Папки-передвижки

НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Звук [У] и буква У»

Инна Несмелова
НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Звук [У] и буква У»

«В царстве Акулы».

Тема занятия: Звук и буква У.

Цель:

Развитие фонематического восприятия; знакомство со звуком и буквой У.

Задачи:

Закрепить понятия «гласный звук», «буква».

Познакомить со звуком «у», уточнить его артикуляцию.

Упражнять в выделении звука из слов, учить определять позицию звука в слове.

Познакомить с графическим обозначением звука – буквой У.

Развивать внимание, память, восприятие.

Публикация «НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста „Звук [У] и буква У“» размещена в разделах

Оборудование: Магнитная доска; изображение гнома; сюжетная картинка «Царство Акулы»; музыкальный сундучок с буквой «У» внутри; магнитная азбука; предметные картинки (в виде морских камней) со словами, которые начинаются на звук «у»; фишки для обозначения звуков, схемы для определения позиции звука в слове.

Ход занятия:

Игровая ситуация. Сообщение темы занятия.

- Ребята, посмотрите, к нам пришел наш знакомый гном Почемучка. Но сегодня он грустный, очень расстроен. Оказывается, Почемучка хотел нас познакомить с новой буквой. Он положил ее в сундучок и отправился к нам на занятие. Случайно, когда Почемучка плыл на корабле, сундучок выпал из его рук и упал в море. Сундучок был железный, тяжелый и поэтому сразу опустился на самое дно. Гном Почемучка огорчился, ведь в этом сундучке новая буква, с которой мы сегодня должны познакомиться. Что же теперь делать?

Чтобы познакомиться с новой буквой, надо достать сундучок.

Давайте отправимся на поиски сундучка.

Упражнение «Найди сундучок» (работа с сюжетной картинкой «Царство Акулы»).

- Сначала, нам нужно узнать, в каком месте лежит наш сундучок? В этом нам поможет картинка. Посмотрите, внимательно, на картинку и найдите на ней сундучок. Расскажите, где он?

Да, сундучок упал в царство Акулы.

Акула решила загадывать нам загадки.

Скорей их нужно разгадать,

Чтобы сундучок забрать.

Упражнение «Загадки Акулы» (закрепление материала предыдущего занятия).

- С какого звука начинается слово «акула»?

- Какой это звук? (характеристика звука, обозначение фишкой красного цвета)

- Сколько звуков «а» вы слышите в слове «акула»?

- Обозначьте место звука «а» на схеме.

- Придумайте еще слова, которые начинаются на звук «а».

К берегу Акула подплыла –

Показать нас просит букву - А.

(дети находят букву среди других букв).

Основная часть занятия. Знакомство со звуком и буквой У.

Акула отдаст нам сундучок, если мы отгадаем, какая в нем лежит буква.

-Назовите слова, нарисованные на морских камешках (утка, ухо, удочка, улитка, утюг).

-С какого звука начинаются эти слова? (со звука «у»)

Произнесение звука «у», уточнение его артикуляции.

- Расскажите Акуле, какой это звук? (характеристика звука, обозначение фишкой красного цвета)

- Сколько звуков «у» вы слышите в слове «акула»?

- Обозначьте место звука «у» на схеме.

Динамическая пауза:

- Нам осталось выполнить последнее задание Акулы.

На звук «у» в ладоши хлопай,

На другой звук – ножкой топай.

(выделение звука из серии звуков, слогов, слов).

- Вы догадались, какая буква лежит в сундучке? (Буква У.)

К берегу Акула подплыла –

Сундучок наш отдала.

(педагог показывает детям сундучок).

Осталось только его открыть и достать букву.

На сундучке замок.

Он не простой.

Это замочек - «звуковой».

Его откроет только тот,

Кто к схеме слово подберет.

(Подбор картинок к схемам – определение позиции звука «у» в слове. Индивидуальная работа детей с картинками).

- Ребята, вы слышите музыку? (педагог заводит музыкальный сундучок).

- Это открывается наш сундучок.

Молодцы! Вы смогли открыть замок на сундучке, и теперь мы можем достать букву, чтобы познакомится с ней.

Демонстрация буквы У. Работа с буквой У.

- рассматривание элементов буквы;

- сравнение с предметами ближайшего окружения «На что похожа буква» - показ соответствующих картинок;

- чтение стихотворения о букве.

- А чем же отличается звук от буквы?

Звук мы произносим и слышим,

а букву мы видим и пишем.

Произнесение звука «у» и печатание буквы «У» в воздухе, на ладошке.

Педагог предлагает выложить для Акулы букву У из камешков или небольших ракушек.

Итог занятия: Ребята, с какой буквой нас хотел познакомить Почемучка? Какой звук она обозначает?

Найдите букву У среди других букв и отнесите ее Почемучке (буквы из магнитной азбуки).

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда,головные уборы".Употребление.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Звук [У] и буква У»
Опубликовано: 20 мая 2021 в 20:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД