Надежда Вострецова
Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому
развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
«Чудеса на огороде.»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.
Задачи:
- учить детей образовывать от существительных прилагательные и синонимы;
- развивать речевую активность детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет „Чудеса на огороде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- развивать координацию речи с движением; - закреплять знания детей о фруктах и овощах, жилищах животных; - формировать навыки самостоятельного проведения классификации.
Словарная работа: книга рецептов, тыквенный кисель, пыхтел, бурлил, мох, улье, конюшня, свинарник, курятник, берлога, медведище, лапище, носище, глазища, ротище, хвостище, зубища.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: игрушки: лиса, заяц, медведь, ёж, тыквы; мячи для большого тенниса (по количеству детей); мини макеты – деревья; платочки (по два каждому ребёнку); кастрюля; кружка кукольная; детское ведро; наборы картинок – «овощи», «фрукты».
Ход НОД
Предварительна работа:
• Работа с иллюстрированным материалом по теме «овощи», «фрукты», «дикие животные»
• Знакомство с литературными произведениями: «Чудесный подарок» А. Лопатина, М. Скребцова; «Капустный лист.» Е. Бехлерова; «Кто вырастил яблочко?» Е. Фролова; «Сказка про морковку» А. Ю. Котова; «История одной яблоньки» К. Д. Ушинский; «О Картофельном Клубеньке» Т. Кирюшатова; «Яблочная сказка» Т. Кирюшатова; «Сказка о кукурузной куколке» Т. Кирюшатова; «Картошка для платошки» Т. Кирюшатова; «Тыквенный человечек» Т. Кирюшатова
• Рассматривание овощей и фруктов на огороде и в саду.
Воспитатель: Ребята, хотите я вам сегодня сказку расскажу (ответы детей) Тогда садитесь поудобнее, начинаем:
Однажды, осенним днём, выскочила Лисичка из леса. Смотрит, а перед ней огромный огород. И весь этот огород большими тыквами усыпан. – Вот так удача! Жаль, что только одну тыкву смогу унести – подумала Лисонька. Выбрала она самую большую, самую спелую тыковку, и будто мячик по лесной тропинке покатила. Прямо к своему домику.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лисе тыковки донести. (дети берут по одной тыкве и выполняют упражнение: катят тыкву по ладошке, по руке до плеча, катают по плечу. Катят по телу вниз, по одной ноге вниз, по другой вверх, вверх по телу, к плечу, катают по плечу, спускаются по руке к ладони.
А Лиса дома книгу рецептов достала и давай её изучать, думать да гадать: – Что же из тыквы приготовить? Думала она, думала, наконец-то придумала. Решила тыквенного киселя наварить.
Игра «Варим кисель»
Тыкву быстро покрошу / рубящие движения по одной ладони, по второй И в кастрюльку положу. / горстями «кладём тыкву» Потолку немножко, / кулачок прикладываем к ладони, меняем руки Помешаю ложкой. / «мешаем ложкой» в «кастрюле» - рука,
изображающая кастрюлю, полусогнута Закипит вода в кастрюле, / растопыриваем пальцы, шевелим ими сгибаем-
разгибаем Пузырьки всплывут: – Буль-були! Столько много пузырей! Остывай кисель скорей. / дуем на ладошки
Забурлил киселёк в кастрюле, запыхтел: «Буль-буль-буль, пых-пыхпых».
– Пусть себе варится, – думает Лисичка. – А я пока книжку почитаю. Начала читать да и уснула. А киселёк пыхтел-пыхтел, бурлил-бурлил да и выпрыгнул из кастрюли. Выпрыгнул, да и побежал по лесу сладким оранжевым ручейком(дети берут оранжевые платочки, идут вокруг стола и имитируют кисель) Бежал-бежал, вдруг видит, под кусточком зайчик серенький сидит.
Воспитатель: Ребята, а зайчик, он где живёт?(ответы детей)
Игра «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»
Ход игры:
Игра с мячом. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая воспитателю мяч, отвечает.
Где живёт белка? в дупле.
Где живут скворцы? в скворечнике.
Где живут ласточки? в гнезде.
Где живёт собака? в будке.
Где живут пчёлы? в улье.
Где живут муравьи? в муравейнике.
Где живёт лиса? в норе.
Где живёт волк? в логове.
Где живёт медведь? в берлоге.
Где живёт конь? в конюшне.
Где живёт свинья? в свинарнике
Где живёт корова? в коровнике.
Где живёт курица? в курятнике.
Где живут люди? в квартире, в доме.
Увидел зайчик оранжевый ручеёк, удивился: – Ой, – говорит, – это что за чудо такое? А киселёк в ответ: – Я кисель-киселёк, Из кастрюли скок-поскок. Всех, кого в лесу встречаю, Непременно угощаю. Подставляй, зайчик, стаканчик, я тебя угощать буду.
Напился зайчик киселя: – Ой, – говорит, – как вкусно! Спасибо тебе огромное!
А киселёк уже дальше бежит, по лесу оранжевым ручейком несётся(дети с платочками). Бежал он, бежал, до лесной опушки добежал. А там под дикой яблонькой ёжик сидит, иголочки свои чистит.
Игра с ёжиком
Ёж сидел в лесу под ёлкой, / Ладони сомкнуть, пальцы растопырить Чистил ёж свои иголки: / разводим ладони, всеми пальцами одной руки
проводим между пальцами другой
– Мусор, собранный в лесу, / меняем руку Я домой не понесу / Качаем одним пальцем Убирал он мох и травку, / указательным пальцем одной руки проводим
между пальцами другой Паучка, жучка, козявку. / меняем руки Всё! Иголочки блестят. / ладони сомкнуть, пальцы поднять - опустить Ёж доволен, очень рад /показываем «класс»
Увидел ёжик кисельный ручеёк, удивился: – Ой, – говорит, – это что за чудо такое? А киселёк в ответ: – Я кисель-киселёк, Из кастрюли скок-поскок. Всех, кого в лесу встречаю, Непременно угощаю.
- Подставляй, ёжик, кружечку, я и тебя угощу.
Напился ёжик киселя: – Ой, – говорит, – как вкусно! Спасибо тебе, киселёк! А киселёк уже дальше бежит, по лесу оранжевым ручейком несётся. Бежал он, бежал, до медвежьей берлоги добежал. У берлоги медведь сидит, к зимней спячке готовится.
Игра с медведем
Мишка взбил свою перинку, / движения кулаками вверх-вниз Сверху постелил простынку, / гладим одну ладонь, вторую Лапами расправил складки, / «расправляем складки» Рядом мёд поставил сладкий. / на ладонь ставим вертикально кулачок Он намял бока подушке, / движения кулаками навстречу друг другу Потянул её за ушки / «тянем за ушки»
И улёгся на кровать. / ладони под щёку
Всё! Теперь удобно спать. / показываем «класс»
Увидел медведь кисельный ручеёк, удивился: – Ой, – говорит, – это что за чудо такое? А киселёк в ответ: – Я кисель-киселёк, Из кастрюли скок-поскок. Всех, кого в лесу встречаю, Непременно угощаю. Подставляй, мишка, стаканчик или кружечку, я и тебя угощу.
– Ха-ха-ха, – засмеялся медведь. – Что мне один стаканчик? Что мне одна кружечка? Есть у меня ведро! Вот в него и прыгай. Запрыгнул киселёк в ведро, даже капельки на земле не осталось. Напился медведь и спать пошёл.
Воспитатель: Ребята, медведь – животное большое или маленькое (ответы детей) можно сказать что он огромный?
Игра «ОГРОМНЫЙ»
Ход игры: воспитатель кидает мяч ребёнку, называя существительное, ребёнок возвращает мяч образовывая из существительного синоним.
Медведь – медведище
Лапа – лапище
Нос – носище
Глаза – глазище
Рот – ротище
Рука – ручище
Нога – ножища
Хвост – хвостище
Зубы - зубища
Лисонька проснулась и давай киселёк искать. Бегает по лесу, лапами машет, на весь лес вопит: – Ой, проспала! Ой, проворонила! Кисель-киселёк! Вернись домой! Эй, кто-нибудь! Кисель мой не видели? – Видели-видели! – отвечают ей лесные жители. – Мимо пробегал, всех угощал! Спасибо тебе, лисонька. Кисель твой – вкуснятина!
Побегала лисонька, побегала, да ни с чем домой отправилась. Сначала расстроилась, а потом успокоилась: – Ну, ничего, – подумала Лиса – Я усвоила урок… Завтра снова на огород сбегаю, прикачу домой новую тыкву, а может быть и ещё чего-нибудь прихвачу…
Воспитатель: Ребята, а что ещё растёт на огороде? Что может прихватить лисонька?
Игра «ЧТО, ГДЕ РАСТЁТ?»
Ход игры: на столе разложены картинки овощей и фруктов. Задача детей классифицировать, разложить овощи около огорода, фрукты около дерева.
Лиса: А вот киселёк пожалуй не буду больше варить, сделаю сок.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лисе из овощей сок сделать.
Игра «СОКОВЫЖИМАЛКА»
Ход игры: воспитатель называет и показывает овощ, дети называют какой сок получится из данного овоща.
Огурец – огуречный
Кабачок – кабачковый
Баклажан – баклажановый
Лук – луковый
Чеснок – чесночный
Картофель – картофельный
Свекла – свекольный
Морковь – морковный
Помидор – помидорный
Тыква – тыквенный
Капуста – капустный
Воспитатель: Вот вы какие молодцы, помогли Лисе сделать запасы на зиму.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
Используема литература: в основе образовательной деятельности лежит сказка «Тыквенный киселёк», детской писательницы Татьяны Кирюшатовой.