Елена Аверьянова
Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
С момента своего рождения человека окружают другие люди. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Свой первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Человек на протяжении всей жизни развивается. От того в какие условия существования он погружен, какие факторы воздействуют на его развитие, будет зависеть динамика его прогресса. Человек формируется только при наличии общественных, социальных условий. Рассмотрим понятие социализации.
В социальной педагогике социализация определяется как усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального статуса (положения) в обществе. Факторами социализации называются более или менее активно влияющие на развитие человека и требующие от него определенного поведения и активности условия. Изученные факторы социализации исследователи объединяют в четыре большие группы: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Выделяя социализацию личности ребенка дошкольника, наиболее важными будут являться микрофакторы, к которым относятся семья, микросоциум, домашний очаг, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, частные организации. Таким образом, определим социализацию как стихийную и целенаправленную, где воспитание можно рассматривать как начальную стадию социализации, актуальную для детского возраста.
Являясь первым уровнем образования ребенка, дошкольная организация, как социальный институт, берет на себя ведущую роль в процессе социализации на данном этапе развития личности. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Следовательно, среда детского сада, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.
Неотъемлемым фактором социализации личности детей является их ближайшее окружение – семья. Поэтому для дошкольной организации очень важно установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, определить центральную линию, согласно которой процесс усвоения социальных норм и образцов поведения будет составлять единую непротиворечащую систему. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных организаций. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка. Исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина.
Современная педагогическая практика представлена богатым опытом интерактивного взаимодействия детского сада и семьи. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Рассмотрим основные характеристики такого взаимодействия :
• это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
• процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
• диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
• каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
• исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
• формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
• формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
• участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
• участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;
• показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность, с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
обмен опытом;
выработка общего мнения;
формирование умений, навыков;
создание условия для диалога;
группового сплочения;
изменения психологической атмосферы.
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Рассмотрим некоторые интерактивные формы взаимодействия с семьей.
Семейные клубы. Клуб начинает свое существование с образования проблемы, которую необходимо решить совместными усилиями. От родительских собраний, где ведущую роль предназначалась назидательно-поучительной форме общения, клуб отличает построение отношений с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. По запросу родителей формулируется тематика встреч. Иногда семейные клубы могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и глубины решаемого вопроса. Например, очень важным в процессе успешной социализации ребенка, является усвоение ценностей на основе семейных традиций. Поэтому организация клуба «Азбука семьи» поможет перенять опыт организации традиционных семейных мероприятий от «Домашнего чаепития» до организации челленджей. В переводе с английского челлендж означает – вызов.
Челлендж по праву можно назвать одним из видов интерактивных игр. Все члены семьи на некоторое время становятся участниками увлекательных событий. Собравшимся на челлендж объявляются правила, раздаются тексты с заданиями. И объявляется старт. Но задания, конечно же, непростые. Практически всегда это какой-то сложный и запутанный рассказ, в котором нужно понять, что имеет значимость для участников, а что нет. Также в тексте присутствуют различные задания, головоломки, запутывающие детали и ещё очень много всего интересного. Челленджи бывают разных видов – пешеходные, велосипедные, автомобильные. Кроме того, каждый из основных видов челленджей делится ещё на несколько подвидов. Это могут быть, например, игровые, знаковые, фоточелленджи и другие. Ничто не сближает родителей и детей, как совместно проведенное время, с зарядом положительных эмоций на длительное время.
Дискуссия. Такая форма работы стимулирует формирование коммуникативной культуры, поскольку каждый участник свободно выражает свое мнение, при этом, не нарушая культуру общения. Ответственная роль в дискуссии отводится формулировке проблемы и вопросам. Различают следующие формы дискуссии : круглый стол, симпозиум, дебаты.
Тематические акции. Работы по тематическим акциям направлена на расширение педагогических знаний родителей по одной из образовательных областей программы дошкольной организации, например, на формирование ценностных отношений к родному городу, его истории.
Семейные олимпиады. Данная форма организации спортивного досуга семьи, будет способствовать воспитанию культуры спортивного и здорового образа подрастающего поколения.
Семейные эссе. Небольшие творческие работы определенной тематики (например, «Что для меня дети», «Не имей сто рублей», «Возможно ли купить любовь ребенка?») помогают родителям осознать ценности современного мира, переоценить собственные. К семейным эссе привлекаются и самые маленькие члены семьи. Учитывая мнения ребенка и, перенося на бумагу его высказывания, родители помогают выйти в свет первым творческим находкам детей.
Инверсия. Используя данный метод в работе с семьей, необходимо понимать, что означает это слово: отрицание - переворачивание смысла, замена «белого» «чёрным». Например, работая по теме «Страна вежливых слов», можем предложить взрослым составить ряд утверждений для детей, в которых необходимо выполнить действие наоборот: «В гости буду приходить, здравствуйте – не говорить; в гости буду приходить – здравствуйте всем говорить».
Родительский каталог - это своеобразный справочник для взрослых. Каталоги могут быть разными: от советов по выбору детских игрушек, до собрания детских игр, например, содействующих усвоению норм поведения. Такая форма работы станет настоящим подспорьем для родителей, как в плане познавательного развития детей, так и их социального осведомления.
Цепочка противоречий. Интересен метод построения цепочки противоречий тем, что отрицательные факты могут перейти в разряд положительных и наоборот. Данный метод зачастую используют при коллективных формах организации родителей, например, в семейном клубе.
Итак, семья и дошкольная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для социализации личности ребенка необходимо их взаимодействие, как важный фактор. Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями дошкольная организация реализует принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет педагогам значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям, содействуя принятию ребенка сверстниками, повышению его самооценки и статуса в детском коллективе, привитию общественно принятых моральных ценностей и норм поведения, формированию системы ценностей и мировоззрения.
Список литературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Учебное пособие. – СПб. : Питер, 2011. – 400 с.
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.
3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О. И. Давыдова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Логинова Е. В., Шиврина Е. В., Александрова И. А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 79-84.
6. Хаснутдинова, С. Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
7. [Электронный ресурс] / Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ. - Режим доступа https://dohcolonoc.ru/stati/3288-interaktivnye-formy-raboty-s-roditelyami-v-dou.html свободный.