Анна Раева
Нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Публикация «Нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности» размещена в разделах
Занятия художественно-творческой деятельностью будут более разнообразными и интересными, если использовать следующие нетрадиционные техники :
• «Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и ставиться вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.
• «Монотипия». Краска наноситься на целлофан или кусочек бумаги, стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наноситься изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, разворачивается и краска наноситься только на одну сторону листа, затем лист складывается пополам и изображение получается как бы зеркальное.
• Кляксография. Ребенок капает краску с кисточки на листок бумаги. Затем, поворачивая лист в разные стороны, смотрит как «гуляет» капелька, и на что похоже изображение. Разновидность: с кисточки накапать краски на листок бумаги, затем лист накрыть другим листом бумаги и прижать. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что похоже.
• Рисование свечой. Рисунок наноситься свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Затем на лист наноситься тушь или краска – и рисунок проступает на цветном фоне.
• Тычок жесткой полусухой кистью. Кисточку опускают в гуашь и ударяют ею по бумаге, держа кисточку вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
• Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.
• Метод печати. Оттиск поролоном: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В старших группах дети тонкой кисточкой дорисовывают детали. Так же можно использовать любые предметы, например: пробка, листья с деревьев, дно пластиковой бутылки и вообще все, что попадется.
• Техника набрызгивания. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Краску можно также разбрызгивать с помощью зубной щетки и палочки.
• Рисование мыльными пузырями. Краски для рисования мыльными пузырями желательно смешать накануне дня рисования. Они должны постоять смешанные с водой и шампунем. От этого зависит их яркий цвет. Краску нужно вылить в лоточки и перемешать. При помощи соломинки подуйте в лоточек с раствором краски, вспенивая его до образования стойкой пены. Затем возьмите листок бумаги и опустите на пену. Пузыри начнут лопаться и оставлять следы на бумаге.
• Рисование ватной палочкой. Опускаем ватную палочку в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно рисовать падающий снег, мимозу, украшать рукавичку, косыночку.
• Пластилинография. на лист картона наносится карандашный набросок задуманного изображения. Затем, используя такие приемы как отщипывание, оттягивание, раскатывание, прилепление, размазывание и смешивание цветов пластилина, создает лепную картину с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных деталей на горизонтальной поверхности. В процессе работы следует убирать лишний пластилин стекой, не заходить за контурную линию. Полученное изображение дополнить деталями из бросового материала.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.