Светлана Машинская
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы как средство физического развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо.
___
В последнее время стала очень актуальной проблема здоровья подрастающего поколения, так как обществу нужны активные, гармонично развитые, творческие личности.
Как правило, современного ребенка невозможно оторвать от телевизора и компьютера. Сегодня дошкольники мало занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка уменьшилась и потому, что некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребенка понимание важности здорового образа жизни. И главную роль в этом играет ДОУ.
Публикация «Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы как средство физического развития ребенка» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим.
Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в
работе традиционных и нетрадиционных форм работы.
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.
Внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к ЗОЖ на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.
Целью работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей через организацию физкультурных занятий и оптимальную реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка; а использование нетрадиционных форм физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если:
- создать систему интересных физкультурных занятий;
- продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор нетрадиционных форм проведения, содержания, методов и приёмов;
- положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий.
Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта, личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Не традиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
- на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;
- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
- содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Воспитатель работает в тесном контакте со специалистом по физической культуре. Он планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, гимнастику после сна, а также самостоятельную двигательную активность детей. Воспитатель следит за состоянием здоровья детей, заботится о соблюдении гигиенически норм в помещении и на участке, чистоте и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, оформляет в группе спортивный уголок, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
Двигательный режим в ДОУ включает в себя, на ряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и др.) нетрадиционные формы и средства - ритмическая гимнастика, стретчинг, игровой самомассаж и др.
В настоящее время в практике работы дошкольных учебных заведений используют следующие нетрадиционные методы физического воспитания дошкольников:
Детская аэробика – это один из оздоровительных видов гимнастики. Слово «аэробика» произошло от греческих корней «aer» - воздух + «bios» - жизнь. «Аэробный» буквально переводится как «живущий на воздухе» или «использующий кислород». Следовательно, аэробика – комплекс упражнений, в которых дыхательные упражнения сочетаются с движениями тела. Данный вид физических упражнений в большей степени направлен на поддержание хорошего самочувствия, жизненного тонуса.
Виды детской аэробики:
• «Зверобика» - аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию.
• «Лого-аэробика» - физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений, речь ребенка.
• «Игровой стретчинг» - это комплекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных групп мышц. Для детей занятия игровым стретчингом могут стать эффективной формой совершенствования двигательных навыков, развить чувство ритма, выровнять осанку, снять закомплексованность. Эти занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в музыкальном сопровождении.
«Ритмическая гимнастика» – это комплекс танцевального характера, упражнения в котором выбираются в соответствии с ритмическими особенностями музыкального сопровождения. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. В нее входят: общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
• проявить эмоции, переживания, фантазию;
• самовыразиться;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• избавиться от страхов;
• стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
«Игроритмика» – это упражнения согласованные с музыкой, музыкальные игры, которые являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей.
«Игрогимнастика» – это система строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
«Игротанцы» – это танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы объединенные игрой.
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.
«Креативная гимнастика» – это нестандартные упражнения, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим упражнениям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
«Фитбол-гимнастика». Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», применяемый в оздоровительных целях. В начале 1990-х годов использование ортопедического мяча плавно перешло на спортивную арену, и в настоящее время хорошо зарекомендовал себя в мире фитнеса. Мяч имеет форму шара, а шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам, вызывая ответную реакцию нервной системы, улучшая процессы в мышцах, в сухожильно-связочном аппарате.
Мячи могут быть разного размера и цвета. Теплые тона (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулирует иммунитет, укрепляет память, зрение, придает бодрость. Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, но ухудшают скоростно-силовые качества. Желтый и зеленый цвета тоже нормализуют сердечную деятельность, к тому же расслабляют, снимают напряжение, способствуют проявлению выносливости. Белый цвет уменьшает раздражение и напряжение.
Мячи обладают вибрационным воздействием на организм, возникающим при выполнении пружинящих покачиваний. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функции коры надпочечников.
Фитбол гимнастики в детском саду как средства физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста позволяет решать целый комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем дошкольника.
Кинезиологическая гимнастика
Существует так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисом в Центре группового обучения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.
Ушу – это восточная система физических упражнений, направленная не только на достижение спортивных результатов, но и на укрепление здоровья. Однако, понимая техническую сложность многих разновидностей ушу, была начата разработка комплексов, доступных всем, особенно детям.
Хатха-йога – одна из составных частей йоги. Упражнения Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т. д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение.
Таким образом, использование нетрадиционных методов в работе помогает заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.
Хип Хоп аэробика
Занятия эти видом танцевальной аэробики — хорошая альтернатива спорту, который не всегда по вкусу детям. Бег или плавание могут показаться им скучными, а ведь родителям, очень хочется, чтобы наш ребенок рос здоровым и гармонично развивался.
Хип Хоп — прекрасная возможность выплеснуть энергию и укрепить здоровье. Кроме того, она развивает чувство ритма, помогает выучить многие хореографические движения, а также расширяет круг общения. На групповых занятиях дети легко находят новых друзей и знакомых, ведь их объединяет общий интерес.
Как и любое занятие спортом, аэробика в стиле хип-хоп помогает ребенку раскрываться, выбирать для себя то, чем ему будет интересно заниматься в последующем.
Занятия для детей включают в себя следующие направления:
• Физкультурно-оздоровительные упражнения.
• Изучение базовых движений хип-хопа.
• Хореографию и элементы сценического мастерства.
Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.
В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация – расслабление мышц. С помощью определенных приемов - контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения- дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно хорошо в сочетании со стихами, или спокойной музыкой, звуками природы и т. д.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика играет значимую роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Ее необходимо включать в физические занятия, утреннюю гимнастику и физкультминутки.
Эта гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.
Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.
Задачи такой гимнастики состоят в следующем:
- учить детей прислушиваться к своему дыханию;
- учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
- учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.
Логоритмическая гимнастика — вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
Основные задачи, решаемые на занятиях по логоритмической гимнастике:
• формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
• развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
• коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
• улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
• расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
• формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Совместные физкультурные досуги и праздники родителей с детьми.
Основная цель таких занятий — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности; родителям — установить эмоционально-двигательный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.
Чтобы занятия были интересными и увлекательными, следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.
Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
Пальчиковая гимнастика
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Регулярные упражнения с предметами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Корригирующая гимнастика
Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи корригирующей гимнастики:
- развитие основных функций стоп;
- обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
- повышение тонуса мышц стоп;
- увеличение подвижности в суставах стоп;
- улучшение кровообращения стоп;
- улучшение координации движений.
Использование массажных дорожек.
Хождение по «дорожке здоровья» (со следами, направлено на исправление и коррекцию неправильного положения стопы. Способствует расслаблению и укреплению мышц стопы. Это интенсивный метод закаливания стоп, а также профилактика плоскостопия и рефлексотерапия.
Виды массажных дорожек:
подушечки с твердым наполнителем;
дорожку с мягкими следами;
массажную дорожку «еж»;
дорожку из пленки с пузырьками;
дорожку «гусеница»;
палочки для ног;
«дорожку хорошего настроения».
Точечный массаж для профилактики и лечения насморка (по А. А. Уманской)
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды.
Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж дает хорошие результаты в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов. Этот элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения.
Чаще применяется с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки.
Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и др. органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон.
Психологическая гимнастика
Это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека и его сознанием существуют тесные связи.
Учитывая это, физические упражнения можно использовать и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. С помощью этих упражнений у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.
Упражнения сопровождаются текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ и войти в него.
Вывод: Использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления – несомненно, дает свои положительные результаты и оказывает самое благотворное влияние на здоровье детей.
Библиографическая ссылка
1. Стафеева А. В., Реутова О. В. Обоснование эффективности нетрадиционных средств и форм физической культуры и их влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста.
2. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL :https://science-education.ru/ru/article/view?id=23675