Любовь
Нетрадиционные формы социально — эмоционального развития ребёнка раннего возроста
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие детей; социально-эмоциональное развитие ребенка раннего возраста; изобразительная деятельность; нетрадиционная техника рисования;хеппининг.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема нетрадиционных форм социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста. На основе результатов констатирующего эксперимента
Публикация «Нетрадиционные формы социально — эмоционального развития ребёнка раннего возроста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
использование нетрадиционной техники рисования как средства социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста выяснили, что это продолжительный процесс, который необходимо изучать. Предложенная программа социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста на основе использования нетрадиционных техник рисования и хеппининга позволит повысить уровень социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста, повысит профессиональный уровень воспитателей и повысит компетенции родителей по работе со своими детьми.
Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души. Чем больше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящие из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя. В. А. Сухомлинский
Проблема изучения социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста является темой многочисленных психолого-педагогических исследований. Многие педагоги указывали, что у детей наблюдаются различные трудности в развитии эмоций. Исследования показывают, что у многих детей наблюдаются серьезные трудности при эмоциональном развитии детей дошкольного возраста. Социально-эмоциональное развития ребенка раннего возраста является главным условием для успешной социализации и дальнейшего развития. Так считают Г. М. Андреева, Е. Р. Баенская, А. З. Неверович и др. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) в разделе IV «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» гласит, что развитие социальной компетенции является целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования. Требования стандарта побуждают членов педагогического сообщества осуществлять поиск новых подходов к решению проблемы развития социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста, а особенно находить новые современные формы работы. Эмоциональные реакции у детей раннего возраста становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно
и требует внимания взрослых. Эмоциональное развитие – это способность человека адекватно проявлять эмоции на определенные явления действительности. Проблема изучения социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста является темой многочисленных психолого-педагогических исследований. Многие педагоги указывали, что у детей наблюдаются различные трудности в развитии эмоций. Исследования показывают, что у многих детей наблюдаются серьезные трудности при эмоциональном развитии детей дошкольного возраста. Социально-эмоциональное развития ребенка раннего возраста является главным условием для успешной социализации и дальнейшего развития. Так считают
Г. М. Андреева, Е. Р. Баенская, А. З. Неверович и др. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) в разделе IV «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» гласит, что разви-
тие социальной компетенции является целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования. Требования стандарта побуждают членов педагогического сообщества осуществлять поиск новых подходов
к решению проблемы развития социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста, а особенно находить новые современные формы работы.
Эмоциональные реакции у детей раннего возраста становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется,становится более вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых. Эмоциональное развитие – это способность человека адекватно проявлять эмоции на определенные явления действительности. Виды психических функций (например, воля, рассудок, и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни» [3, с. 114]. В дошкольной образовательной организации выделяют следующие виды детской изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. Все перечисленные виды творческой деятельности имеют определенные возможности при воспроизведении ребенком впечатлений об окружающем мире. В связи с чем, в зависимости от вида деятельности,
особенностей материалов и методов работы можно уточнить задачи каждого вида деятельности. В самом общем виде образовательные задачи изобразительной деятельности можно представить в следующем:
– изучать и развивать интересы и склонности детей к разным видам художественной изобразительной деятельности;
– способствовать развитию личности ребенка, ее творческого потенциала средствами искусства, изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
– создавать условия для развития интереса к овладению нетрадиционными средствами и способами в изобразительной деятельности;
– использовать разные формы организации художественной деятельности, современные технологии в процессе обучения и развития детей [4, с. 49].
Зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка, а также новое условие развития памяти. В настоящее время одним из важнейших условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков творческой деятельности.
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно - творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в основание художественного творчества. Изобразительная деятельность крайне важна для овладения умением рисовать. Дети в процессе изобрази-
тельной деятельности приобретают способность всматриваться,вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз. Изобразительная деятельность, кроме выполнения учебных задач, является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физи-
ческому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок
и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность,
инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые воспитателем в образовательной деятельности. В процессе изобразительной деятельности у детей воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. У детей формируется эстетическое отношение к предметам, животным, природе и их художественным изображениям. Формируются эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками нетрадиционного рисования. У дошкольников развивается фантазия и творчество при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках у дошкольников,развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности. При использовании нетрадиционной техники рисования у детей возникают положительные эмоции. "Хеппенинг" является замечательным способом создания маленьких шедевров. В совместной деятельности с малышами мы часто используем такой метод, как рисование пальчиками. Это способ приманивания пальцев руки к поверхностям бумаги разными способами [5, с. 102]. Хеппенинг – это форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает импровизацию и не имеет четкого сценария (в переводе с английского «случаться») [6, с. 33]. Использование «хепенинга» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и тем самым поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт в творческом процессе. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребёнка раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Он не умеет ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за её край и т. п. Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий и цветовых пятен. Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При умелой организации занятий
и учете психологических и физиологических особенностей ребёнка 1–3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малыша. Самый доступный способ развить у малыша творческое начало – заинтересовать
его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус. Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками. Именно поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает выявление и использование эффективных, целесообразных, интересных и занимательных для детей приемов, позволяющих социально-эмоционально развивать ребенка раннего возраста. Однако разработанных форм взаимодействия ребенка раннего возраста и взрослого, в наибольшей степени способствующих социально-эмоциональному развитию, в настоящее время не описано. Анализ исследований (В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, И. А. Зимняя, В. Н. Куницына и др.) показал, что проблема социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста рассматривается в недостаточном объеме и в отрыве от присущих ребенку раннего возраста деятельностях. Выявление противоречий и необходимость их разрешения определили общую проблему исследования: каковы должны быть формы социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста, обеспечивающие развитие личности в доступных видах деятельности.
Тема нашего исследования: «Нетрадиционные формы социально -
эмоционального развития ребенка ран-него возраста».
Цель исследования – обосновать использование хеппенинга, основанного на нетрадиционных техниках рисования, в качестве средства социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста и разработать на этой основе программу и цикл занятий, способствующих достижению задач социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста. Объектом исследования стал процесс социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста. Предмет исследования – хеппенинг, основанный на нетрадиционных техниках рисования, как средство социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста. Гипотеза исследования предполагает, что Хеппенинг, основанный на нетрадиционных техниках рисования, может являться формой эффективного социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста. В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы. В ходе исследования достигнута его цель и решены поставленные задачи, сформулированы следующие выводы. На основе анализа психолого-педагогической
литературы было выявлено, что проблема использования нетрадиционной техники рисования как средства социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста достаточно сложная и требует детального
рассмотрения. Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме использования нетрадиционной техники рисования как средства социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. С учетом современных подходов рассматривались особенности использования нетрадиционной техники рисования как средства социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста. Констатирующий этап был направлен на выявление уровня социально-эмоционального развития детей. С этой целью проводилась диагностика по следующим методикам.
1. Уровень социального развития детей раннего возраста (А. М. Щетинина).
2. Уровень эмоционального развития детей раннего возраста (на основе авторской методики «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией»).
3. Анкетирование воспитателей и анкетирование родителей.
Высокий уровень был выявлен у 4 детей (16%) – такие дети чаще всего активно проявляют эмоции. Эмоциональное состояние детей хорошее, эмоции выражены сильно и, как правило, они положительны. Средний уровень показали 15 детей (60%) – такие дети чаще проявляют радость, но также могут проявлять страх и гнев, порой их эмоции не соответствуют ситуации. Эмоцио-
нальное состояние детей не всегда хорошее, часто эмоциональных проявлений нет. Низкий уровень показали 6 детей (24%) – такие дети чаще всего проявляют негативные эмоции, такие как гнев и страх, радости практически нет, не проявляют сочувствие и заботу к другим детям.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что в исследуемой группе наблюдаются сложности в использовании нетрадиционной техники
рисования как средства социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста, что обусловлено следующими особенностями педагогической практики: отсутствуют педагогические условия использования нетрадиционной техники рисования как средства
социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста; недостаточная методическая подготовленность воспитателей в разработке данной проблемы; недостаточная представленность в образовательных
программах наиболее значимых аспектов исследуемой проблемы социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста.
На основе результатов констатирующего эксперимента в исследуемой группе удалось установить, что наблюдаются сложности в использовании нетрадиционной техники рисования как средства социально-эмоэционального развития ребенка раннего возраста и что это продолжительный процесс, который необходимо изучать. Таким образом, предложенная программа социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста на основе использования нетрадиционных техник рисования и хеппининга позволит повысить уровень социально-эмоционального развития ребенка раннего
возраста, повысит профессиональный уровень воспитателей и компетентность родителей по работе со своими детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Просвещение, 1997. 403 с.
2. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. СПб. : Питер, 2013. 214 с.
3. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества : метод. пособие для педагогов дошк. образоват. Учреждений. М. : Логос, 2011. 159 с.
4. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М. : Воспитание дошкольника, 2002. 203 с.
5. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества : метод. пособие для педагогов дошк. образоват. Учреждений. М. : Логос, 2011. 159 с.
6. Ежкова Н. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2008. № 11. С. 62–67.