Получи документы

Нетрадиционные изобразительные техники как средство развития ручной умелости.

Надежда Абрамова
Нетрадиционные изобразительные техники как средство развития ручной умелости.

От учителей начальных классов часто можно услышать: «В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими».

Причина в том, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, это любимая одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать, штопать, чистить, подметать, плотничать и мастерить, работать в поле и ещё многое другое, то в настоящее время труд людей облегчают машины, кухонные комбайны и пылесосы.

Публикация «Нетрадиционные изобразительные техники как средство развития ручной умелости,» размещена в разделах

Всё это самым непосредственным образом отражается на ручной умелости, на развитии детей в целом и, особенно на развитие мелкой моторики.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности- руки, общая неготовность большинства современных детей к письму.

Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Бехтерев. М. В. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным.

Известно, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводит к развитию негативно- напряжённого, тревожного состояния ребёнка, как в детском саду, так и в дальнейшем в школе.

Как же можно развить эту ручную умелость? Учёными установлено, что этому способствуют такие виды продуктивной деятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок.

Большое внимание в своей работе я уделяю обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Это интересно и увлекательно! «Нетрадиционно» - значит:

Не основываясь на традиции

Отличаясь оригинальностью

(толковый словарь Ефремовой)

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно. (словарь синонимов).

Нетрадиционное рисование-искусство изображать не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своих рисунках.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. При её организации я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направленно на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Сколько дома ненужных интересных вещей (старая зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, свечи, и т. д.) Вышли погулять, присмотритесь, сколько тут интересного : палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :

• Способствует интеллектуальному развитию ребёнка;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает пространственное мышление;

• Учит работать с разными материалами;

Развивает внимание и усидчивость, воображение, полёт фантазии;

• Формируются навыки контроля и самоконтроля;

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная и художественно-продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для развития ручной умелости у дошкольников.

Я определила задачи своей работы:

1. Приобщить детей к миру искусства;

2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

3. Учить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения;

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

5. Развивать ручную умелость детей;

6. Повысить собственный уровень знаний путём чтения методической литературы, посещение методических объединений, мастер-классов педагогов;

В своей работе использую следующие классические формы организации изобразительной деятельности детей :

Непосредственно образовательная деятельность;

Индивидуальная работа (индивидуальную работу провожу с детьми, слабо усвоившими материал и с детьми, проявляющими особый интерес);

Самостоятельная художественная детей (дидактические игры, рассматривание альбомов, самостоятельное экспериментирование);

Взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, собрания, участие в совместных выставках и т. д.)

Для эффективного развития ребёнка, в том числе и развитие его мелкой моторики, необходимо тесное творческое взаимодействия воспитателя и семьи ребёнка. Успешность работы по развитию у ребёнка его мелкой моторики, подготовке руки к письму, зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при участии родителей, которые дома тоже должны всячески способствовать развитию двигательных, психических навыков детей. А мы, педагоги, должны помочь им в этом, вооружив их соответствующими знаниями, подсказав им различные формы работы с детьми, которые помогут превратить обучение в игру. Поэтому я планирую подготовить для родителей различные консультации и памятки: «Чем можно заниматься с ребёнком, чтобы развивать ручную умелость?», «Пальчиковые игры для гипперактивных детей», «Ум ребёнка на кончиках пальцев» и т. д. Планирую так же провести мастер-класс для родителей, с целью апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьёй, как фактор позитивного эмоционального развития ребёнка.

При проведении образовательной деятельности руководствуюсь следующими принципами дидактики:

• От простого к сложному;

• Принцип наглядности, т. к. у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

• Принцип индивидуализации- обеспечение развития каждого ребёнка;

Принцип интеграции образовательных областей, как того требует ФГТ, позволяет сделать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении интересной и содержательной, т. к. дети многократно проживают тему работы, и эта многократность приводит к тому, что ребёнок развивается, обогащает свои представления и, следовательно охотно рисует то, что ему хорошо знакомо.

Планирую использовать метод проектной деятельности, в котором сочетаются чтение познавательной литературы, рассматривание красочных иллюстраций, альбомов об искусстве, творческое экспериментирование с изобразительными материалами. Благодаря интеграции с образовательной областью «Социализация» процесс художественного творчества становится более интересным, привлекательным для ребёнка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создаёт личностно значимый мотив.

Во время проведения образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования удовлетворяю потребность детей в коммуникации: позволяю общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями, т. к. радость от содержательного общения, способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.

Осуществляя взаимосвязь обучения и творчества, применяю интеграцию различных видов изобразительной и художественно- творческой деятельности: чтение детских художественных произведений, стихов, познавательной литературы (образовательная область «Чтение художественной литературы», пение песен, слушание музыки, выполнение пластических движений под музыку (образовательная область «Музыка», рассматривание репродукций картин, иллюстраций книжной графики этим я добиваюсь более полного воздействия на все органы чувств, помогаю образному восприятию. Наблюдая за природой, обращаю особое внимание на разнообразие цветовой гаммы, строения объектов наблюдения (образовательная область «Познание»).

Мною был разработан перспективный план работы с нетрадиционными техниками в средней группе.

месяц недели тема Техники рисования

сентябрь 1 диагностика

2 диагностика

3 «Осень» Рисование пальчиками

4 «Осенние деревья» Печать листьями

октябрь 1 «Дары осени» Печатки из овощей

2 «Яблоко и груша» Гуашь + манка

3 «Боровик» Аппликация из осенних листьев

4 «Мячик» Тычок из поролона

ноябрь 1 «Мои перчатки» Рисование ватной палочкой

2 «Сапожки для куклы» Аппликация из бумаги

3 «Обои для моей комнаты» Печатки, поролоновый тычок

4 «Сервиз для куклы» Аппликация (обрывание бумаги)

декабрь 1 «Морозные узоры» Рисование свечёй

2 «Снегири и синички» Аппликация (обрывание бумаги)

3 «Петушок» Рисование ладошкой

4 «Ёлочка нарядная» пластилинография

январь 2 «Моё настроение» Различные техники по выбору

3 «Щенок» Рисование поролоновой губкой

4 «Котёнок» Рисование поролоновой губкой

февраль 1 «В магазине игрушек» Аппликация из крупы

2 «Галстук для папы» Оттиски и печатки

3 «Необычные машины» Рисуем ватными палочками

4 «Зимние напевы» Оттиск смятой бумагой

март 1 «Открытка для мамы» Различные техники

2 «Весна» Рисуем по сырому

3 «Мимоза» пластилинография

4 «Моя любимая сказка» Рисуем ладошками

апрель 1 «Космический пейзаж» граттаж

2 «Барашек» Аппликация из ниток

3 «Грачи прилетели» Печать ластиком

4 «Божья коровка» Аппликация крупой

май 1 «Аквариум» Рисуем ладошками

2 «Разные дома» Аппликация из бумаги

3 «Цветущий луг» Рисуем по сырому

4 «Одуванчики» Аппликация из ниток

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Подготовка руки к письму» После того, как ребенок научился правильно держать в руке и использовать карандаш, нужно начинать работу по подготовке руки к письму.

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные изобразительные техники как средство развития ручной умелости.
Опубликовано: 17 января 2015 в 17:45
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД