Любовь Ложкина
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач.
Публикация «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» размещена в разделах
Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие:
1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя;
2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и нетрадиционные, современные формы – устные журналы, дежурство родителей, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
В нашем дошкольном учреждении мы используем родительские собрания в форме интерактивной игры, ток-шоу и мастер-класса. Они оригинальны, новы и родители с большим интересом посещают данного рода мероприятия.
Собрание «Интерактивная игра» — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Термин «Интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
Собрание «Ток-шоу» - (от англ. Talk — разговорный) — воспитателями выбирается наиболее актуальная тема для всех участников педагогического процесса – родителей, специалистов ДОУ. Выбирается гость программы, который делится своим опытом по данной теме. Воспитатель, выполняет роль ведущего, который контролирует беседу и задает вопросы для решения данной проблемы.
Собрание «Мастер – класс» - урок, даваемый мастером — экспертом в данном виде искусства, науки или ремесла. Мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других. На собраниях данного вида педагог может показать, как взаимодействовать с детьми н. р. гиперактивными, застенчивыми. Как решать конфликтные ситуации.
Планируя ту или иную форму работы, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Список литературы:
1. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика: учеб. пособие / Д. А. Белухин; – М. Изд-во МПСИ, 2005. – С. 116-130.
2. Комарова О. А. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 11. – с. 10-16.