Наталья Гринь
Конспект НОД для старших дошкольников «Казак рождается воином»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: воспитатель первой
квалификационной категории
Гринь Н. В.
НОД «Казак рождается воином».
старший подготовительный возраст.
Цель: сформирование интереса к истории Донского края, создание условий для расширения знаний о древних казачьих обычаях- рождение сына, обряд посвящения в казаки, роль казачки в воспитании казака.
Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Казак рождается воином“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: продолжать знакомить детей с древними казачьими обычаями, с воспитанием мальчика в семье- как будущего воина, с казачьим фольклором, бытом казаков.
-воспитывать: чувства патриотизма, интерес к истории донского края.
Ход занятия.
В горнице Казачка встречает детей в казачьем костюме.
Казачка : - здорово ночевали гости дорогие. Милости прошу в мою горницу.
Когда –то очень давно на месте нашего города было казачье поселение –– станица. В ней жили донские казаки - наши предки. Кто такие предки? (прадедушки, и прабабушки).
У всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. А значит у всех вас есть семья. Что же такое семья?
(показ иллюстрации ИКТ презентации)
Ответы детей.
Казачка - Казаки очень умный и мудрый народ. И в воспитании детей применяли много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки?
Д- От матери – ласка, от отца – защита.
- Если отец храбрец – то и сын молодец.
- Вся семья вместе – и душа на месте!
- Береги свою семью и служи ей примером.
Казачка - Все эти качества казаки воспитывали в ребенке с колыбели. Если в семье рождалась девочка, то отцу готовили очень соленую кашу, он должен был съесть ее без остатка, считалось, что он берет на себя все слезы и беды выпавшие дочери на женскую долю. Особо радости в доме не происходило. Большая радость и праздник, если, в семье рождался - мальчик! Закатывали пир горой, стреляли в воздух из ружья. Казак родился!
(показ слайда)
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, у которого было чему поучиться. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка, жить недалеко от крестника.
После рождения ребенка, на третий день, ребенок получал имя от родителей и в казачьем роду принимались за его воспитание. Обычно имена давали деда или бабки. Новорожденному ребенку знакомые и родственники приносили подарки.
(показ слайда)
Посмотрите и скажите, что приносили в дар новорожденному?
д / и «Подарок казачку»
(на мольберте, плакат с малышом, к нему нужно прикрепить подарки, которые приносили гости) стрелу, патроны, лук, порох, пулю, ружье. и дополнительные картинки погремушка, чепчик, соска, бутылочка.
Казачка :- Эти дары развешивались по стенам комнат, где спала мать с ребенком. После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу, что называется, «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
(показ слайда)
Воспитание мальчика в семье преследовало только одну цель: воспитать воина. Мальчика стригли в первый раз, когда ему исполнится 1 год. На женской половине дома – крестная срезала его первые прядки, которые потом хранились за именной иконкой всю жизнь. Подстриженного мальчика – женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви, где его уже ждал неоседланный конь, его сажали на расстеленный шелковый платок и возили вокруг церкви, гадали, как будет держаться в седле будущий воин. Старики – казаки пристально наблюдали, что будет делать малыш. Взялся за гриву – будет жив! Заплакал – или свалился- не путевый воин, пропадет в бою.
У ворот родного куреня казаков встречали женщины. «Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Что б не квелый был, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился, да сабле учился! Что б малых не забежал, старых уважал, а к родителям был почтительный». Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крестный шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока».
Крестный принимал оружие, хранил и вручал крестнику в 17 лет, после того как малолетку приписывали к полку. Крестный же обучал и церковным обычаям, и воинским искусствам. Считалось, что отец будет не - очень строг в воспитании, а крестный отец и строг и справедлив.
Казачка : - Военную школу казачата проходили в играх. Обучение воинскому дело начиналось, сразу после праздника «первые штаны». Мальчика все поздравляли с первыми шароварами и он очень гордился ими. В 3 года казачата уже сами ездили на лошадях, а в 5 лет бесстрашно скакали по улицам.
Проверим, какие вы наездники - предлагаю поиграть в игру «Папаха»
Ты лети, лети папаха быстро, быстро по рукам
У кого папаха станет- то на конике поскачет!
Казачка : - Детей воспитывали в трудолюбии, в честном отношении к службе. Дети рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, если нужно, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь, пасти скот, работать в поле, пахать землю, запрягать волов.
С 6-7 летнего возраста детям давалась работа по силе – уход за домашней птицей, прополка огорода, уборка по дому. Девочек учили ведению домашнему хозяйства, шить, вязать, убирать дом, готовить еду.
А наши девочки, умеют трудиться? Я предлагаю проверить какаие наши девочки мастерицы.
Игра «Клубочек»
Пока музыка играет – клубочек мотай, а как кончит играть – хватит ниточку мотать! (девочки под музыку на скорость мотают клубочки).
Казачка : мальчик рос и наступало время, когда его записывали на службу. т. е. он уходил со всеми казаками воевать – в поход. Защищать свою Родину от врагов. Вот и мы с вами поможем казаку собраться в поход.
д / и «Собери казака в поход».
(или общий казачий танец- импровизация)
Казачка : - Хорошо мы поиграли, а какие традиции и семейные праздники вы ещё знаете? ( дети: проводы в армию, колядки, покрова, пасха, рождество, встреча весны и. тд.) .
Казачка : - А что нового сегодня узнали?
Казачата : -
Подведение итогов.
Игра «Папаха»
Я папаху надеваю и загадку загадаю:
- кто предводитель войска донского? – атаман
- кто такие казаки? –вольные люди
-без кого казак не воин? – без коня
Как называется шапка казака? – папаха, фуражка