МААМ-картинки

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Наталья Степанюк
Николай Андреевич Римский-Корсаков

Тема: Николай Андреевич Римский-Корсаков

Цель: познакомить с творчеством композитора, педагога, дирижёра, музыкального критика и морского офицера Н. А. Римского-Корсакова.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания учащихся о композиторе;

- формировать интерес к музыке;

Развивающие:

-развивать внимание, память, познавательный интерес;

- развивать музыкальное восприятие;

- Развивать эмоциональную отзывчивость — умения переживать музыкальное

произведение в связи с его образным содержанием;

Публикация «Николай Андреевич Римский-Корсаков» размещена в разделах

- активизировать учащихся к познавательной деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку.

Тип занятия: получение новых знаний

Вид занятия: беседа

Форма занятия: групповая

Оборудование: ноотбук, проектор, презентация, нотки.

ПЛАН занятия:

I. Организационный момент:

Приветствие.

Психологический настрой.

II. Вводная часть:

Обозначение учащимися темы занятия.

III. Основная часть:

Беседа. Просмотр презентации, прослушивание музыкальных записей.

IV. Итог занятия.

Рефлексия (нотки).

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент:

Приветствие.

Прослушивание музыкальной записи.

Кто сможет сказать о чём мы поговорим сегодня?

Правильно о музыке.

II. Вводная часть:

Сегодня мы познакомимся с творчеством композитора, педагога, дирижёра, музыкального критика и морского офицера Н. А. Римского-Корсакова.

III. Основная часть:

Николай Андреевич родился 18 марта 1844 года в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии.

Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков— служил некоторое время новгородским вице-губернатором;

Мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная.

Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования.

Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Игре на фортепиано его начали обучать дома — в 6 лет. Ему нравилась церковная музыка; также — русские народные песни и музыка из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В 11 лет он начал сочинять музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус.

В 1858 году страсть к музыке развилась: появился интерес к музыке Бетховена, Моцарта, Мендельсона, Михаила Глинки. «Я был 14-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё», как вспоминал он позднее.

И с осени 1859 года, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.

В 1861 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

Морской корпус был окончен с отличием весной 1862 года.

Когда в 1861 году Ф. А. Канилле познакомил Николая Римского-Корсакова с Балакиревым он сразу стал членом Балакиревского кружка «Могучая кучка», оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора.

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония. По словам самого Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах. В начале 1862 года была написана первая часть Первой симфонии.

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Служба на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой симфонии (конец 1862 года, после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за сочинительство.

Музыкальная опера «Садко» (1869) стала этапным произведением Римского-Корсакова.

Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»).

В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях.

ОПЕРА «САДКО» (запись).

С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова :

он был профессором Санкт-Петербургской консерватории,

инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884,

директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881,

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.

дирижёром симфонических концертов (с 1874, а позже и оперных спектаклей,

помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894).

В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве.

В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаё т свои известнейшие симфонические сочинения: сюиту «Шахерезада».

Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность:

• Кощей Бессмертный

• Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

• Золотой петушок

• Ночь перед Рождеством

• Садко

• Моцарт и Сальери

• Царская невеста

• Псковитянка

• Майская ночь

• Снегурочка ОПЕРА «Снегурочка» (запись).

• Сказка о царе Салтане

Умер в усадьбе Любенск, близ Луги (Санкт-Петербургская губерния).

Похоронены вместе с женой.

Надежда Николаевна Пургольд (1848—1919) – пианистка, композитор, музыковед.

Они воспитали 5 детей (2 детей умерли не дожив до 5 лет).

Михаил Николаевич (1873—1951) — зоолог-энтомолог, лесовод.

Софья Николаевна (1875—1943) — певица.

Андрей Николаевич (1878—1940) — музыковед, редактор, доктор философии.

Владимир Николаевич (1882—1970) — титулярный советник, альтист Мариинского театра.

Надежда Николаевна (1884—1971).

Мария Николаевна (1888—1893).

Святослав Николаевич (1889—1890).

После себя он оставил богатое наследие:

• сборники обработок народных песен (40 и 100 песен)

Книги

• Летопись моей музыкальной жизни

• Практический учебник гармонии

• Основы оркестровки

Ему установлены памятники, созданы музеи.

В его честь названы улицы, его имя присвоено музыкальным учреждениям.

Выпущены почтовые марки.

IV. Итог занятия.

Рефлексия (нотки). На доске располагаются нотки. Дети выбирают нотку и отвечают на вопросы, которые написаны на нотках.

Год рождения Римского-Корсакова?

Место рождения?

Со скольки лет занимается музыкой?

Со скольки лет сочиняет музыку?

Первый пианист у которого юноша брал уроки?

Назвать оперы композитора.

Кто повлиял на творчество юноши?

Что напоминает о творчестве Римского-Корсикова?

Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца.

Г. Гауптман

Публикации по теме:

Сказка в музыке А. К. Лядова «Кикимора» Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе. Гуторова Людмила Алексеевна, Игнатова Елена Петровна Тема: Сказка в музыке А. К.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Современная музыка» Программное содержание: Воспитывать любовь к музыке, интерес к современной симфонической музыке. Учить откликаться на красоту произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Опубликовано: 28 января 2015 в 14:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД