Галина Ракшаева
НОД для детей старшей группы «Моя семья»
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад комбинированного вида «Волошка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя семья».
Подготовила воспитатель:
Ракшаева Галина Владимировна
город Ноябрьск
Занятие из цикла духовно – нравственного становления дошкольников
Тема: «Моя семья»
Публикация «НОД для детей старшей группы „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Цели: обобщать и закреплять знания детей о семье; формировать правильное представление о семье, трудовых обязанностях ее членов; воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная».
Средства реализации: фотографии медведей из сказки «Три медведя», пирамидка с тремя кольцами, индивидуальные листы, простые карандаши (по количеству детей, ромашки с отрывными лепесточками, модель домика (на каждого ребенка, силуэты членов семьи (мама, папа, дети).
Ход деятельности
Мотивационно – побудительный этап.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня нам пришло письмо. Хотите узнать, что в нем?
Дети. Да!
Педагог (вскрывает письмо). В письме фотографии медведей из сказки «Три медведя», домик, силуэты членов семьи. А вот еще и записка: «Ребята, мы очень хотим узнать, что такое семья и кто такие родственники».
- Ребята, наши гости не знают, что такое семья, кого называют родственниками, а вы знаете? Я вам предлагаю поискать ответы на эти вопросы.
Организационно – поисковый этап.
Педагог. Ребята, как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей). Ребята, семья – это близкие люди, родные. А скажите, кого называют родственниками? (Бабушек, дедушек, маму, папу, сестер, братьев.) Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? Если объединить ваши ответы, можно сказать так: род – одна большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка. Как вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, стали мудрыми, к ним стоит обращаться за советом.)
- А у вас есть брать, сестры, дедушки и бабушки? А как живут члены одной семьи – вместе или раздельно? Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Как о вас заботятся в семье? Какие чувства вы испытываете к своим родным? (Ответы детей).
Педагог. Ребята мы должны уважать, почитать и любить своих родителей за то, что они дали нам жизнь. Что значит уважать и почитать? (Высказывания детей.) Давайте мы с вами проговорим правила почитания и уважения старших.
Нельзя!
Огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками; бездельничать, когда все вокруг трудятся; смеяться над старостью и пожилыми людьми – это величайшее невежество, стариков необходимо окружать заботой, во всем помогать им. Нельзя вступать в споры, пререкания с уважаемыми взрослыми людьми; выражать недовольства тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства.
Педагог (показывает детям трафареты домиков). Ребята, что это? (Домики.) Хотите в таком домике жить? (Да.) Выберите себе домик, который вам нравится, и поставьте там себя. (Дети берут свою схематичную модель.) Хорошо вам в вашем домике? (Да.) А не скучно жить одному? (Различные ответы детей.) Ребята, а кто вас будит по утрам, чтобы в детский сад не опоздали? (Мама.) А вы любите свою маму? (Да.) А за что вы ее любите? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги.) Значит, какая у вас мама? (Добрая, ласковая, заботливая.) А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? (Да.)
Дети помещают трафарет мамы в домик.
- Ребята, кто в вашей семье водит машину? (Чаще всего папа.) А папу вы своего любите? (Да.) а что вы его любите? (Ответы детей.) Что папа для вас делает хорошего (Покупает игрушки, конфеты, катает на машине.) Значит, папа у вас какой? (Хороший, сильный, умный, добрый.) Хотите поселить папу в свой домик? (Да.) Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите поселить их в свой домик? (Да.)
Педагог. Вот мы и заселили наши дома. Настало время отдохнуть.
Динамическая минутка
«Три медведя» (по М. М. Борисовой).
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Три медведя шли домой. Маршируют на месте.
Папа был большой – большой, Поднимают руки вверх.
Мама с ним, поменьше ростом, Вытягивают руки вперед на уровне груди.
А сынок – малютка просто. Ставят руки на пояс.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. Имитируют игру с погремушкой.
Педагог. Семья бывает большой и маленькой, но главное - в семье всегда должна быть любовь и уважение. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
Словестная игра «Распредели обязанности».
Ход игры. Педагог называет действия, а дети договариваются, кто это делает.
Педагог. Молодцы! Обязанности распределили, а теперь посмотрим какие вы помощники. Вы любите заниматься домашними делами? Давайте проверим!
Задания на индивидуальных листах (на них изображены предметы).
- Что потребуется папе для ремонта? (Краска, кисточка, шпатель, стремянка и др.)
- Бабушке для вязания? (Спицы, пряжа.)
- Брату для прогулки? (Ботинки, куртка, шапка.)
- Маме для уборки? (Пылесос, швабра, веник.)
- Чтобы гладить, потребуется (утюг).
- Хорошо, теперь мы все видим, что вы настоящие помощники.
А теперь скажите, как ласково вы называете маму, папу, бабушку, дедушку. (Ответы детей.)
Рефлексивно корригирующий этап.
Педагог. Да, ребята, хорошо, что у вас есть семья, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, понимают, весело живут все вместе. Нам пришла пора расстаться, и я предлагаю послушать стихотворение.
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку
Руку луч тебе протянет,
Ты подставь скорей ладошку.
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым,
Все прибрав, иди к ней прямо.
И скажи ей: «С добрым утром!»
И потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И веселым, интересным
День твой должен получиться.
А. Костецкий
Педагог. До новых встреч!