелкой моторики мною используются разнообразные пособия такие как «Лабиринты», «Дорожки» (прокати пальчиками мячик по дорожке – лабиринту)
В результате применения данных игр дети лучше усваивают изображение цифр, лучше соотносят цифру с количеством предмета. Используя различные игры у детей лучше активизировать познавательную деятельность и не пропадает заинтересованность к непосредственно образовательной деятельности.