Сафаулина Ольга
Нетрадиционные музыкальные занятия в подготовительной к школе группе 1 квартал
▼ Скачать + Заказать документы
I квартал
I
Тематическое доминантное занятие
(по слушанию)
Тема: П. И. Чайковский, «Времена года».
Программное содержание:
1. Учить слушать классическую музыку, понимать её содержание, характер
музыкальных образов; передавать свои впечатления в танцевальных движениях.
Публикация «Нетрадиционные музыкальные занятия в подготовительной к школе группе 1 квартал» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать тембровый слух, умение играть на металлофоне, чётко передавая
ритмический рисунок мелодии, метрическую пульсацию.
3. Воспитывать самостоятельность, наблюдательность и интерес к явлениям
окружающего мира.
М. Р. Вам уже знакомо имя великого русского композитора П. И. Чайковского.
Мы слушали его пьесы из «Детского альбома». Назовите свои любимые.
П. И. Чайковский очень любил родную природу и посвятил целый
цикл инструментальной музыки, который назвал «Времена года». Так же как
в году у нас 12 месяцев, в нотном сборнике Чайковского 12 пьес, и все
они носят два названия: первое – название месяца, второе – то, что дал
сам композитор. Итак, «открываем календарь – начинается январь»,
открываем цикл пьес Чайковского и видим его первую пьесу – «Январь.
У камелька» Кроме этого, как эпиграфом, вступлением к музыке
композитор использует стихотворные строчки русских поэтов. Вот
что написано к первой пьесе: «И мирной неги уголок ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк, и свечка нагорела»
(А. С. Пушкин).
Слушание: «Январь. У камелька»
М. Р. Три зимних месяца (дети называют) нашли отражение в музыке композитора.
Восп. Зима не лето, в шубу одета.
«На прогулку выносить мы не будем Машу –
На морозе простудить можно куклу нашу.
Лишь стукнет в окошко она нам снежком, мы санки берём – и на горку бегом!
Упражнение: «Катание на санях» «Февраль. Масленица»
Восп. «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»
А знаете ли вы, что бывает три весны: весна света, весна воды, весна
зелёной травы? Первый весенний месяц – март. Снег ещё лежит,
но солнце пригревает ласково, и в небе уже слышится первые песни жаворонка.
Слушание: «Пение жаворонка» (а/у кассета «Звуки»)
М. Р. А вот как пение жаворонка выразил П. И. Чайковский с помощью
музыкальных звуков своей инструментальной пьесы.
«Поле зыблется цветами, в небе вьются света волны,
Вешних жаворонков пенья голубые бездны полны» (А. Майков)
Слушание: «Март. Песня жаворонка
Восп. «И вдруг дорога стала влажной, а валенки воды полны
И ветер нежный и протяжный повеял с южной стороны.
На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна.
В лесу апрель, звенит капель, в лесу у нас…Весна!»
М. Р. Кто весной трудиться рад, будет осенью богат!
Инсценирование стихотворения «Алёша» О. Дриза:
1. Алёша, Алёша, апрель у дверей! Копать огород помоги нам скорей!
Алёша. Иду я, бегу я, уже я пришёл, только лопату нигде не нашёл!
2. Алёша. Алёша, июль у дверей! Полить огурцы помоги нам скорей!
Алёша Иду я, бегу я, уже я пришёл, только я лейку нигде не нашёл!
3. Алёша, Алёша! Смотри, не зевай! Сегодня мы будем делить урожай!
Алёша. Иду я, бегу я, уже я пришёл. Глядите, какую корзинку нашёл!
М. Р. (с корзиной подснежников) Вот первые цветы для вас. Апрель танцует нежный вальс
«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином…» (А. Майков)
Слушание и исполнение (танцевальное творчество) : «Апрель. Подснежник»
Восп. Май – третий месяц весны, месяц зелёной травы, душистых цветов
яблонь, вишен, черёмухи. А в некоторых городах нашей огромной страны –
это время белых ночей. Так же называется и пьеса у П. И. Чайковского.
«Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свежи чист твой вылетает Май» (А. Фет).
Слушание: «Май. Белые ночи»
Восп. «Вот и лето к нам пришло! Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком, ходят ножки босиком! (В. Берестов)
Кажется, совсем недавно мы простились с летом. Но яркие музыкальные
краски в цикле «Времена года» П. И. Чайковского не дают нам забыть ни
яркого солнца, ни сладких ягод, ни звонких птичьих трелей. Вы
называете летний месяц. А я скажу, какое второе название дал ему композитор:
- «Июнь. Баркарола»,
-«Июль. Песня косаря»,
-«Август. Жатва»
М. Р. Лето быстро промелькнуло. Давайте с помощью музыкальных инструментов
вернём его хоть на несколько минут, и исполним весёлую песню про летний
дождик.
Исполнение: «Дождик – озорник»
Восп. Лето промелькнуло быстро, кто ж позолотил все листья?
М. Р. Много есть стихотворений и песен об осени. Пётр Ильич посвятил музыку всем
осенним месяцам. Называем вместе их названия:
-«Сентябрь. Охота»,
-«Октябрь. Осенняя песнь»,
- «Ноябрь. На тройке»
(все рассказы о месяцах по ходу занятия сопровождаются рисунками или репродукциями картин)
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…» (А. Толстой)
Слушание: «Октябрь. Осенняя песнь»
Восп. «Осень с листьями играет, листья с веток обрывает,
Листья жёлтые летят прямо на руки ребят» (Е. Агранович)
Исполнение: «Танец с листьями»
(«Вальс» П. И. Чайковского из «Детского альбома»)
М. Р. Придумала мать дочерям имена: вот Лето и Осень, Зима и Весна!
Восп. Приходит Весна – зеленеют леса. И птичьи повсюду слышны голоса.
А Лето пришло, всё под солнцем цветёт, и спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды – дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля – Зимой отдыхает и дремлет земля.
М. Р. Вот, ребята, вы и познакомились со всеми музыкальными временами года.
А помогла нам в этом, музыка Петра Ильича Чайковского.
Подготовительная группа II
Доминантное занятие
(по движению)
Тема: «Прощание с летом».
Программное содержание:
1. Учить в движениях танца, игры, передавать музыкальный образ, настроение,
характер персонажа, используя при этом средства музыкальной и внемузыкальной
выразительности
2. Развивать творческие способности в поисках своих и выборе знакомых танцевальных
движений в плясках с предметами.
3. Воспитывать самостоятельность, артистичность и дружеские взаимоотношения.
М. Р. Ребята, сегодня на крышу нашего детского сада приземлился неопознанный объект,
вышел из него настоящий инопланетянин. Представьте себя на минуту пришельца-
ми из космоса, как вы думаете, как они двигаются, какие у них танцевальные
движения?
Исп. «Танец пришельцев»
(танцевальное творчество)
(входит Робот – воспитатель)
Робот. Кто я? Где я?
М. Р. Вы на планете Земля, а мы – земляне. А вы, с какой планеты?
Робот. Меня зовут робот Бенс, я с планеты Юпитер. Вашу планету я знаю хорошо, вы
Очень весёлые и музыкальные люди. Меня послали к вам на землю для установ-
ления контакта. Давайте дружить? На нашей планете очень любят танцевать,
особенно танец «Орбита». Хотите, научу?
Разучивание танца с обручами «Орбита»
Робот. Как не легко у вас танцевать. Притяжение земли больше, чем у нас на планете.
Зато у нас обручи не падают, а летают и танцуют с нами в полной невесомости.
М. Р. Уважаемый инопланетянин, а хотел бы и ты научиться нашим танцам, которые
любят танцевать земляне?
Робот. Конечно! И как можно быстрее!
М. Р. Но это невозможно! Знаешь, сколько у нас разных танцев: бальные, народные,
классические, современные. Ребята, давайте вспомним и назовём танцы, которые
мы с вами уже научились танцевать (дети перечисляют).
Робот. Да я даже названия не все запомнил, а думал, что смогу движения так быстро и
легко разучить.
М. Р. Но ты, Бенс, не огорчайся, некоторые из них мы сегодня для тебя станцуем и
вместе разучим новый танец.
Робот. Может быть, начнём с танца с листочками? Сколько их летает над вашей страной!
Даже на мою летающую тарелку приземлились.
М. Р. А движения листочков, их кружение в воздухе, наши ребята понаблюдали и могут
свой танец сочинить.
Исп. «Танец с листочками»
(танцевальное творчество).
М. Р. А теперь давайте разучим осеннюю песню – танец.
Разучивание: «Осень наступила».
М. Р. Любят наши ребята не только петь песни, но и в хороводе их инсценировать.
Вот, познакомься, наша любимая!
Исп. «На мосточке» муз. Филлипенко.
М. Р. Много разных героев сказок встречают наши ребята и в книгах, и на праздниках.
Все мы любим мультфильмы. Сегодня вновь мы услышим песню Красной
шапочки и исполним её танец. Становись, Бенс, с нами в круг!
Исп. «Песня и танец Красной шапочки» муз. Г. Гладкова.
Робот. Большое вам спасибо, ребята. Обещаю научить всех наших роботов вашим удиви-
тельным танцам. Пора возвращаться мне на исходную точку. Набираю правиль-
ный радиус, одна минута и я дома. Жаль, та не хочется вас покидать! Надо торо-
питься, в любую минуту может начаться дождь, боюсь заржаветь!
(сигнал телефона)
Пора. Меня вызывает Юпитер (говорит по рации). Задание выполнено, контакт с
Землянами по танцам установлен, обмен опытом произведён. До встречи, друзья!
Дети. До свидания.
М. Р. Молодцы, ребята, умеете и фантазировать и гостя из космоса встречать. Давайте
договоримся с вами: не скучать, не тосковать, а больше дома… танцевать!
Подготовительная группа III
Сюжетное занятие
Тема: «В гости сказки к нам пришли»
Программное содержание:
1. Учить понимать страшный, угрожающий и таинственный характер музыкальных
произведений; выразительно передавать в движении образы сказочных жителей
жителей классической музыки.
2. Развивать вокально – хоровые навыки слаженного пения и умение петь по одному.
3. Воспитывать внимание, интерес к классической музыке.
М. Р. Дорогие мальчики, дорогие девочки! Сегодня я могу исполнить три ваших заветных
желания и они обязательно исполнятся, если я скажу три волшебных слова.
Восп. Ребята очень любят сказки, можно сделать так, чтобы герои сказок сами явились к
нам в детский сад?
М. Р. Бим! Бам! Бом!
Слушание: «Гном» муз. М. П. Мусоргского
(показ иллюстрации)
Восп. Посмотрите, какой грустный гном изображён на рисунке. Ему, наверное, очень
страшно и одиноко среди гоблинов и эльфов в пещере горного короля.
Слушание: «В пещере горного короля» муз. Э. Грига
Проводится этюд – игра «Гоблины и эльфы» муз. Л. В. Бетховена
М. Р. Но, как обычно, в сказке происходят чудеса и гном не остаётся одиноким на нашем
занятии, мы пригласим его в другую сказку.
Восп. (читает фрагмент «Сказки о царе Салтане») Какие три чуда удивили коробейников?
Слушание: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
муз. Н. А. Римского – Корсакова
(сопровождается показом рисунков)
М. Р. Я, наверное, не ошибусь, если угадаю ваше второе желание: пригласить сюда
самую страшную, но одну из самых любимых героинь русских народных сказок
Бим! Бам! Бом!
Слушание: «Баба Яга» муз. П. И. Чайковского
М. Р. Ребята, вы узнали, о ком эта музыка? А вот и она сама летит.
Слушание: «Полёт Бабы Яги» (а/у кассета «Театр»)
Восп. Хотите станцевать с Бабой Ягой?
Исполнение: «Эстрадный танец с Бабой Ягой»
(танцевальное творчество)
М. Р. Пора Бабе Яге снова в сказку отправляться и в этом ей поможет музыка русского
композитора М. П. Мусоргского
Слушание: «Баба Яга» муз. М. П. Мусоргского
(показ рисунка)
Восп. Попробуйте, ребята, отгадать по описанию героиню нашей следующей сказки:
Бесстрашная, одна отправляется в лес. Заботливая, внимательная.
Несёт пирожки и горшочек масла больной бабушке.
Добрая, вежливая (поздоровалась при встрече с волком)
И, наконец, мама подарила ей на день рождения красную шапочку.
(показ иллюстрации)
М. Р. Красная шапочка приглашает нас станцевать и просит подпевать её задорную
песенку.
Исполняется: «Песня – танец Красной шапочки» муз. Гладкова.
Восп. Давайте вспомним, ребята, похожий случай, когда на нашем пути встретился
серый волк
М. Р. А вот и ваше третье желание отгадала. Знаю, что все вы очень хотите исполнить
хороводную песню «На мосточке»
Исполнение: «На мосточке» муз. Филлипенко.
М. Р. А закончит наше необычное занятие встречи со сказочными героями новая игра.
Проведение игры: «Три медведя»
Подготовительная группа
IV
Комплексное тематическое занятие
Тема: «Все краски осени»
Программное содержание:
1. Учить исполнять танцевальные движения, соответственно 3-хчастной форме
музыки, изменениям в динамике и темпе.
2. Знать средства музыкальной выразительности, использовать их при слушании и
исполнении музыкальных произведений, песен. Продолжать развивать навык чистого
интонирования мелодии, протяжного, напевного пения.
3. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность и интерес к окружающему.
М. Р. «В платье ярком золотом бродит осень над ручьём
Листья по ветру летят, журавлей догнать хотят.
Закружилась в небе осень над полями, пашнями
Яркой, сказочной жар – птицей, солнцем разукрашенной».
Слушание: «Октябрь. Осенняя песнь» муз. П. И. Чайковского
Восп. «Лес, точно терем расписной лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки ёлочки темнеют, а между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»
(В зале оформлена выставка рисунков школьников осенней тематики,
репродукции картин русских художников. Воспитатель с детьми рассматривают их и вновь садимся на стульчики).
Слушание: Инструментальная пьеса «Журавли» муз. Протасова
(чтение стихотворения на фоне музыки) :
М. Р. «Вот и осень к нам в окна стучится хмурой тучей, холодным дождём,
И назад уже не возвратится лето солнечным тёплым лучом.
Холод гонит в далёкие страны стаи звонких, пернатых друзей,
И летят журавлей караваны, крик гортанный лишь слышен с полей»
Замечательное стихотворение, не правда ли? А сколько хороших песен сочинили
об осени! Давайте вспомним и исполним самые любимые из них.
Исполнение песен: «Осень» муз. Александрова,
«Листопад» муз. Попатенко,
«Журавушки» муз. Витлина,
«Журавли» муз. Лившица,
«Ах, какая осень» муз. Роот
Восп. Я знаю, что наши ребята любят петь караоке, давайте, исполним под фонограмму
песню с танцевальными движениями.
Исполнение: Песня – танец «Осень наступила».
Восп. «В платье пёстром, золотистом осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица, открывающая бал»
М. Р. Кто же из девочек сегодня будет царицей Осенью, мы узнаем после того, как
посмотрим в их исполнении хоровод с листьями.
Исполнение: «Хоровод с листьями»
Восп. Мне больше других понравилось выступление (называет имя девочки) Пусть она
будет сегодня царицей Осенью (девочке надевают корону Осени).
М. Р. «Одарила гостья Осень урожаями плодов,
Моросящими дождями, кузовком лесных грибов».
«Так давайте славить осень песней, пляской и игрой.
Скоро встретимся мы снова, осень, в пышный праздник твой!
Восп. Пора кисти в руки брать, золотую осень рисовать.
Дети рисуют под музыку Г. Свиридова «Осень» и
П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»
Подготовительная группа.
V
Сюжетное занятие
Тема: «Ярмарка – Нижегородский сувенир»
Программное содержание:
1. Приобщать детей к русскому народному вокальному, инструментальному
и прикладному творчеству.
2. Развивать умение петь весело и задорно частушки, припевки, песни весёлого
характера; чисто интонировать мелодии, использовать внемузыкальные средства
выразительности.
3. Воспитывать интерес и уважение к труду умельцев Нижегородского края, желание
самим создавать красоту.
Восп. Издавна на Руси было много праздников. В праздничные дни забывали люди о
своих печалях, невзгодах. Много было веселья, много ряженых. Сегодня я пригла-
шаю вас в ту далёкую старину, послушать о чудо – умельцах и мастерах, которыми
славится край наш Нижегородский на всю матушку Россию.
М. Р. Путь – дорожка дальняя, не близкая. Запрягайте коней, да на резвых тройках с
ветерком прокатимся!
Исполняется упражнение: «Дружные тройки» муз. Левкодимова.
М. Р. Прикатились наши тройки прямёхонько на ярмарку «Русский сувенир», гляньте-ка,
сколько вокруг чудес разных, сколько купцов понаехало!
Восп. Вы откуда, господа, долго ль ехали сюда?
1 группа детей (купцы) С высокого берега реки Вятки, с севера нашей Нижегородской
области с заречной слободы Дымково.
-«Ой, ребята дорогие, у нас игрушки расписные, весёлые да яркие,
Купите их в подарки!»
М. Р. Здесь игрушки непростые, вылепленные из глины.
Белоснежны как берё зки: кружочки, клеточки, полоски…
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор!
Восп. Да, не зря о дымке слава; заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
Полюбуемся на вас!
Исполняются «Вятские припевки»
Разучивание танца «Дымковская свистунья»
Восп. Очень весёлый, задорный танец, мы его обязательно выучим, правда, ребята? А у
вас, уважаемые купцы, мы хотели бы купить отгадку на нашу загадку:
«Гордый, важный, пышный, статный, в оперении нарядном;
Синий, жёлтый, красный круг – распустил свой хвост…»
Купцы. Забирайте, а чем платить будете?
М. Р. А мы вам песню о Родине споём.
Исполнение песни: «День Родины моей»
(забирают игрушки, свистульки, переходят к следующей группе купцов)
Восп. А вы откуда? Чьи будете?
Купцы. Мы приехали сюда из весёлого Городца.
М. Р. А ну-ка, купцы, запевайте частушки Городецкие!
Исполняются частушки:
1. Как на Волге – реке, стоит город на горе.
Этот город Городец – славный город – молодец.
2. А живут в нём мастера, к вам приехали сюда.
Мастер кисточкой махнёт – конь галопом вскачь пойдёт.
3. Наш товар мы привезли – полюбуйся, погляди!
А товар наш – непростой, прямо скажем дорогой.
Восп. А есть ли у вас пряники душистые, Аодецкие?
Купцы. Пряники медовые, мягкие, фруктовые.
Не жуй, глотай, только брови поднимай!
И для милых ребятишек, для девчонок и мальчишек,
Шалунам, озорникам и беззубым старикам.
Сами печём, отдаём нипочём.
С пылу, с жару, пятачок за пару! Налетайте, разбирайте!
М,Р. Да здесь ярмарка на весь мир, ай да русский сувенир!
Тень, тень – потетень, плясать будем целый день!
Эх, сыпь веселей, лаптей не жалей!
Разучивание танца: «Русский сувенир»
Восп. А здесь чьи купцы? Посмотрите, что за чудо это расписное блюдо? Что за птицы,
за цветы небывалой красоты. А есть ли у вас ложки, чтоб хлебать из плошки?
Купцы. Наши ложки хохломские яркие да звонкие.
Мы и сами удалые, шустрые да ловкие.
«Семёновские частушки» :
1. Деревянной ложкой есть просто наслаждение
Славим прадеда Семёна за изобретение.
2. Расписная, лёгкая, нет её нужней
С ней и щи отменные, и кисель вкусней!
3. Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди называют хохломой
М. Р. 4. Ох, Россия, ты Россия, в каждом граде терема
Всей земле на удивленье – городец и хохлома!
Восп. 5. Ох, Россия, ты Россия славы не убавилось:
Хохломой и городцом на весь мир прославилась!
Слушание песни: «Наша хохлома» муз. Чичкова.
Восп. Хочу, чтоб музыка звенела, а ну, беритесь все за дело!
Споют гармошки озорные, а с ними ложки расписные!
Исполнение танца: «С ложками» («Коробейники» рус. нар. Плясовая)
М. Р. Нельзя уйти с ярмарки, не купив любимую игрушку.
Кто её создал, я не знаю, но известно мне, что сотню лет
Русская матрёшка расписная красотою покорила белый свет.
Алый, шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока, а внутри секреты есть:
Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко наша русская…
Разучивание песни: «Матрёшка»
М. Р. Получайте леденец. Нашей ярмарке – конец.